Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (655) | 5 февраля 2018г.
 

Меняют реальность

У Шамина все меньше шансов удержаться во главе Самарского метрополитена

Татьяна Федорова, Павел Соколов

29 января на сайте госзакупок была раскрыта информация об очередном контракте МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» сомнительной мотивации. Предприятию вдруг понадобился кредит для пополнения оборотных средств. Метрополитен стратегический объект, который должен обеспечить дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры Самары. По этой же причине после выборов президента РФ он будет включен в число участников реализации экономической политики первого заместителя руководителя Администрации президента (АП) РФ Сергея КИРИЕНКО. Вот только уровень компетенций нынешнего директора МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» Сергея ШАМИНА (на фото) для вхождения в этот проект могут счесть недостаточным.

Выпросили денег

22 января стало известно, что МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» оформило очередной кредит. Один из коммерческих банков почему-то предпочел предоставить ему 35 млн р. на пополнение оборотных средств. Процентная ставка — 18%. Выплатить кредит заемщик пообещал в течение 120 дней (т.е. в течение четырех месяцев). Согласно официальному ответу директора метрополитена Сергея Шамина, «средства необходимы на покрытие временного кассового разрыва с целью обеспечения своевременного исполнения обязательств предприятия по выплате заработной платы». Выплачивать зарплату за счет взятого под 18% годовых кредит — этой особый верх управленческого таланта. Но как правило, менеджмент с такими талантами можно встретить разве что в муниципально-государственном секторе экономики и на предприятиях с доминирующим государственным участием.

В целом метрополитен при Сергее Шамине сложно назвать успешной организацией. По данным Росстата, выручка за 2016 г. составила 565,4 млн р., за 2015 г. этот показатель находился на уровне 699,5 млн р. Убыток за 2016 г. составил 242,7 млн р. В 2015 г. этот показатель был чуть ниже — 189,7 млн р. Т.е. обратно пропорциональную зависимость двух этих показателей Самарского метрополитена можно заметить даже невооруженным глазом. И это все результат Шамина.

Проблема озвучена

О необходимости оздоровления финансового состояния транспортных муниципальных предприятий (МП) г.о. Самара говорил врио заместителя председателя правительства Самарской обл. Виктор Кудряшов. «В числе первых я бы назвал тяжелое финансовое состояние муниципальных транспортных предприятий. Это пассажирское автопредприятие, трамвайно-троллейбусное управление и метрополитен. Если еще два-три года назад они были сильными и финансово устойчивыми, то сегодня находятся в состоянии, близком к банкротству. Резко возросли убытки, стремительно увеличиваются долги по кредитам, не в полном объеме выплачиваются налоговые платежи. Причина, на мой взгляд, в неэффективном управлении»,- заявил Виктор Кудряшов в интервью газете «Комсомольская правда. Самара» 17 октября 2017 г.

О тяжелом финансовом положении метрополитена еще в марте прошлого года говорил и глава г.о. Самара (2014-2017 гг.) Олег Фурсов. В своем телевизионном интервью на телеканале «Россия 24» 23 марта 2017 г. он отметил, что подвижной состав самарского метро за время эксплуатации сильно обветшал. «За ближайшие 8 месяцев мы должны будем эти вагоны списать. Для того чтобы приобрести новые, нам требуется, по оценкам специалистов, почти 1,7 млрд р. Мы либо заключим договоры досрочного лизинга, либо продлим срок эксплуатации вагонов еще на год, если это возможно», — говорил Олег Фурсов. Однако его досрочная отставка случилась до истечения обозначенного им срока — ближайших 8 месяцев.

Развитие Самарского метрополитена подразумевает и другие направления расходования бюджетных средств. Причем куда более емкие, чем закупка вагонов. Строительство метрополитена осуществляется в соответствии с государственной программой Самарской обл. «Развитие транспортной системы Самарской обл. на 2014-2025 гг.», утвержденной постановлением правительства Самарской обл. №677 от 27 ноября 2013 г. В рамках программы в период 2018-2019 гг. планируется выделение средств на окончание второго этапа строительства ст. «Алабинская». Соответствующим распоряжением правительства Самарской обл. утверждена документация по планировке территории в Самаре в целях размещения объекта II очереди метрополитена на участке от Хлебной пл. до пл. Центрального автовокзала протяженностью 9 км с шестью станциями. Ну и конечно, обновление подвижного состава, параметры которого уже озвучивал Фурсов. Между тем все эти мероприятия потребуют от руководства метрополитена эффективных решений и реализации новых подходов к управлению.

Вполне разумно ожидать, что после подведения итогов выборов президента РФ может последовать смена руководства во всех предприятиях и учреждениях с муниципальным и государственным участием, но пока только в тех регионах, где до сентября 2018 г. предусмотрены выборы глав субъектов РФ. Это обусловлено тем, что экономическая политика Сергея Кириенко была создана специально под этот процесс. Она должна будет стать каналом для перетока многомиллиардных бюджетных средств (под вывеской региональных программ развития секторов экономики, закупки техники и строительства объектов инфраструктуры) в закрома топ-менеджмента Госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Самарская обл. по всем параметрам входит в число этих регионов. Однако для настройки своих основных параметров к участию в этом процессе руководству Самарской обл. и г.о. Самара предстоит решить непростой вопрос — кадровый.

Непростой он лишь потому, что за каждым кадровым назначением на руководящую должность субъекта, через который прокачиваются сотни миллионов и даже миллиарды бюджетных рублей, просматриваются интересы региональных элит, сумевших за долгое время достичь между собой определенного рода равновесных (или равнозначных) обязательств. Нарушить всю эту конструкцию — значит поставить Самару на грань межэлитных распрей. Понимают это и в окружении Кириенко. Из этого следует, что ротации будут происходить на основе принципиально новых мотивационно-административных принципов.

Как это работает

Сильный руководитель крупного и ресурсоемкого предприятия, как показывает практика, человек заслуженный, уважаемый и в случае неадекватного с ним обращения способный нагнать невзгоды на многих. О таких авторитетных руководителях еще говорят: «За ним коллектив!» Но если организовать его отстранение от руководства чем-либо путем сохранения его же позиций, причем убедив, что на фоне внешних аналогичных структур он станет еще более значимым, т.к. организация, где он до сих пор командовал, начинает разрастаться и укрупняться, то через 5-9 месяцев с ним можно будет делать что угодно. При этом даже его покровители из числа представителей силовых госорганов или криминалитета не смогут найти оснований для претензий.

Проводя аналогии, можно вновь обратиться к ситуации вокруг перспектив МП г.о. Самара «Самарский метрополитен». Участие этого предприятия в экономической программе Кириенко потребует делегировать ему набор дополнительных компетенций. Но одновременно с этим может возникнуть понимание, что уровень управленческих навыков Шамина будет не поспевать за темпом наполнения его предприятия новыми компетенциями. В ходе такого стремительного развития предприятия Шамин может оказаться на уровне не более чем начальника депо или руководителя линейным персоналом. Меньше всего хотелось бы, чтобы Сергей Шамин обиделся на такой прогноз. Т.к. даже после такой метаморфозы подавляющая масса самарцев продолжила бы воспринимать его как человека высокопоставленного и обеспеченного.

Между тем в конце января появилась еще одна серьезная предпосылка для смены главы Самарского метрополитена. 22 января в администрации г.о. Самара при участии главы Самары Елены Лапушкиной был презентован новый кадровый проект, получивший название «Самарская траектория роста». Незадолго до этого эксперты Областного аналитического еженедельника «Хронограф» обратили внимание на то, что одной из первоочередных задач Лапушкиной станет формирование условий для создания принципиально нового кадрового резерва для подведомственных администрации г. о. Самара управленческих позиций (см. «Хронограф» №1 (653) от 22.01.18). Звучит, конечно, утопически, но именно такими методологическими приемами первый заместитель руководителя АП РФ Сергей Кириенко формирует вокруг своих высокопоставленных клиентов иллюзию непостижимого превосходства своей креативной мысли.

Заявленный Лапушкиной проект «Самарская траектория роста» как раз направлен «на обновление кадрового состава органов местного самоуправления и привлечение профессионалов к управлению городом». Реализация такого подхода полностью соответствует принципу преемственности власти, к чему начали призывать в АП накануне выборов президента РФ. И в первую очередь смена руководящего кадрового состава уже началась с транспортных муниципальных предприятий.

Есть все основания полагать, что сам Шамин это чувствует, но вынужден делать вид, что все идет по плану.

Комментарии

Сергей ШАМИН, директор МП г.о. Самара «Самарский метрополитен»

- Оценку эффективности работы руководителя МП дает глава г.о Самара и на основании проводится ротация руководителей МП. Сложившаяся в России практика показывает, что обновление подвижного состава метрополитена невозможно за счет организации, эксплуатирующей метрополитен. Предприятию предложены несколько вариантов обновления парка вагонов метрополитена (46 вагонов) с расчетами и обоснованием. Данные предложения находятся на рассмотрении в администрации г.о Самара и правительстве Самарской обл. для принятия окончательного решения и определения источников финансирования.