Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (653) | 22 января 2018г.
 

Зайдут на посадку

Аэросоюз-Девелопмент может сорвать проект по созданию вертолетного центра

Андрей Неретин

Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф» стали известны детали инвестиционного меморандума, в рамках которого ООО «Аэросоюз-Девелопмент» братьев Дмитрия КЛИМЧУКА и Александра КЛИМЧУКА (на фото) обязалось реализовать проект по созданию сети вертолетных центров в Самарской обл. Один из них запланирован возле строящегося к Чемпионату мира по футболу стадиона «Самара-Арена». Согласно официальной информации, правительство Самарской обл. оценивало возможности инвестора по несуществующим финансовым показателям, которые предполагаются бизнес-планом. При этом негативная кредитная история Александра Климчука почему-то всерьез не воспринимается.

Бумажный проект

Департамент информационной политики администрации губернатора Самарской обл. (ДИПАГ, департамент) проинформировал ОАЕ «Хронограф» об условиях инвестиционного меморандума, который был заключен 1 сентября 2017 г. с ООО «Аэросоюз-Девелопмент». В рамках меморандума предполагается реализация «масштабного инвестиционного проекта» по строительству сети вертолетных центров на территории Самарской обл. Первый из них обещают построить возле стадиона «Самара-Арена». Под это врио губернатора Самарской обл. Дмитрий Азаров 31 октября 2017 г. распорядился (распоряжение №623-р) предоставить «инвестору» без проведения торгов 2,94 га.

Ранее сообщалось, что к ЧМ-2018 г. здесь будет создана вертолетная площадка, на базе которой после завершения игр будет построен вертолетный центр (см. «Хронограф» №38 (648) от 27.11.17).

Согласно официальной информации, п. 5.1 инвестиционного меморандума предусматривает обязанность компании ООО «Аэросоюз-Девелопмент» по осуществлению инвестиций на реализацию проекта в размере 726 млн р. «на основе самостоятельного обеспечения его организации и финансирования». При этом в ДИПАГ подчеркнули, что «неотъемлемой частью» инвестиционного меморандума является бизнес-план. По этому поводу были даны официальные пояснения: «При подписании инвестиционного меморандума... инвестором был предоставлен бизнес-план инвестиционного проекта... Эффективность предлагаемого к рассмотрению проекта в целом и инвестиционных вложений определена на основе наиболее важных результатов моделирования денежных потоков, отраженных показателями отчета о прибылях и убытках, данных о движении денежных средств, балансовых характеристик проекта и его финансовых показателей. В процессе имитационного планирования финансовых потоков, сопровождающих реализацию проекта, достигается его главная цель — обеспечена коммерческая состоятельность проекта за счет создания положительного значения сальдо денежных поступлений и платежей на всем периоде до горизонта и внутри каждого интервала планирования». По сути, бизнес-план инвестиционного проекта на данный момент выглядит как красивый эскиз, где «смоделированы» пока еще не существующие доходы, за счет которых предполагается достичь рентабельности.

Самое главное, конечно, это вопрос об источниках финансирования проекта по строительству вертолетных центров. По этому поводу департамент сообщил следующее. «Структура финансирования, определенная в бизнес-плане, предполагает реализацию инвестиционного проекта как за счет собственных средств, так и с учетом привлечения заемного финансирования, что не противоречит действующему законодательству. Оформление документов и принятие решений о заемном финансировании целесообразно после оформления прав на земельные участки, а также разработки проектно-сметной документации и экспертизы проектной документации». При этом было указано, что по состоянию на 6 декабря 2017 г. договор аренды земельного участка с инвестором не заключен.

Необходимо отметить, что на данный момент финансовые возможности «инвестора» сомнительны. Согласно бухгалтерскому балансу ООО «Аэросоюз-Девелопмент», у компании на 1 января 2017 г. какие-либо активы отсутствуют (!). Выручка за 2016 г. составила всего 80 тыс. р. Понятно, что «инвестор» будет делать ставку на привлечение заемных средств.

Собственно, именно по такому сценарию предпочитали работать Александр Климчук и его брат Дмитрий Климчук, которые стоят за созданием ООО «Аэросоюз-Девелопмент». Правда, итог везде был печальным: проекты оставались на бумаге, а соинвесторы оценивали свои потери.

История «инвестора»

Александр Климчук получил известность «вертолетного деятеля», будучи создателем и президентом ЗАО «Вертолетная компания «Аэросоюз» (ВК «Аэросоюз»). Генеральным директором был Дмитрий Климчук. Компания громко заявляла о планах по строительству вертолетных центров в 40 регионах России до конца 2016 г. Уже были разрекламированы проекты в Ульяновске, Воронеже, Новосибирске, Саратове, Абакане и Томске. Однако реальной работы по этим проектам не было.

По мнению наблюдателей, президент ВК «Аэросоюз» Александр Климчук везде действовал по одной схеме: имитировал бурную деятельность, собирал пул инвесторов, которые потом «оставались с носом». В январе 2016 г. бывший партнер бизнесмена, глава корпорации «Хелипорты России» Александр Хрусталев обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании Александра Климчука несостоятельным (банкротом). Определением суда от 19 апреля 2016 г. заявление было удовлетворено. В отношении предпринимателя была введена процедура реструктуризации долгов. Согласно материалам дела, Александр Климчук задолжал Александру Хрусталеву около 45 млн р. (36,2 млн р. — сумма основного долга по договору займа, 4,1 млн р. — проценты за пользование займом и 5,5 млн р. — неустойка). Финансовым управляющим должника был назначен член Ассоциации МСОАУ «Содействие» Евгений Бодров. По решению Арбитражного суда г. Москвы 20 сентября 2016 г. Александр Климчук был признан несостоятельным (банкротом). В отношении должника была введена процедура реализации имущества, которая длится по сей день.

Опись основных средств должника, составленная финансовым управляющим в конце 2016 г., состояла из дюжины строк. Это доли в 11 обществах, которые на деле оказались фирмами-пустышками. Еще в одной строчке был записан прицеп для яхты МЗСА 832321, местонахождение которого установить не удалось. Общая стоимость выявленного имущества едва превысила 1 млн р.

Удивительно, но обанкротившемуся бизнесмену все равно продолжают верить высокопоставленные лица. В ноябре 2016 г. Александр Климчук, уже будучи официальным банкротом, заключил соглашение с министром экономического развития Пермского края Леонидом Морозовым. ВК «Аэросоюз» под руководством банкрота обязалась построить вертолетный центр за 900 млн р. и создать сотни рабочих мест. В сентябре 2017 г. ВК «Аэросоюз» подписала соглашение о сотрудничестве с правительством Нижегородской обл. «Инвестор» пообещал реализовать проект стоимостью 100 млн р. и создать 20 рабочих мест. Однако проекты, судя по всему, так и останутся лишь на бумаге. ВК «Аэросоюз» вслед за своим руководителем пошла по пути банкротства. 12 октября 2017 г. Арбитражный суд Московской обл. принял определение о признании компании банкротом за неисполнение финансовых обязательств по уплате задолженности в размере 18 млн р. перед ПАО «Сбербанк России». У ВК «Аэросоюз» осталась непогашенная задолженность перед партнерами и персоналом. Любопытно, что обанкротившаяся организация формально с братьями Климчуками теперь никак не связана. Генеральным директором является Юлия Стук, а учредителем значится некий Сергей Хомяков.

Прикрылись Безруковым

Похоже, «великие комбинаторы» вертолетных проектов братья Климчуки не собираются останавливаться на достигнутом и возобновили работу по уже проверенной схеме. Для реализации очередных мифических проектов были созданы новые юридические лица. Одним из них является ООО «Аэросоюз-Девелопмент». Организация была образована 4 марта 2016 г.

По данным ЕГРЮЛ, учредителями компании выступают ООО «Химтранс» (66%) и Дмитрий Климчук (34%). Генеральным директором ООО «Аэросоюз-Девелопмент» является Тимофей Матисон. Финансовые возможности компании, а точнее их полное отсутствие, были отмечены выше. Однако «Аэросоюз-Девелопмент» уверенно заявляет о планах по реализации масштабных инвестиционных проектов.

В октябре 2016 г. губернатор Орловской обл. (2014-2017 гг.) Вадим Потомский подписал с Тимофеем Матисоном соглашение о реализации проекта по созданию вертолетной инфраструктуры. В соответствии с подписанным документом компания обязуется инвестировать в реализацию проекта в период с 2017 г. по 2020 г. не менее 450 млн р. Затем в феврале 2017 г. на публичных слушаниях в Казани Тимофей Матисон представил генеральный план благоустройства береговой зоны р. Казанки за 1 млрд р. В рамках этого проекта «Аэросоюз-Девелопмент» пообещал разместить многофункциональный досугово-развлекательный комплекс с небольшой вертолетной площадкой, яхт-клубом и мини-полями для футбола. Помимо этого, очередные «Нью-Васюки» были обещаны и правительству Ивановской обл. В июле 2017 г. Межведомственный совет по улучшению инвестиционного климата в Ивановской обл. под председательством губернатора (2013-2017 гг.) Павла Конькова рекомендовал к реализации псевдопроект компании «Аэросоюз-Девелопмент» по созданию многофункционального спортивно-досугового комплекса. Полный срок реализации проекта составит 8 лет, объем инвестиций — 4,8 млрд р.

Суть подобного рода бизнеса может быть следующей. Заручившись поддержкой региональных властей, получив от них земельные участки и прочие ресурсы под одни лишь обещания и честное слово, псевдоинвестор начинает собирать реальные деньги с местных бизнес-элит. Под эти ресурсы «инвестор» может даже взять кредит в банке. Это вполне возможно, если в качестве залогового имущества у него будет земельный участок в очень выгодном месте того или иного регионального центра. После сбора денег псевдоинвестору уже ничто не будет мешать «сесть на вертолет» и раствориться в тумане фантазий мечтателей из числа местных бизнес-элит.

Теперь же список «инвестиционных проектов» братьев Климчуков пополнился инвестиционным меморандумом, который был подписан 1 сентября с правительством Самарской обл. Таким образом, общая стоимость проектов, которые были заявлены компанией «Аэросоюз-Девелопмент», составляет почти 7 млрд р.

Необходимо обратить внимание, что сомнительный проект в Самарской обл. получил зеленый свет, когда губернатором Самарской обл. (2012-2017 гг.) был Николай Меркушкин. Запущенный «маховик», похоже, остановить не смогли. В правительстве до сих пор демонстративно показывают, что никаких опасений по поводу срыва заявленного проекта нет. «Информация о банкротстве третьих лиц не имеет прямого отношения к сторонам инвестиционного меморандума», — сообщает ДИПАГ, сформированный уже при Азарове.

По мнению наблюдателей, Александр и Дмитрий Климчуки умеют находить правильный подход к лицам, способным подготовить нужное для них решение за подписью первых лиц регионов. Причем не последнюю роль в этом деле играет Тимофей Матисон. Не секрет, что его родная сестра Анна Матисон замужем за известным российским актером Сергеем Безруковым. По одной из версий, братья Климчуки специально пригласили Тимофея Матисона в свой «бизнес», чтобы поднять свое реноме и использовать широкие связи его сестры. Также определенного эффекта достигают пафосные заявления о том, что бизнесмены будто бы являются дилерами уважаемых компаний. Правда, такая информация доверия не вызывает. Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что проект по созданию вертолетных центров в Самарской обл., как и многие ему подобные проекты, также может завершиться бесславно, даже и не начавшись. В связи с этим возникают опасения, что вертолетная площадка возле стадиона «Самара-Арена» к ЧМ-2018 г. так и не появится.