Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (217) | 21 января 2008г.
 

Чеченский проект

АВТОВАЗ переносит производство «классики» на юг

Антон Здобнов

14 января состоялся визит в Чеченскую Республику делегации Самарской обл., в состав которой входили губернатор Владимир АРТЯКОВ и ряд менеджеров ОАО «АВТОВАЗ», в том числе глава предприятия Борис АЛЕШИН, а также вице-президенты Виктор БАУНОВ, Виталий ВИЛЬЧИК и исполнительный директор по продажам Алексей КРИВОРУЧКО. В ходе визита состоялось подписание соглашения между автогигантом и правительством Чечни, предусматривающее строительство в республике заводов, специализирующихся на производстве автокомпонентов, а также предприятия по сборке вазовских моделей.

«Семерка» для Артякова

Согласно подписанному документу стороны будут взаимодействовать в области производства автомобилей и автокомпонентов, развития автомобильного рынка и социальной сферы на территории Чечни. АВТОВАЗ планирует оказать содействие республике в разработке программ обучения рабочих и специалистов и в определении перечня комплектующих для изготовления на территории Чечни. Правительство Чечни в свою очередь в рамках соглашения обязуется предоставить АВТОВАЗу региональные льготы, обеспечить работу официального дилера АВТОВАЗа и содействовать укреплению бренда LADA.

По заявлением сторон ожидается, что в Грозном, Гудермесе и Аргуне будет построено четыре завода по производству комплектующих, а также сборочное предприятие. Как было заявлено, на чеченской территории планируется наладить сборку ВАЗ-2107, а также бронированных ВАЗ-2121 («Нива»). В рамках проекта планируется создать порядка 8 тыс. рабочих мест.

О финансовых параметрах будущего сотрудничества официальные источники пока умалчивают. Президент Чечни Рамзан Кадыров и министр промышленности и энергетики Чеченской Республики лишь ограничились заявлениями, что к 2010 г. планируется выпускать 30 тыс. автомобилей, первый из которых будет собран уже в мае с. г. «Первую машину я подарю губернатору Самарской обл. Владимиру Артякову, вторую оставлю себе и буду сам лично ездить на этом автомобиле. Мы очень благодарны руководству Самарской обл. за оказанное содействие и уверены, что открытие дилерской сети АВТОВАЗа в Чечне — это не первый наш совместный проект, мы будем сотрудничать во всех областях», — заявил Кадыров на церемонии подписания соглашения. Он также отметил, что налоги от данного производства будут поступать в бюджет республики.

Владимир Артяков в свою очередь заметил, что подписание договора демонстрирует, что Чечня — регион со стабильно развивающейся экономикой. «Я уверен, что сегодня любой промышленный объект может прийти в Чеченскую Республику и развивать здесь стабильный и доходный бизнес, республика имеет для этого все необходимые ресурсы», — заявил губернатор.

Центроев не в центре

Очевидно, что соглашение имеет политический подтекст и является частью госпрограммы по восстановлению экономики Чечни — в данном случае руками обосновавшегося в Самарской обл. ФГУП «Рособоронэкспорт». По информации «Хронографа», инициатива по развертыванию сотрудничества АВТОВАЗа и правительства Чечни, вероятнее всего, исходила от людей, близких Асламбеку Аслаханову, которые давно имеют связи на АВТОВАЗе.

Стоит отметить, что в числе фигур, которые также могли посодействовать разработке проекта взаимодействия области и АВТОВАЗа с Чечней, уместно назвать, например, руководителя УФСБ по Самарской обл. Юрия Рожина. Напомним, Рожин перешел на свою должность с аналогичного поста в Чеченской Республике.

Впрочем, связь автогиганта с кавказской республикой можно проследить и через биографии более противоречивых фигур. В частности, в числе возможных вдохновителей проекта можно упомянуть небезызвестного Саида Центроева. В 90-х Центроев считался одним из лидеров чеченской диаспоры Самарской обл. Помимо этого, Центроеву приписывали покровительство над чеченским преступным синдикатом в Самарской обл., который в числе прочего имел контроль над криминальным бизнесом на АВТОВАЗе и рядом дилерских компаний автогиганта.

Еще в 1994 г. на Центроева было заведено уголовное дело, в частности, ему инкриминировалось убийство. После этого Центроев исчез из региона, однако спустя 3 года за помощь в освобождении российских заложников ген-прокуратура сняла с него все обвинения и Центроев вновь появился в Самаре — уже в статусе официального «полномочного представителя Ичкерии». После прихода Рамзана Кадырова к власти в Чечне Центроев вновь вернулся на Кавказ, где сначала возглавил администрацию Заводского р-на Грозного, а впоследствии был назначен первым заместителем начальника Департамента внешних связей президента и правительства Чечни. Источник «Хронографа», близкий к вазовскому менеджменту, полагает, что Сайд Центроев также «мог приложить руку к проекту сотрудничества, однако вряд ли сыграл в нем центральную роль».

Интересно, что в 90-е гг. фактическое отсутствие в Самарском регионе инцидентов, которые можно было увязать с деятельностью чеченских сепаратистов, принято объяснять тем, что местная элита закрывала глаза на, мягко говоря, не всегда легальный бизнес представителей чеченской диаспоры. Ныне же взаимодействие регионов в соответствии с веяниями времени приобретает цивилизованные формы.

Все по-честному

Впрочем, по словам источника «Хронографа» на АВТОВАЗе, у подписанного соглашения есть не только политическая, но и коммерческая основа: «В отличие от многих прежних проектов АВТОВАЗа чеченский завод, вероятно, будет рентабельным». «Экономическая выгода будет небольшой — в пределах 5%. По крайней мере, об убытках речь не идет» — полагает собеседник «Хронографа».

Как отмечают наблюдатели, чеченский проект не в последнюю очередь направлен и на решение производственных проблем собственно АВТОВАЗа. Очевидно, что решение о строительстве завода в Чечне и сборке там ВАЗ-2107 вписывается в план по освобождению главного конвейера АВТОВАЗа под выпуск новых моделей.

Экс-менеджер предприятия, глава Международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа Юрий Целиков в комментариях «Хронографу» также положительно оценил проект:

«Мне кажется, это мудрое решение. Приход АВТОВАЗа в Чечню — проект с прицелом на будущее. Это касается как производства, так и деятельности дилеров. Замечу, что подписанное соглашение является еще и шагом к расширению присутствия АВТОВАЗа на рынках стран СНГ — например, Грузии и Азербайджана. Кроме того, надо понимать, что в Чечне живут наши сограждане и мы можем помочь им в восстановлении промышленности региона».

Между тем строительство заводов в Чечне вполне может ущемить интересы Группы «СОК», которой ранее, как правило, передавались подобные проекты. Интересно, что в начале прошлой недели появилась информация о том, что на новом заводе планируется наладить выпуск пикапов на базе «Нивы», производством которых в настоящее время занимается компания «ВИС-Авто» (входит в структуру Группы «СОК»).

По оценкам экспертов, в настоящее время у АВТОВАЗа есть определенный резерв по выпуску автокомплектов, однако не исключен вариант, при котором часть комплектов, поставляемых на «ВИС-Авто», будет переброшена на новый сборочный завод. Тем более реальным такой вариант представляется в свете все осложняющихся отношений автогиганта с Группой «СОК».