Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (624) | 15 мая 2017г.
 

Принцип теннисиста

ПШК Бондаренко пытается уйти от обязательных платежей

Илья Ширтанов

В мае продолжилась череда судебных тяжб двух фирм из группы компаний (ГК) «Поволжская шинная компания» (ПШК) с Управлением Пенсионного фонда России (ПФР). Они пытаются признать незаконными действия ПФР. Судя по всему, у ГК «ПШК» Сергея БОНДАРЕНКО при выручке в несколько миллиардов рублей не остается средств для перечисления в ПФР, собственно, как и на налоговые выплаты. Подобные методы работы вряд ли можно назвать полезными для экономики Самарской обл.

Ветер с запада

В суде идет речь о привлечении двух компаний Бондаренко к ответственности «за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Как видно, в ПШК не согласились с мнением представителей ПФР. Примечательно, что на рассмотрение Арбитражного суда Самарской обл. было подано сразу два аналогичных заявления.

Первое — от ООО «Поволжская шинная компания» (ПШК-1), зарегистрированного в с.п. Зеленовка, и второе — от ООО «Поволжская шинная компания», имеющего адрес регистрации в Тольятти на ул. Борковской, 18а. При этом на Борковской, 18а, по данным ЕГРЮЛ, числятся сразу две «Поволжские шинные компании». Одно юрлицо было образовано в 2013 г. (ПШК-2). Сведения о другой компании (ПШК-3) были внесены в ЕГРЮЛ в 2005 г.

В связи с указанными обстоятельствами идентифицировать ПШК с Борковской, 18а, не представилось возможным, поскольку в документах суда не указан ИНН организации. Тем не менее в выписках из ЕГРЮЛ отмечается, что учредителем и генеральным директором всех трех указанных фирм является Бондаренко.

Из материалов суда известно, что на ПШК-1 был наложен штраф в размере 49,5 тыс. р. В другом случае Управлением ПФР в Автозаводском р-не г. Тольятти было вынесено решение о применении штрафных санкций в размере 132 тыс. р. Представители ГК «ПШК» на судебных заседаниях заявили о полном раскаянии в совершении правонарушений. В итоге суд счел доводы стороны коммерсантов убедительными и снизил размеры штрафов: с 49,5 до 1 тыс. р. и со 132 до 2 тыс. р. соответственно. В настоящее время от ПФР поступили апелляционные жалобы на решения суда первой инстанции.

Безусловно, бенефициары ПШК не стремятся расставаться с деньгами. Тезис актуален в условиях экономического кризиса, когда многие коммерсанты ставят перед собой цель любыми доступными способами сократить издержки. Пускай в ущерб бюджету и экономике государства в целом.

Уже не раз отмечалось, что подобными действиями бизнесмены лишь усугубляют ситуацию. Каждая укрытая от государства копейка может стать поводом для обострения кризисных явлений. Одно вытекает из другого.

Нехватка средств для выплаты пенсий влечет за собой поиск новых источников наполнения бюджета и, как следствие, недовольство граждан. А корень проблемы продолжает погружаться в глубину.

Опытные бизнесмены продолжают все активнее оптимизировать налогооблагаемые базы, набивая деньгами свой карман. Госдепартаменту США даже не нужно нести затраты на разработку и реализацию схем по подрыву экономики России. «Хозяйственные» бизнесмены и без вмешательства Госдепа сумеют развалить финансовые основы государства. Сведения Росстата только об одном из вышеуказанных ПШК с Борковской, 18а, свидетельствуют, что Бондаренко уловил веяние новых реалий.

К примеру, при росте выручки ПШК (ИНН 6321152408) почти на 200 млн р. (с 3,83 млрд р. по итогам 2014 г. до 4 млрд в 2015 г.) ПШК продемонстрировала внушительный провал по чистой прибыли. Если 2014 г. ПШК закончила с показателем по прибыли в 25 млн р., то в 2015 г. у компании был сформирован чистый убыток в размере 388 млн р. Для полноты картины следует подчеркнуть, что себестоимость продаж ПШК в 2014  г. находилась на уровне 3 млрд р., а в 2015 г. выросла до 3,5 млрд р. Так или иначе, но валовый доход ПШК по итогам 2015 г. был сформирован на уровне порядка 500 млн р. Странный получается бизнес. Заработали больше, но себе в убыток. С трудом верится, что такой продуманный до мелочей деятель, как Сергей Бондаренко, вдруг решился бы на такое ребячество.

Мимо казны

Надо отдать должное профессионализму бухгалтеров ПШК. Создается впечатление, что они владеют навыками грамотно размывать денежные потоки, вырученные фирмой Бондаренко. Результаты финансовой деятельности были подогнаны таким образом, что убыток фигурирует уже на этапе «до налогообложения». Т.е. по итогам 2015 г. ПШК произвело отчисления по налогу на прибыль в размере 0 р.

Между тем более чем в 2 раза (с 670 млн р. в 2014 г. до 1,49 млрд р. в 2015 г.) выросла сумма, затраченная ПШК на прочие расходы. Опираясь на сведения справочника по ведению бухгалтерского учета, можно прийти к выводу, что сформировать издержки на прочие расходы не составляет большого труда. Особенно если компания окружена множеством аффилированных или дружественных хозяйствующих субъектов.

У ПШК в этом плане проблем не наблюдается. К примеру, по данным ЕГРЮЛ, только фирм с названием «Поволжская шинная компания» в Тольятти и окрестностях насчитываться не менее трех. О них уже говорилось выше.

Кроме того, Бондаренко выступает владельцем целого ряда других организаций, например: ООО «Маслосырбаза «Тольяттинская», ООО «Поволжский шинный холдинг», ООО «Поволжская шинная компания экспорт». Есть и другие.

Клуб местной элиты

Дружественные компании могут участвовать в процессе оптимизации налогооблагаемых баз. Один из самых распространенных и в то же время эффективных методов формирования расходной части — это формирование задолженности перед аффилированным лицом. Такую практику зачастую используют ритейлеры. Впрочем, ПШК тоже имеет широкое отношение к торговле в розницу.

Как правило, торгующая организация арендует площади для осуществления деятельности у дружественной или даже, может быть, дочерней компании, которая формально является владельцем объекта недвижимости. Стоимость договоров аренды определяется сторонами. Соответственно, договорные отношения могут быть выстроены таким образом, что торгующее юрлицо, будучи арендатором, получит возможность списывать в издержки практически любую удобную сумму. Вплоть до ухода в убытки. На этом фоне впечатляюще выглядит сумма краткосрочных обязательств ПШК, которая по сравнению с 2014 г. выросла более чем в 6 раз-с 456 млн р. до 2,64 млрд р. — по итогам 2015 г.

Между тем нельзя сказать, что бенефициары ПШК испытывают нужду. Примером тому может служить то, что Бондаренко продолжает состоять в попечительском совете Федерации тенниса Самарской обл. (ФТСО), одно время он даже его возглавлял. Теннис всегда считался элитным видом спорта. Как следствие — федерации тенниса различного уровня стали представлять собой некие закрытые клубы местных элит, членство в которых могут позволить себе исключительно состоятельные граждане. А то, что Бондаренко состоит в попечительском совете ФТСО, явно свидетельствует о том, что он не утратил платежеспособности.

Более того, возвращаясь к отчетности ПШК, стоит подчеркнуть, что и в прочие расходы предприятия можно записывать «перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий». Т.е. на досуговые мероприятия денег должно хватать, в отличие от средств на уплату налогов и иных обязательных сборов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.