Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (623) | 24 апреля 2017г.
 

Самозахват не для всех

Губернатора могли не проинформировать обо всех нюансах работы «Трансгруза»

Егор Кошеров

В IV кв. 2017 г. должно быть завершено строительство трехсекционного жилого дома с подземными гаражами по ул. Калужской в Самаре. Благодаря губернатору Самарской обл. Николаю МЕРКУШКИНУ выяснилось, что стройка, ведущаяся уже не первый год силами ООО «Трансгруз» Эдуарда ВОЛКОВА, до 20 февраля т.г. представляла собой, скорее всего, самозахват. С учетом этого странно, что несколько недель назад земля под сооружением была отдана в аренду «Трангрузу» на бесконкурентной основе. Хотя логичнее было бы бить тревогу по факту самовольных действий застройщика. Не исключено, что «Трансгрузу» известны приемы скрытого шантажа властей.

20 февраля 2017 г. губернатор Николай Меркушкин подписал распоряжение №84-р. В соответствии с данным документом органу местного самоуправления (МСУ) г.о. Самара рекомендовано предоставить в аренду ООО «Трансгруз» с ИНН 6367651696 без проведения торгов земельный участок площадью 0,8038 га с кадастровым номером 63:01:0627001:844. Единственным участником ООО «Трансгруз» числится Эдуард Волков.

Отчуждаемый участок расположен по адресу: г. Самара, Октябрьский р-н, ул. Калужская. Он был предоставлен под строительство объекта «трехсекционный жилой дом с подземными гаражами». Однако публичная кадастровая карта дает несколько иное описание назначения участка. Так, участок с номером 63:01:0627001:844, согласно кадастровой карте, имеет кадастровую стоимость 49,4 млн р. и предназначен «для строительства многоквартирного дома свыше четырех этажей на внутриквартальной территории с размещением на 1-м этаже нежилых объектов».

Как следует из текста распоряжения губернатора, «Трансгрузу» на участке рекомендуется «обеспечить реализацию масштабного инвестиционного проекта». Отправной точкой служит некое, не раскрываемое в деталях соглашение правительства Самарской обл. от 12 января 2017 г. с инвестором, т.е. с «Трансгрузом».

После выхода распоряжения «Трансгруз», по логике, должен был обратиться в орган МСУ для заключения договора аренды земли. Только после появления договора аренды и еще ряда правоустанавливающих документов «Трансгруз» имел право приступить к освоению участка, т.е. непосредственно к строительству.

Однако в действительности строительство на указанном участке, как показал выезд корреспондента Областного аналитического еженедельника «Хронограф» на обозначенное в распоряжении губернатора место, началось, судя по всему, еще задолго до 20 февраля 2017 г. Так, на сайте «Трансгруза» проект застройки обозначен как «ЖК Мичурина». В натуральную величину «ЖК Мичурина» уже вымахал до размеров многоэтажного жилого комплекса, почти готового к сдаче в эксплуатацию. Такое масштабное сооружение при современных темпах строительства должно было возводиться не менее 2-3 лет. Сейчас на объекте вовсю идут отделочные работы. Как следует из таблички на воротах стройплощадки, срок сдачи объекта — IV кв. 2017 г. Застройщиком указано ООО «Трансгруз», а генподрядчиком — ООО «Сити-строй» с ИНН 6315658980, также на 100% принадлежащее Эдуарду Волкову.

Между тем ведение строительных работ на обследованном участке без каких бы то ни было правоустанавливающих документов до 20 февраля 2017 г. можно трактовать как самозахват. Ведь для получения разрешения на строительство или реконструкцию необходимо было подать заявление и обязательно приложить правоустанавливающие документы на земельный участок. Если у «Трансгруза», по данным на 20 февраля, не было зарегистрированного права аренды участка с кадастровым номером (КН) 63:01:0627001:844, значит, работы на нем велись без какой-либо разрешительной документации. Если это так, то губернатору следовало бы не выдавать компании землю без торгов, а бить тревогу по факту самовольной застройки. Иначе в подобных «подарках» для «Трансгруза» легко можно усмотреть коррупционную подоплеку. По всей видимости, губернатора могли не проинформировать о нюансах.

Существует версия, согласно которой для получения уже застроенного участка в аренду без проведения торгов «Трансгруз» мог прибегнуть к приемам скрытого шантажа властей. Так, при изучении выданного «Трансгрузу» участка на публичной кадастровой карте видно, что в его периметр глубоко врезаются четыре более мелких земельных участка (КН 63:01:0627001:840, 63:01:0627001:851, 63:01:0627001:854, 63:01:0627001:855) площадью от 3 до 9 соток. Все четыре участка находятся в частной собственности (предположительно, у структур, близких «Трансгрузу» и Волкову), по документам предназначены для строительства многоквартирных жилых домов свыше четырех этажей. В теории, без согласования с собственниками этих участков реализовать здесь какой-либо инвестиционный проект было бы затруднительно. Поскольку собственники четырех мелких участков регулярно вставляли бы застройщику палки в колеса, требуя соблюдения санитарных зон, благоустройства и т.д. Если только застройщик заранее не договорился сыграть с собственниками «клочков» земли в одной команде. В таком случае аргументация выделения земли в аренду без торгов могла быть следующей: «Только попробуйте отдать участок кому-нибудь кроме нас — получите новых рассерженных дольщиков и бесконечные суды с соседями».

Необходимо подчеркнуть, что при наличии конкуренции при распределении права аренды земельного участка с КН 63:01:0627001:844 инвестиционный проект мог бы иметь более широкое значение для развития Самары, чем это представляют себе в «Трансгрузе». Так, альтернативный инвестор наверняка вдохнул бы вторую жизнь в расположенную по соседству станцию юннатов, а также в ботанический сад, идею реконструкции которого недавно озвучивал сам губернатор. Остается надеяться, что прокуратура Самарской обл. разберется в сложившейся ситуации и обяжет «Трансгруз» снести построенный объект, при условии что строительство официально будет признано самозахватом. Также предметом проверки надзорного органа должны стать мотивы чиновников, подготовивших губернатору на подпись распоряжение №84-р от 20 февраля 2017 г.