Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (622) | 17 апреля 2017г.
 

Маршруты Скрицкого

Друзья Ушамирского монополизировали пассажирские перевозки в «Южный город»

Егор Кошеров

В марте окончательно оформилась монополия Группа компаний (ГК) «Рейс» на пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам в мкрн «Южный город». Принято считать, что ГК «Рейс» находится под протекцией депутата Самарской губернской думы IV и V созывов (2007-2016 гг.), председателя правления ГК «ВИД» Алексея УШАМИРСКОГО. Теперь дружественные ему бизнес-структуры получили гарантированный доход на пассажиропотоке между «Южным городом» и Самарой. Учитывая, что по мере развития микрорайона количество пассажиров неуклонно растет, монополия на маршруты может стать настоящей золотой жилой для тех, кто их контролирует.

Ворвались на рынок

Первые межмуниципальные маршруты в мкрн «Южный город» появились в 2014 г. Изначально их было два. Движение автобусов было запущено по маршрутам №141 («Южный город» — Центральный Автовокзал» (ЦАВ) и №109 («Южный город» — Пригородный автовокзал»). Обслуживанием маршрутов занималось АО «Самараоблавтотранс» (COAT), учредителем которого является министерство имущественных отношений Самарской обл. В мае 2015 г. была предпринята попытка запустить третий маршрут (№ 109к) -к платформе ст. Соцгород. Однако эта попытка провалилась. Второй запуск маршрута №109к состоялся в начале февраля 2017 г. Правда, к этому времени COAT уже сдал практически все позиции на рынке пассажирских перевозок из «Южного города». Подконтрольный правительству Самарской обл. COAT странным образом вытеснила частная ГК «Рейс», которую возглавляет Герман Скрицкий (на фото).

Вторжение ГК «Рейс» на рынок межмуниципальных маршрутов между «Южным городом» и Самарой произошло стремительно. Первый шаг к гегемонии ГК «Рейс» сделала еще в конце прошлого года. 29 ноября 2016 г. министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. под руководством Ивана Пивкина подвело итоги конкурса по определению перевозчика по межмуниципальному маршруту №141 — наиболее массовому направлению, который, по оценкам экспертов, на тот момент охватывал не менее 95% пассажиропотока «Южного города». Конкурсная комиссия Минтранса приняла решение отстранить от участия в конкурсе действовавшего перевозчика — правительственный COAT. В качестве причины отстранения в документах указывалось: «Претендент на участие в открытом конкурсе к заявке не представил копии документов, подтверждающих класс транспортных средств...». По аналогичным основаниям к участию в конкурсе не был допущен и такой известный игрок рынка пассажирских перевозок, как ПАО «Евразийская Корпорация Автовокзалов», президентом которой является Фэния Хакимова. К участию были допущены сызранское ООО «Реал Транс Сервис» и две организации из ГК «Рейс» -ООО «Рейс» и ООО «Шоссе». Победителем было признано «Шоссе», где номинальным директором числится некий Николай Коняев. Предыдущим руководителем был глава ГК «Рейс» Герман Скрицкий.

Так самый массовый маршрут из «Южного города» ушел под контроль ГК «Рейс». COAT же фактически остался не у дел.

Отняли последнее

Далее последовали вообще очень странные и труднообъяснимые события.

На официальном сайте регионального Минтранса можно найти такой интересный документ, как «Заявление об установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок» от 12 января 2017 г., где начальным пунктом указывался «Южный город», а конечным — ст. Соцгород. Фактически речь шла о возрождении маршрута №109к, который пытались наладить еще в 2015 г. Заявление на установление маршрута подписал генеральный директор COAT Юрий Мелентьев. Однако автобусы по маршруту №109к стали курсировать задолго до проведения конкурсных процедур.

В начале февраля официальный сайт проекта «Южный город» возвестил о запуске маршрута №109к, который был организован, как указывалось, в рамках проекта ООО «ДК «Древо» и ОАО «Самарская Пригородная Пассажирская Компания». Кто выступал обслуживающей организацией по маршруту №109к, в официальном сообщении не указывалось. Зато позднее официальная страница проекта в социальной сети в качестве перевозчика называла ООО «Рейс». Складывается впечатление, что Скрицкий, узнав о том, что COAT планирует открыть новый маршрут, решил без всяких формальностей освоить эту нишу.

Необходимо отметить, что вопрос о перевозчике возник после 20 февраля, когда было запрещено движение общественного транспорта по 2-й очереди мкрн «Южный город». Ограничение движения общественного транспорта доставило массу неудобств жителям «Южного города», о чем успели поведать некоторые СМИ. Проезд во 2-ю очередь мкрн «Южный город» был закрыт по решению Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) ГУ МВД России по Самарской обл. «Участок Николаевского проспекта от пересечения с ул. Весенней до автомобильной дороги «Самара -Большая Черниговка — граница с Республикой Казахстан» в эксплуатацию не введен и является объектом незаконченного строительства, следовательно, движение по нему общественного транспорта запрещено. Движение общественного транспорта будет восстановлено после ввода автомобильной дороги в эксплуатацию и определения ее балансосодержателя», -такова официальная версия, которую изложил в своем ответе на запрос редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» заместитель начальника Управления ГИБДД ГУ МВД по Самарской обл. Юрий Некрасов.

Впрочем, по версии экспертов ОАЕ «Хронограф», сбои в движении общественного транспорта стали лишь следствием борьбы за межмуниципальные маршруты. Интересно, что, в то время пока действовало ограничение на движение общественного транспорта по «Южному городу», региональный Минтранс в спешном порядке занимался организацией нового конкурса, где разыгрывалось право на обслуживание маршрутов №109 (оставался еще в руках COAT) и 109к. Заявки на участие подали COAT и две организации из ГК «Рейс» — «Шоссе» и ООО «Городской маршрут». Итоги конкурса были подведены 3 марта.

Победителем было признано «Шоссе». Организация стала легальным перевозчиком по маршрутам № 109 и № 109к, добавив их к у же присвоенному маршруту №141. Таким образом, все действующие межмуниципальные маршруты из «Южного города» оказались в руках ГК «Рейс» Германа Скрицкого. Любопытно, что вскоре после этого были сняты ограничения на движение общественного транспорта по «Южному городу».

Ушамирский всюду

Следует отметить, что определенную известность ГК «Рейс» получила в 2013 г., когда вспыхнул конфликт между операторами междугородных и пригородных перевозок. Возмущенные беспределом, они написали обращение губернатору Самарской обл. Николаю Меркушкину. «Участники рынка, подписавшиеся под письмом, уверяют, что заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Сергей Калинин, который возглавляет конкурсную комиссию по отбору перевозчиков, действует в интересах ГК «Рейс» при «всесторонней поддержке» депутата Самарской губдумы Алексея Ушамирского, который с 2004 г. по 2006 г. возглавлял региональное министерство транспорта», — писал «Коммерсант».

Похоже, с тех пор ничего не изменилось. Сергей Калинин, который вызывал недоверие у перевозчиков в 2013 г., входил в состав конкурсных комиссий, которые определяли перевозчиков на межмуниципальные маршруты из

«Южного города». Поэтому не стоит удивляться тому, что Скрицкому повезло больше, чем остальным. Подозрения о том, что Скрицкий мог бы пользоваться поддержкой Алексея Ушамирского, выглядят вполне правдоподобными. Сегодня Герман Скрицкий числится руководителем таких организаций, как ООО «Рейс», ООО «Лайнер», ООО «Мотор», ООО «Скорость». Ранее он был руководителем ООО «Вектор», ООО «Городской маршрут», ООО «Губернская», ООО «Трасса». Практически все указанные организации были зарегистрированы или продолжают числиться по адресу в с.п. Курумоч. Известно, что Курумоч находится в зоне интересов Алексея Ушамирского. Там находится один из основных его активов — гостиничный комплекс «Русская охота».

Между тем контроль над межмуниципальными маршрутами из «Южного города» сулит большие перспективы. По самым скромным оценкам, сегодня в «Южном городе» проживает не менее 10 тыс. человек. Практически все трудоспособное население работает в Самаре, поэтому доход от перевозок гарантирован. Даже если услугами перевозчика будет пользоваться лишь десятая часть жителей, годовой доход перевозчика будет исчисляться десятками миллионов. Кроме того, не так давно губернатор Меркушкин заявлял, что через 10-15 лет численность «Южного города» может возрасти до 300 тыс. человек. Понятно, что тот, кто будет контролировать транспортные потоки между Самарой и «Южным городом», может сделать на этом большое состояние. Ушамирский должен быть доволен подобными действиями Меркушкина и подконтрольного ему правительства.