Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (620) | 3 апреля 2017г.
 

Вышли на Перемышлину

Недвижимость самарского речного порта уплывает в залог Промсвязьбанку

ИА «Центр-Инфо»

16 марта стало известно, что ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» (СРПП) в текущем году готовится освоить 42,7 млн р. из бюджета Самарской обл. в качестве «компенсации» за услуги по перевозке пассажиров водным транспортом. В реальности средства могут уйти на погашение кредита перед ПАО «Промсвязьбанк». Банк предоставил деньги под имущественную ответственность учредителя заемщика — АО «Порт Самара» (Самарский речной порт (СРП). Руководители СРП недавно передали банку в залог объекты недвижимости в историческом центре г.о. Самара, где ожидается грандиозное переустройство. Однако эти планы могут быть откорректированы с учетом интересов банка, который благодаря деятелям из СРП получает прекрасную возможность для торга с областными властями.

Кому-то захотелось денег

28 декабря 2016 г. руководство СРП одобрило сделку, которая в итоге может изменить судьбу проекта по переустройству исторической части Самары. На данной территории обозначились вполне конкретные интересы Промсвязьбанка. Случилось это после того, как генеральный директор СРП Дмитрий Клевцов заключил кредитный договор (№ 101-0116-16-3-3) с банком. От лица финансово-кредитного учреждения документ подписал заместитель регионального директора Операционного офиса «Самарский» Приволжского филиала Промсвязьбанка Владимир Семенов. Региональным директором Промсвязьбанка является Татьяна Перемышлина (на фото) — супруга первого вице-губернатора — председателя правительства Самарской обл. Александра Нефедова.

В кредитном договоре, который был обнародован на сайте госзакупок, указывается, что заемщиком выступает дочерняя компания СРП — СРПП. Согласно условиям кредитного договора, Промсвязьбанк открывает заемщику кредитную линию с лимитом задолженности в размере 40 млн р. сроком до 31 октября 2017 г. под 13% годовых. Стороны предусмотрели возможность продления срока действия договора после его окончания. Формально денежные средства предоставляются «для пополнения оборотных средств». В договоре есть условие, что финансовые обязательства заемщика обеспечиваются залогом недвижимого имущества (ипотекой), которое находится в собственности у СРП. В частности, речь идет о трехэтажном здании управления речпорта, которое располагается на стрелке рек Волги и Самары (кадастровый номер 63:01:0802002:569). Общая площадь объекта составляет 0,1164 га.

Помимо этого в состав залогового имущества были внесены помещения двухэтажного здания по адресу: ул. Максима Горького, 82. В настоящее время здесь находится офис СРПП. По этому адресу также располагаются сам речной вокзал и прилегающее к нему здание гостиницы «Россия». На все вышеуказанные объекты недвижимости есть свидетельства о регистрации права собственности, которые СРП получил в 2004 г.

Вопрос платежеспособности заемщика представляет особый интерес. По итогам 2015 г. выручка СРПП составила 99,5 млн р. При этом убыток «дочки» СРП за указанный период составил 1,4 млн р. Это указывает на то, что СРПП не сможет погасить задолженность перед банком в надлежащий срок. При таких обстоятельствах отвечать за долги, вероятно, придется СРП во главе с Дмитрием Клевцовым. Отвечать, как указано в кредитном договоре, придется заложенным имуществом.

Однако вероятность потери имущества, похоже, не слишком сильно беспокоит руководство СРП. Тем более что уже проектируется строительство нового речного вокзала. На фоне этих событий можно предположить, что при определенных обстоятельствах Промсвязьбанк скоро может заполучить недвижимость в исторической части Самары. Известно, что данная часть города в ближайшее время будет преобразована. Ожидается, что в ходе «реконструкции» огромный кусок территории уйдет под деловую и жилую застройку. Также проект «реконструкции» предусматривает возведение Дворца бракосочетания и парковой зоны на стрелке рек Волги и Самары, где в настоящее время находятся объекты СРП, включая заложенное здание управления.

До последнего времени у правительства Самарской обл. не было поводов для переживаний по поводу нахождения здесь инфраструктурных объектов Самарского речпорта. Речпорт подконтролен правительству Самарской обл., поэтому предполагалось, что со сносом зданий и сооружений данного учреждения не возникнет никаких проблем. Однако теперь все обстоит совершенно иначе. Правами на заложенное имущество обладает Промсвязьбанк братьев Ананьевых, о которых говорят как о православных банкирах. Без согласования с банком снос таких зданий и сооружений будет невозможен. Не исключено, что за это согласование из бюджета Самарской обл. придется заплатить очень высокую цену. Тем более что по мере реализации проекта рыночная стоимость отданных в залог объектов может существенно возрасти. Наверняка региональный директор Промсвязьбанка Татьяна Перемышлина не упустит возможности воспользоваться столь выгодной ситуацией для торга с областными властями.

На этом фоне финансовые вливания в СРПП из бюджета Самарской обл. напоминают вынужденные меры, которые принимаются под дудку Промсвязьбанка. В феврале 2017 г. министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. объявило аукцион на оказание услуг по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом в акватории Саратовского водохранилища. Единственная заявка на участие в аукционе поступила от СРПП. По итогам торгов предполагается заключение контракта на сумму 42,7 млн р. Как следует из аукционной документации, денежные средства предоставляются в качестве компенсации «на возмещение недополученных доходов от регулирования провозной платы пассажиров и их багажа». Под этой формулировкой может скрываться необходимость заткнуть долговую дыру перед Промсвязьбанком.

Народ не даст в обиду

Необходимо напомнить, что совсем недавно, 19 сентября 2016 г., губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин лично подписал постановление №209, на основании которого из состава имущества Самарской обл. 25 объектов недвижимости подлежат внесению в уставный капитал СРП. Они представляют собой инфраструктуру самарского речпорта. Наиболее крупным объектом в этом списке является «покрытие территории» (пассажирского райуправления) общей площадью застройки 1,7 га, которое находится на стрелке рек Волги и Самары. Ни у кого из порядочных людей не вызывает сомнений, что губернатор, которого поддерживает весь народ Самарской обл., подписывая этот важный документ, в первую очередь руководствовался интересами региона, стремлением его жителей и простых избирателей встретить гостей Чемпионата мира по футболу в 2018 г. достойно. С учетом этого момента для всей патриотически настроенной самарской общественности должно стать предельно важным не допустить того, чтобы территория райуправления вслед за зданием управления отправилась в залог Промсвязьбанку. «Нельзя даже предположить, что Николай Иванович, принимая решение, мог бы позволить кому-то спекулировать на нем с целью получить личную коммерческую выгоду в ущерб интересам всех жителей Самары. Общественность должна сплотить ряды вокруг нашего губернатора и не позволить лишить Самару речного вокзала и порта. Скажем банкирам — руки прочь!», — заявил один из активистов из пока еще неформальной общественной группы «За сохранение речвокзала».

Закулисье

Бенефициарами описанной выше схемы допустимо считать не только топ-менеджеров Промсвязьбанка, но и отдельных сотрудников СРП. Возможно, кому-то из них была обещана определенная доля от реализации данных объектов. В связи с этим необходимо указать на ряд странностей, которые сопровождали заключение кредитного договора с Промсвязьбанком. Так, конкурсная комиссия приняла решение о заключении сделки без участия своего председателя.

На заседании комиссии присутствовали заместители председателя конкурсной комиссии — заместитель генерального директора СРП Сергей Пойда и главный инженер Николай Дрынкин, а также секретарь и члены комиссии. По документам заседание конкурсной комиссии состоялось 28 декабря. Однако размещенный на официальном сайте госзакупок кредитный договор почему-то датирован 23 декабря 2016 г. Кроме того, информация о заключении кредитного договора получила распространение в некоторых СМИ также 23 декабря. В связи с этим возникают опасения, что проведение закупки на открытие кредитной линии производилось по заранее заготовленным лекалам.

Комментарии

Владимир СЕМЕНОВ, заместитель регионального директора Операционного офиса «Самарский» Поволжского ф-ла ПАО «Промсвязьбанк»

- Учитывая ст. 26 Закона РФ №395-1от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности», а также п. 2 ст. 857 ГК РФ, в соответствии с которой сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом, Банк не может предоставить запрашиваемую Вами информацию.

Дмитрий КЛЕВЦОВ, генеральный директор АО «Порт Самара»

- Цели и направления расходования средств кредитной линии являются коммерческой тайной и не могут разглашаться сторонами кредитного договора. Относительно рыночной цены запрашиваемых зданий АО «Порт Самара» некомпетентно давать заключения, поскольку это вправе осуществлять только специалисты оценочной деятельности. Покрытие территории общей площадью 17 175 кв. м до настоящего времени в уставный капитал не внесено.

Вопрос о заинтересованности топ-менеджеров АО «Порт Самара» в реализации схемы с предоставлением в залог ПАО «Промсвязьбанк» недвижимого имущества является крайне некорректным и двусмысленным и не позволяет дать на него надлежащий ответ. Для получения кредитных средств в соответствии с банковской практикой даже для физических лиц предусмотрена система залога при получении денежных средств. Таким образом, относительно необходимости системы залогов при кредитовании АО «Порт Самара» предлагает обратиться за разъяснениями в банковскую структуру.

Иван НОСКОВ, заместитель директора по стратегическому развитию ООО «Самарское речное пассажирское предприятие»

- Существующее здание речного вокзала не отвечает современному уровню развития водно-транспортной системы в части пропускной способности инфраструктуры, обеспечения транспортной безопасности, организации комфортных условий для пребывания пассажиров на вокзале... Проектирование и строительство речного вокзала планируется осуществлять за счет средств областного бюджета. ООО «СРПП» не располагает информацией о дальнейшем балансодержателе данного объекта. ООО «СРПП» не имеет отношения к проектируемому вокзалу, т.к. в настоящее время данный объект находится на стадии предпроектных обсуждений, а дальнейшие вопросы, связанные с проектированием, строительством и финансированием работ, относятся к компетенции профильных органов исполнительной власти Самарской обл. В настоящее время действующий речной вокзал в г.о. Самара находится в собственности АО «Самарский речной порт». ООО «СРПП» использует данную инфраструктуру на правах аренды.