Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (610) | 26 декабря 2016г.
 

Мнимая гарантия

Замедленная реакция Павла Баннова позволила «Самарадорстрою» уйти от ответственности

Сейдамет Абреков

13 декабря суд отказал мэрии г. о. Тольятти во взыскании с ОАО «Самарадорстой» (СДС) Леонида ДРАГИЛЕВА 47 млн р. Другую аналогичного рода претензию мэрии к СДС (о взыскании 110,2 млн р.) суд 28 ноября оставил без рассмотрения. Муниципалитет также требовал обязать СДС выполнить гарантийные обязательства. Время для претензий к СДС выбрали явно неудачное. 1 сентября 2016 г. в отношении СДС было введено конкурсное производство. И это притом, что деньги на дорожных работах СДС освоил еще в 2013 г. Это значит, что устранять недочеты, количество которых впечатляет, теперь некому. Сложившаяся ситуация должна стать серьезным укором руководителю департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии Тольятти Павлу БЛИНОВУ, который подозрительно поздно вспомнил о гарантийных обязательствах СДС.

25 августа от мэрии г. о. Тольятти в Арбитражный суд Самарской обл. поступило сразу два заявления против СДС. В одном речь идет о взыскании 47 млн р., в другом — около 110 млн р. В целом примерно 157 млн р. 1 сентября оба заявления были приняты к производству. В материалах арбитражного процесса касательно взыскания 110 млн р. упоминалось, что взаимоотношения сторон основывались на муниципальном контракте от 28 июля 2014 г. Этот контракт ценой 379,5 млн р. касался ремонта городских дорог. Взыскание 47 млн р. также было основано на договоре по ремонту дорог. Стоит напомнить, что 21 июня 2013 г. мэрия Тольятти заключила с СДС контракт на ремонт дорог ценой 534,18 млн р., который должен был быть исполнен 1 октября того же года. По контракту 2014 г. работы должны были быть завершены 31 декабря 2014 г.

В профайлах обоих контрактов на сайте госзакупок указывается, что заказчик выдвинул требования об уплате неустойки (пени). Видимо, СДС в досудебном порядке исполнить эти требования не пожелал. Бенефициаром и гендиректором СДС является известный самарский бизнесмен Леонид Драгилев, о нем ранее говорили как о человеке из ближайшего окружения мэра (1997-2006 гг.) Самары Георгия Лиманского. Генеральным директором СДС в 2014 г. был Владимир Василенко, который при мэре Лиманском курировал в администрации Самары вопросы городского хозяйства.

Масштабы недоработок, которые были выявлены департаментом дорожного хозяйства и транспорта мэрии г. о. Тольятти во главе с Павлом Банновым в деятельности СДС поражали. Так, в претензии от 10 июня 2016 г. №2492, отписанной на имя директора ОАО «Самарадорстрой» Леонида Драгилева, Павел Баннов указывал: «В соответствии с п. п. 14.1.5; 14.1.6 заключенного муниципального контракта ОАО «Самарадорстрой»

с мэрией г. о. Тольятти от 28 июля 2014 г... на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения г. о. Тольятти на сумму 379,5 млн р. вы приняли на себя обязательства в течение указанного срока осуществлять гарантийный ремонт отремонтированных дорог».

Сразу следует оговориться, что подобные письма в адрес подрядчиков для Тольятти большая редкость. Однако подвох вскрылся очень просто. Столь грозная и решительная претензия была оформлена, вероятно, с запозданием: «По результатам комиссионного объезда автомобильных дорог с действующими гарантийными обязательствами составлен акт от 29 марта 2016 г. с указанием выявленных недостатков и сроками их устранения, в т. ч.: произвести санацию швов до 10 мая 2016 г., выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия до 1 мая 2016 г.». «17 мая 2016 г. проведено очередное обследование устранения выявленных недостатков», — добавил Павел Баннов в письме Леониду Драгилеву. Похожий текст содержался в претензии №2495, также подготовленной 10 июня 2016 г.

Поразительно, но за один день, а именно 29 марта2016 г., было выявлено 54 пункта недоработок со стороны СДС. В каждом из пунктов указывалось конкретное место, где выявлен недостаток. В материалах арбитражного дела приводится обширный список улиц Тольятти, где были зафиксированы нарушения. Складывалось впечатление, что СДС вообще все, что можно было, сделало из рук вон плохо, раз обнаружилось такое количество недоработок.

Но прежде чем восхищаться работой чиновника Баннова, следует обратить внимание на то, когда состоялся комиссионный объезд -29 марта 2016 г. Т.е. со времени окончания работ по более раннему контракту с СДС (а это 1 октября 2013 г.) прошло более двух лет. Со времени окончания более позднего контракта -более одного года, что, впрочем, тоже немало. Что же могло стать причиной столь неспешного выявления дефектов в отремонтированном почти за миллиард дорожном покрытии?

Все очень просто. 4 декабря 2015 г. СДС подал в отношении самого себя заявление о банкротстве. 12 февраля 2016 г. в отношении СДС было ведено наблюдение. Напрашивается вопрос: а что мешало Баннову выявить недостатки до декабря 2015 г., когда было намного большое шансов чего-то добиться от СДС?

Как видно, уже в феврале стало понятно, что СДС не собирается исправлять ситуацию. Как раз вот тут департамент дорожного хозяйства и транспорта по главе с Павлом Банновым вдруг вспомнил о недочетах в работе СДС. Подобная реакция больше напоминает попытку успеть прикрыть свои собственные тылы.

В период с марта по июнь департамент Баннова сформировал претензионную документацию, обратился в суд. Но что толку, ведь уже 1 сентября 2016 г. в отношении СДС было введено конкурсное производство. Для суда 13 декабря это стало главным основанием для отказа мэрии Тольятти в удовлетворении требований к СДС: «Учитывая то обстоятельство, что... ОАО «Самарадорстрой» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, в период конкурсного производства ОАО «Самарадорстрой» хозяйственная деятельность не ведется; работников на предприятии не имеется, в связи с чем ОАО «Самарадорстрой» лишено возможности производить ремонт дорог, то в силу ст. 401 ГК РФ в иске о взыскании 47 007 921 р. пени, начисленные за неисполнение гарантийных обязательств по муниципальному контракту... следует отказать».

Конкурсным управляющим СДС был утвержден Данила Агапов. Теперь СДС будет ликвидирован, а его активы — распроданы. Следовательно, некому будет исполнять гарантийные обязательства СДС, о которых так поздно вспомнили в департаменте Баннова. Получается, что почти 1 млрд р., предназначенные на ремонт дорог в Тольятти, были потрачены напрасно. Насколько случайны такие совпадения по датам, которые просматриваются в отношениях департамента Баннова и СДС? Думается, ответ лежит на поверхности.

Комментарии

Нина КАРАПЕТЬЯНЦ, пресс-секретарь мэра г. о. Тольятти

- Проверка выполнения гарантийных обязательств по ремонту автомобильных дорог в рамках заключенных муниципальных контрактов с ОАО «Самарадорстрой»... проводится департаментом дорожного хозяйства и транспорта ежегодно, до истечения срока выполнения гарантийных обязательств. По результатам проверки выполнения гарантийных обязательств по ремонту дорог в 2014 г., выявленные замечания ОАО «Самарадорстрой» были устранены.

В 2015 г. претензионная работа проводилась, имеются решения судов о взыскании неустойки с ОАО «Самарадорстрой» за ненадлежащее исполнение гарантийных обязательств. Согласно письму №37 от 22 марта 2016 г., ОАО «Самарадорстрой» был представлен перечень организаций, с которыми были заключены договоры субподряда, для выполнения гарантийных обязательств в 2016 г. Кроме того, устранение недостатков производится в рамках заключенного муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автодорог г. о. Тольятти.