Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (598) | 26 сентября 2016г.
 

План Мухаметшина

Закупочная политика ССК напоминает схему ухода от налогов и инвестирования

Сергей Ромашов

В ближайшее время возглавляемое Вилем МУХАМЕТШИНЫМ АО «Самарская сетевая компания» (ССК) может объявить еще несколько заказов на сотни млн р., доведя общую сумму закупок в 2016 г. до 5-6 млрд р. Благодаря подобной закупочной стратегии ССК получает возможность уходить от претензий со стороны правительства Самарской обл., требующих от компании инвестирования средств в развитие сетевой инфраструктуры. Формирование высокой расходной части с помощью больших объемов закупок может позволить ССК также занизить налогооблагаемую базу и, как следствие, заплатить меньше налогов в местный бюджет. И это происходит на фоне того, что 2017 и 2018 гг. для страны ожидаются по-настоящему тяжелыми.

Закупочная стратегия

ССК в ближайшие дни надеется получить паспорт готовности к очередному осенне-зимнему периоду (ОЗП). Под предлогом этих мероприятий в ССК вполне могли сформировать целый пул заказов с последующим их размещением через т.н. торги. Подобный подход мог бы заметно увеличить расходы ССК, необходимые для осуществления мероприятий, связанных с подготовкой к ОЗП. Но для компании ССК, это, скорее всего, новая стратегия, которая может позволить уходить от обоснованных претензий со стороны областных властей, требующих от ССК собственных вложений в развитие сетевой инфраструктуры. Базовую роль в реализации этой стратегии может сыграть закупочная политика, взятая руководством ССК на вооружение.

В период с 22 января по 12 сентября 2016 г. ССК провела ряд закупок и открытых запросов предложений на общую сумму свыше 4,3 млрд р. Ожидается, что до конца года ССК проведет еще ряд крупных закупок и общая сумма направляемых подрядчикам компании средств достигнет 5-6 млрд р.

Между тем выручка ССК в 2015 г. составляла 5,5 млрд р., в 2014 г. — 4,5 млрд р. Себестоимость продаж компании в 2015 г. составляла 4,5 млрд р., в 2014 г. -3,4 млрд р. Надо отметить, что в 2014-2015 гг. общая стоимость закупок компании составляла не более 2 млрд р. в год. Сегодня же стоимость закупок ССК (причем только за 9 месяцев работы в 2016 г.) равняется практически всему объему выручки компании за 2015 г.

Условно закупки ССК можно разбить на 3 группы. Первая — это профильные заказы ССК. Так, например, на официальном сайте ССК указано, что одно из направлений деятельности компании — это разработка и реализация проектов по внедрению Автоматизированной Системы Контроля и Учета Электроэнергии (АСКУЭ). Однако эти работы ССК все чаще отдает на аутсорсинг. 31 мая 2016 г. ССК провела открытый запрос предложений на право заключения договора по оказанию услуг по сопровождению и обслуживанию АСКУЭ в части оборудования и программного обеспечения производства своего постоянного партнера- ООО «Матрица». Заявку на этот запрос подало только ООО «Гранд-энергоресурс» (ИНН 6317064597). Начальная цена контракта — 320 млн р. Срок действия контракта — до 31 декабря 2016 г. При этом Гранд-энергоресурс является официальным дистрибьютером компании «Матрица» на территории Самарской, Ульяновской и Оренбургской обл. Т.е. вместо того, чтобы выполнить эти работы самостоятельно, ССК отдала их на подряд Гранд-энергоресурсу, причем по стартовой цене. Впрочем, кто на самом деле будет обслуживать АСКУЭ на оборудовании «Матрицы», неизвестно. Учредителем Гранд-энергоресурса выступает АО «Самара-Волгоэлектромонтаж», за работой которого, по оценкам наблюдателей, стоят те же лица, что и за ССК. Поэтому есть большая доля вероятности, что по факту этими работами займутся сотрудники той же ССК. Главное здесь, что деньги по контракту отошли Гранд-энергоресурсу.

Также вызывают вопросы открытые запросы предложений по таким профилям деятельности компании, как электроснабжение различных объектов, технологическое присоединение потребителей и реконструкция высоковольтных линий. Например, в конце августа ССК объявила открытый запрос предложений на право заключения договора подряда на выполнение работ: «Электроснабжение электросетевого комплекса г.о. Самара в границах ул. Блюхера, Советской Армии, Антонова-Овсеенко» на сумму 90 млн р. Непонятно, почему этого не может сделать сама ССК? Подобных заказов ССК только в 2016 г. разместило десятки, если не сотни, совокупной ценой в миллиарды.

Вторая группа — закупки на организационную деятельность ССК. Сюда входит закупка различных инструментов, офисных принадлежностей, уборка помещений и т.д. На все это ССК тратит весьма крупные суммы. Так, 30 августа ССК провела открытый запрос предложений на поставку технической литературы, бланочной продукции, канцтоваров на 21,6 млн р. На столь выгодное предложение откликнулось лишь ООО «Карт». Зачем ССК столько бланков? Впрочем, учитывая, сколько закупок ССК проводит в 2016 г., удивляться не приходится.

Почти каждую неделю ССК организует несколько закупок. Вызывает интерес и такая закупка ССК от 6 сентября, как техническое обслуживание и текущий ремонт зданий и сооружений и уборка территории предприятия. Услуги столь элитных уборщиков ССК оценила в 90 млн р. Третья группа — аренда недвижимого имущества. Так, ССК заплатила за аренду имущества в Октябрьском р-не Самары на ул. Межевая, д. 7, сроком с 2015 по 2020 гг. -173 млн р. И вновь арендодателем выступает близкая ССК компания — ООО «Гурман-14».

Уход от инвестирования

При таких объемах закупок всю расходную часть ССК можно будет списать на организуемые компанией заказы. В чем смысл такого способа ведения бизнеса? Не исключено, это нужно, чтобы не инвестировать собственные средства в новые мощности. Как известно, с 2014 г. ССК вышла на путь поглощения конкурирующих сетевых организаций. В 2015 г. в структуру ССК в результате масштабной реорганизации вошли крупнейшие региональные электросетевые организации: ОАО «Электросеть», АО «Самарские городские электрические сети» (СГЭС), АО «Сызранская городекая электросеть». Т.е. ССК теперь покрывает практически весь 63-й регион, что означает заметный рост числа потребителей, подключающихся к электрическим сетям компании.

До того, как СГЭС ушло под поглощение со стороны ССК, оно имело один из самых высоких уровней рентабельности бизнеса среди всех региональных электросетевых компаний. Для СГЭС было большой проблемой формировать расходную часть, соизмеримую с доходами. Это приводило к тому, что по итогам финансового года СГЭС имели высокую прибыль размером в несколько сотен миллионов. С нее шли значительные выплаты налога на прибыль. Этот вид налоговых отчислений с предприятий является одним из основных источников наполнения бюджета Самарской обл. У ССК никогда не было особых проблем с формированием расходной части. С одной стороны, этому способствовал характер активов компании, которые были разбросаны по всему региону, находились в отдаленных сельских районах.

Формировать расходную часть по их содержанию и ремонту было несложно. Поглотив СГЭС, возглавляемая Вилем Мухаметшиным (на фото) ССК получила активы, формирующие высокий уровень дополнительных доходов. При этом наработанный опыт ССК по наращиванию расходной части сможет легко нивелировать любые доходы. Политика закупочной деятельности ССК — наглядное тому подтверждение.

Умение аргументированно формировать расходную часть, равную величине годовых доходов, позволяет сетевой компании обосновывать свою неспособность инвестировать в развитие новых мощностей. Что-то подобное можно наблюдать на примере ССК.

Недалеко до госизмены

К обязанностям ССК относятся в т.ч. разработка производственных и инвестиционных программ развития объектов электрохозяйства, разработка и реализация программ по повышению качества электроснабжения, развитие объектов электрохозяйства и т.д. Это те направления, по которым почти любая крупная компания тратит деньги весьма неохотно, т.к. такие инвестиции, как правило, либо невозвратны, либо имеют длительный срок окупаемости. Направляя же все средства на закупки, ССК, видимо, получит возможность обосновывать, почему компании приходится уклоняться от инвестирования в регион, и одновременно с этим поддерживать высокий тариф, якобы покрывающий расходы компании. Такая политика идет вразрез с интересами региона, и именно об этом губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин говорил в своем послании жителям области на 2016 г. «Мы не сможем двигаться вперед, если не наведем порядок с подключением к сетям. У нас стоимость подключения к сетям в 7 раз дороже, чем в Пензе. Год назад на совете округа в докладе по ПФО при анализе ситуации в целом назывались эти цифры. На подключение к электроэнергии в Самаре уходит 164 дня. В Ульяновске — 60 дней. За подключение арендного дома для врачей в Тольятти только по электроэнергии сетевая компания запросила 94 млн р. Арендный дом для врачей, для среднего медицинского персонала, который там очень нужен. Это астрономические цены», -сказал губернатор. В приведенном главой региона случае с домом для врачей в Тольятти речь шла именно об ССК (территорию обслуживает АО «Электросеть», поглощенное ССК).

Кроме того, высокая расходная часть может позволить компании занизить налогооблагаемую базу и, как следствие, заплатить меньше налогов в местный бюджет. И это происходит на фоне того, что 2017 и 2018 гг. для страны ожидаются по-настоящему тяжелыми. По прогнозам, к тому времени резервный фонд может быть полностью исчерпан, поэтому благополучие граждан будет зависеть от того, как крупные предприятия предпочтут наполнять бюджеты всех уровней налогами. Если этого не произойдет, то оставшимся без налоговой поддержки органам власти будет не на что оказывать поддержку населению, что приведет к усилению очагов социальной напряженности. А ведь именно в 2018 г. в России состоятся президентские выборы. Социальная нестабильность в этот период может оказаться крайне неуместной. Т.е., не доплачивая налоги, любая компания сегодня может создавать предпосылки для возникновения угрозы итогам президентских выборов. Подобные действия могут быть расценены властями не иначе как государственная измена.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.