Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №47 (212) | 10 декабря 2007г.
 

Выбрали Renault

АВТОВАЗ определился с партнером

Антон Здобнов

7 декабря Рособоронэкспорт заявил о принятом решении по продаже блокпакета (25%) акций АВТОВАЗа французскому автоконцерну Renault, переговоры с которым, казалось, уже зашли в тупик. Ранее менеджментом АВТОВАЗа неоднократно озвучивались имена предполагаемых покупателей крупного пакета, в числе которых поочередно фигурировали Renault, Magna, Fiat и General Motors. 8 декабря исполнительный директор Renault Карлос ГОН и председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергей ЧЕМЕЗОВ подписали в Тольятти договор о партнерстве.

В качестве фаворитов на получение блокирующего пакета акций АВТОВАЗа назывались итальянский концерн Fiat, с которым не так давно был подписан меморандум о взаимопонимании, а также GM, представители которого на минувшей неделе объявили о намерении по вхождению на АВТОВАЗ. Однако выбор пал на Renault.

В прошлом году французский концерн уже предлагал АВТОВАЗу условия, согласно которым в Тольятти должен был быть налажен выпуск 450 тыс. автомобилей на платформе Logan, при этом к Renault должен был отойти контрольный пакет акций АВТОВАЗа. Однако переговоры с Renault около года назад были фактически прекращены. Французы приступили к расширению своего присутствия в России, увеличив производство на московском заводе «Автофрамос», а АВТОВАЗ переключился на переговоры с Magna.

Новость о вхождении на АВТОВАЗ Renault выглядит достаточно неожиданной. В субботу на пресс-конференции после подписания меморандума о взаимопонимании Сергей Чемезов заявил, что решение было принято потому, что французская компания соответствует тому уровню, который хотели бы видеть на АВТОВАЗе.

По словам Чемезова, после оформления сделки с Renault Ростехнологии сохранят контроль над флагманом российского автопрома, но не исключил, что часть оставшегося у госкорпорации 50-процентного пакета продадут на IPO.

Стоимость блокпакета участниками озвучена не была. Чемезов лишь назвал ее «справедливой, близкой к рыночной», добавив, что назвать ее можно будет после окончательного оформления сделки. В подписанном меморандуме указано, что полноправным владельцем 25% акций французский концерн должен стать до 25 февраля.

Объем выпускаемой АВТОВАЗом продукции планируется увеличить до 1,5 млн. автомобилей в год. Приоритет будет отдаваться марке Lada, однако впоследствии планируется начать выпуск в Тольятти автомобилей Renault и Nissan (французский и японский концерны входят в альянс Renault-Nissan).

Стоит отметить, что в настоящее время готовится решение о переводе производства Lada Kalina на главный конвейер. Конвейер Lada Kalina, по оценкам экспертов, являющийся самым современным на пространстве СНГ и имеющий потенциал мощности, вероятно, будет освобожден под производство других моделей — возможно, Renault и Nissan.

Вероятно, новость о продаже пакета положительно отразится на котировках АВТОВАЗа. Всю прошлую неделю бумаги предприятия активно росли. Привилегированые акции прибавили почти 30%. Но если их рост был следствием недооцененности, то 25-процентный рост обыкновенных акций стал следствием спекулятивной скупки на фоне информации о том, что 7 декабря будет вынесено решение о продаже пакета GM или Fiat.

Впрочем, накануне ряд аналитиков строили осторожные прогнозы, касающиеся развития ситуации. Так, аналитик «Банка Москвы» Михаил Лямин 6 декабря заявил корреспонденту «Хронографа», что «рост, безусловно, в первую очередь связан с заявлениями как со стороны АВТОВАЗа, так и со стороны GM о возможной продаже блокпакета. С фундаментальной точки зрения акции переоценены». «Если пакет будет продан по дисконтной цене, акции могут пойти вниз», — добавил аналитик.

Участники рынка ждали итогов заседания совета директоров, имя покупателя и подробности концепции сотрудничества с ним.

Решение о продаже блокирующего пакета акций АВТОВАЗа концерну Renault было принято 7 декабря во время проведения очередного заседания совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». Всего на заседании было рассмотрено 11 вопросов. В том числе и вопрос о присоединении дочерних компаний АВТОВАЗа — ОАО «AVVA», ЗАО «Центральное отделение автомобильной финансовой корпорации», ЗАО «Аудит-Сервис» и ЗАО «ИФК», в собственности которых на настоящий момент остается 66,5% акций, и завершение первого этапа ликвидации перекрестной системы акционирования. Как было заявлено, процесс ликвидации взаимного владения вступает в финальную стадию и будет закончен летом будущего года. Напомним, процедуру ликвидации, внедренную еще Борисом Березовским, системы взаимного владения ФГУП «Рособонэкспорт» (РОЭ) начал совместно с ИК «Тройка Диалог». В результате в руках госкорпорации «Ростехнология» и «Тройка-Диалог» будет сконсолидирован пакет в 75% плюс одна акция, 25% которых отойдут Renault.

Примечательно, что в распространенном вечером 7 декабря официальном релизе вазовской пресс-службы о принятом решении не сообщалось. Интрига сохранялась до последнего, и лишь поздно вечером пресс-секретарь РОЭ Валерий Картавцев сообщил о продаже пакета французам. С его слов стало известно, что глава Renault Карлос Гон срочно вылетел в Россию. Это дало основание предположить, что окончательное решение было согласовано с Владимиром Путиным. Примечательно, что Карлос Гон во время своего визита в Россию летом прошлого года имел встречу с Путиным, после которой заявил, что сотрудничество Renault и АВТОВАЗа будет возможно только при полной поддержке российских властей и президента лично (см. «Хронограф» №24 (143) от 10.07.06). Источник «Хронографа» на АВТОВАЗе также сообщил, что вопрос о продаже блокпакета решался «весьма узким кругом».

Несмотря на приход Renault, вероятно, будет продолжено сотрудничество и с Magna. Наблюдатели отмечают, что после ухода с поста генерального директора предприятия Владимира Артякова переговоры с канадской компанией как с возможным стратегическим инвестором фактически прекратились, однако сотрудничество будет продолжено в рамках проекта по созданию платформы проекта «Концепт С». Эксперты «Хронографа» не исключают, что отношения с Magna могут быть развернуты и в плане поставки комплектующих. Как отмечают эксперты, такое развитие выглядит вполне логичным в контексте реализации проекта по строительству в Тольятти технопарка. Впрочем, пока концепция проекта имеет лишь теоретическое обоснование.

Добавим, что в 2008 г. АВТОВАЗ может получить весьма серьезную поддержку и по линии госинвестиций, о возможности привлечения которых заявлял президент ООО «Группа АВТОВАЗ» Борис Алешин.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.