Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (576) | 24 февраля 2016г.
 

Инвестиции в политику

Становятся в Самарской области все менее предсказуемыми

ИА «Центр-Инфо»

Спустя 2-3 недели после XV съезда партии «Единая Россия» (ЕР) экспертное сообщество с новой силой заговорило о возможности возвращения по итогам выборов 2016 г. «красного пояса». Формальный повод для этого дали сами участники съезда ЕР, провозгласив КПРФ на предстоящий период своим главным конкурентом. Однако анализ схемы одномандатных округов показывает, что в администрации президента РФ предусмотрели механизмы сохранения за ЕР существующей квоты в Госдуме. При этом с большой политической сцены может уйти партия «Справедливая Россия» (СР). У политических инвесторов еще есть шанс сделать верный выбор.

Игра по новым правилам

В выборах в Госдуму в 2016 г. (в т. ч. и на территории Самарской обл.) без сбора подписей смогут принять участие 14 политических партий. Остальным желающим придется пройти испытание сбором подписей. Процедура трудоемкая, очень зарегламентированная и от этого малоперспективная для успешного завершения. Партии, которые не способны обеспечить своим списочникам возможности избежать сбора подписей, имеют самую низкую инвестиционную привлекательность.

В Самарской обл. для выборов в Госдуму сформировано 5 округов. Это дает возможность выставлять здесь 5 выдвиженцев-одномандатников и 15 чел. по партийным спискам (по 3 на каждый округ). Ожидается, что различные группы влияния, в т.ч. из других регионов, потянутся к лидерам самарских отделений этих партий, чтобы профинансировать участие своих представителей в гонке за депутатские мандаты. Потенциально в Самарской обл., по объективной оценке, может набраться около 50 выдвиженцев с реальной перспективой избраться. Это предмет для серьезного политического торга. Однако это в теории. На практике все оказывается намного сложнее и запутаннее.

В таблице № 1 представлен перечень лидеров среди субъектов РФ по числу одномандатных избирательных округов, образованных внутри этих субъектов. Выделяются густонаселенные регионы. К их числу можно отнести те, где оказалась возможной разбивка на 5 и более округов. Но таких в масштабах страны немного. Так, Самарская обл. вместе с Нижегородской и Челябинской была разделена на 5 округов. Еще 10 регионов имеют внутри себя по 4 округа. Однако кое-где такая сепарация выглядит не совсем справедливой. Возьмем, к примеру, два соседних региона — Волгоградскую и Астраханскую обл. В первом образовано 4 округа с общим числом избирателей 1,929 млн чел. Т.е. около 482 тыс. чел. на 1 округ. Во втором регионе образован всего 1 округ, но с 747 тыс. избирателей. По логике, Астраханской обл. требовалось бы как минимум 2 округа. Но придется обходиться одним.

Отсюда следует, что если инвестор решит вложиться в свои выборы в Астраханской обл. и даже сумеет договориться с партией из верхней части «списка 14» о выдвижении под ее флагом, то ему придется объездить всю достаточно протяженную область, чтобы сформировать у избирателей хотя бы отдаленное представление о себе. Это по нынешним временам непозволительная роскошь — даже самые богатые кандидаты вряд ли согласятся так распылять усилия. Но такая перспектива встанет далеко не перед всеми кандидатами. Правильнее было бы даже сказать, что такая перспектива встанет перед кандидатами от партий «официальной оппозиции» и тем более от партий «несистемной оппозиции». Что касается выдвиженцев от ЕР, то здесь скорее сработает принцип нормативного распределения квот. Т.е. сколько в аппарате президента РФ запланируют, столько выдвиженцев от ЕР и пройдет. Сложнее всего будет достигать запланированного итога в густонаселенных регионах. Как правило, это промышленно развитые центры, где протестные настроения всегда выше, чем на периферии. В силу того что итог выборов в Госдуму в 2016 г. как никогда ранее будет зависеть от модераторов из аппарата президента страны, то попытки самовольного инвестирования в ЕР не принесут никакого результата. Многие представители крупного и среднего бизнеса по этому поводу уже не питают иллюзий.

Соответственно, наиболее продвинутые политические инвесторы устремят свой взор в сторону оппозиционных партий, выдвиженцам от которых не потребуется собирать подписи для регистрации в качестве кандидата. Более того, наибольшие шансы у такого рода инвесторов избраться в Госдуму откроются исключительно на территориях густонаселенных регионов, т.е. в тех краях, которые буквально «нафаршированы» одномандатными округами. Максимальные преимущества для инвесторов в оппозицию откроются в регионах с высокой степенью агломерации. Высокая плотность населения на территориях минимизирует эффективность административного ресурса, который просто незаменим на обширных сельских территориях, где избирателей мало, а расстояния несоизмеримо велики.

Самарская обл. в этом отношении для инвесторов в оппозицию чуть ли не идеальный вариант. Территория региона не столь велика (50-е место по занимаемой площади среди 85 субъектов РФ), активных избирателей не так много, определяющей по настроениям является позиция электората в городских округах. Остальное — дело договоренностей с лидерами партий «списка 14» и избирательными комиссиями. На выходе может получиться вполне себе состоявшийся депутат Госдумы РФ, пусть даже в Самарской обл. он впервые появится за пару-тройку недель до дня голосования.

На этом фоне удивляет то, что самарский политический и бизнес-бомонд до сих пор пребывает в странных ожиданиях. Большинство из этих, в общем-то, неглупых людей, все еще пытаются чего-то ждать, с оглядкой на руководство ЕР. Им уже даже первое лицо самарского регионального отделения (СРО) ЕР заменили, а они все чего-то ждут. Наиболее доверчивые уже успели заглотить специально придуманную для них приманку. Ушлые прохиндеи из числа тех, кто привык себя называть политтехнологами или политологами, сразу после XV съезда партии ЕР начали прощупывать клиентуру путем вброса различного рода неопределенностей.

В Кремле предпочитают консерватизм членов партии Зюганова молодости и амбициям «соколов» Жириновского
В Кремле предпочитают консерватизм членов партии Зюганова молодости и амбициям «соколов» Жириновского

Ловчее всего удалось вселить в головы богатых, но амбициозных простачков то, что якобы до последнего момента не будет известно, как планируется сформировать партийные списки ЕР для выборов в Госдуму. Следом начались гадания о том, какой регион к какому присоединят в целях формирования межрегиональных партийных групп ЕР.

Между тем гадания здесь неуместны. Еще летом 2015 г. на уровне Центрального исполнительного комитета (ЦИК) ЕР было официально заявлено, что в отличие от выборов 2011 г. для участия в выборах в 2016 г. количество межрегиональных партийных групп ЕР будет сокращено с 80 до 35 (см. «Хронограф» №26 (554) от 27.07.15). Это означало лишь одно — в ЕР задумались об образном объединении регионов в целях достижения максимально возможного для себя результата. В ЦИК ЕР руководствовались целым набором доводов. Приведем часть из них. Малое количество межрегиональных групп может позволить: усилить централизацию управления внутрипартийными процессами в регионах в период выборов; усилить контроль над распределением мест в списках, а вместе с тем и над доходами от взносов политических инвесторов; при оценке полученных голосов организовать переток от удачных округов к неудачным с целью провести максимально возможное количество кандидатов за счет всегда более высокого ресурса ЕР на территориях малонаселенных регионов. Последний фактор выглядит наиболее убедительным, т. к. прогнозируемая неспособность оппозиционных партий преодолеть в малонаселенных регионах 7-процентный порог открывает ЕР дополнительную возможность приписать себе эти проценты.

В регионах с высокой степенью агломерации ЕР всегда испытывала хроническую электоральную недостаточность. По этой причине в ЕР, скорее, не станут формировать межрегиональные партийные группы путем сливания густонаселенных регионов. Скорее наоборот, историю о межрегиональных партийных группах ЕР в администрации президента РФ могли одобрить для объединения регионов с малой численностью избирателей.

3 ноября 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал ФЗ №300 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной думы РФ». Этим законом были утверждены границы 225 округов. Максимальное количество регионов имеет всего по одному округу, чуть больше регионов с двумя округами. Считаные единицы имеют 5 и более.

Если предположить, что количество межрегиональных партийных групп ЕР будет сохранено на уровне 35, как было заявлено изначально летом 2015 г., то путем простого арифметического действия получаем, что на одну межрегиональную партийную группу ЕР будет приходиться 7,14 округа. Из этого следует, что к Самарской обл. могут быть присоединены либо два региона, в которых по одному округу, либо один с двумя. Хотя чисто гипотетически можно было бы отрезать у одного густонаселенного региона пару-тройку округов и присоединить их к другому, но это выглядит маловероятным. Если это сделать, то у партийных функционеров регионов с отрезанными округами появится повод винить за свои провалы решения федерального партийного центра нарушить целостность их территории. Преподносить такой подарок партфункционерам на местах в Москве никто не решится.

Следовательно, имеет смысл сегодня обратить внимание на соседствующие регионы, количество округов в которых меньше, чем в Самарской обл. Это Саратовская обл. — 4 округа, Оренбургская обл. — 3 округа и Ульяновская обл. — 2 округа. Все эти регионы имеют прямую границу с Самарской обл., отсюда очевидно, что наша межрегиональная партийная группа ЕР должна будет базироваться на основе 5 округов Самарской обл. и двух округов Ульяновской обл. Уже сегодня несложно догадаться, что в такой межрегиональной партийной группе ЕР политическим инвесторам ловить будет нечего. Для большей наглядности напомним, что по итогам выборов 2011 г. в Госдуму по спискам ЕР от Самарской обл. сумели пройти Владимир Гутенев, Александр Хинштейн, Екатерина Кузьмичева и Виктор Казаков. От КПРФ – Валентин Романов и Леонид Калашников. По одному от ЛДПР (Михаил Дегтярев) и СР (Аднан Музыкаев). Всего — 8 чел. Из них от ЕР только четверо. И это притом, что по количеству зарегистрированных в Самарской обл. избирателей от нашего региона могло быть получено 10 депутатов. Теперь понятно, почему для СРО ЕР лучше те выборы не вспоминать? С учетом качества работы депутатов Госдумы от ЕР с трудом верится, что в электоральных предпочтениях для ЕР в Самарской обл. что-то изменилось в лучшую сторону.

Вложения без гарантии отдачи

Кстати, ожидается, что из-за высокой конкуренции за места в одномандатных округах от партий «списка 14» в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской обл. (в этих городах в силу склонности жителей двух столиц к реформаторству при волеизъявлении хорошие шансы на победу своих кандидатов сохраняют даже не имеющие стабильного избирателя партии) инвесторы двинутся в щедро наделенные округами регионы. Во-первых, с целью сэкономить. Во-вторых, шанс стать одномандатником, к примеру, от КПРФ или ЛДПР в Самарской обл. существенно выше шанса попасть в одномандатные округа от этих партий на выборах где-нибудь в Москве. Дело в том, что в центре будут делать упор в первую очередь на идеологию. Там, скорее всего, одномандатниками назначат примелькавшиеся на телеэкранах персоны из состава парламентских партий.

В регионах же, похоже, парламентские и прочие партии «списка 14» займутся тем, что принято называть «пылесосить поляну». За деньги места в одномандатных округах будут раздаваться направо и налево. И такой возможностью желающим пройти в Госдуму даже с хорошо узнаваемыми на федеральном уровне фамилиями грех не воспользоваться. Самара уже заждалась кандидатов — «варягов».

Ситуация для местного олигархата, рассчитывающего продвинуть в Госдуму через одномандатные округа Самарской обл. своих лоббистов, не самая радостная. Ставки в игре с учетом приезда инорегиональных кандидатов повышаются.

Между тем не все благополучно может оказаться для тех, кто решит вложиться в ЛДПР и СР. Куда шире перспективы для КПРФ. У администрации президента РФ есть сегодня все основания сохранить представительство ЛДПР в Госдуме примерно на тех же уровнях, что и сейчас. А может быть, даже снизить. Это обусловлено тем, что лидер ЛДПР Владимир Жириновский сформировал себе мощный костяк из молодежи. Для Кремля это не лучший сигнал, ведь, по сути, у Жириновского сегодня сформирован один из наиболее дееспособных и молодых кадровых резервов. Чего не скажешь о КПРФ. В компартии у Геннадия Зюганова, похоже, как и во времена брежневского застоя, ставку делают не на молодежь, а на возможности и перспективы геронтологии. Для Кремля это хороший сигнал — престарелый и консервативный конкурент всегда удобнее молодого и амбициозного. Косвенным подтверждением этому может служить то, что на XV съезде ЕР компартии Зюганова отвели почетную роль «основного конкурента». Такая оценка четко дает понять, что КПРФ будет позволено взять в Госдуме следующего созыва мест больше, но не за счет ЕР или ЛДПР. Это может быть сделано за счет квоты СР. Партия СР Сергея Миронова с момента своего основания в конце 2006 г. так и не сумела превратиться в опору для двухпартийной политической системы в России. Следовательно, какой в ней для Кремля прок? Политических инвесторов, которые не сумели просчитать этого, может ожидать серьезное разочарование: и деньги потеряют, и мандат не получат, и Миронову ничего не предъявишь.

Однако не стоит расслабляться и тем, кто вдруг решил инвестировать в КПРФ. Относительно невысокий тариф может быть существенно пересмотрен в последний момент. Не стоит забывать, что в нынешних политических и экономических реалиях из администрации президента РФ буквально перед самым стартом регистрации кандидатов Зюганову может прилететь предложение включить в списки КПРФ достойных ветеранов и героев локальных войн. По понятным причинам отказаться будет невозможно. Места придется изыскивать за счет тех инвесторов, кто не захочет мириться с резким, но обоснованным ростом тарифа на билет в коммунистический паровоз. Причем ограничений роста в 15% здесь ждать явно не стоит.

Голоса из Сан-Франциско

Любопытно, что расчет «проскочить» в Госдуму может делаться с оглядкой на граждан РФ, проживающих на территории иностранных государств, но приписанных к некоторым одномандатным избирательным округам на территории России. В основной своей массе это люди с двойным гражданством. После того как в России была введена серьезная ответственность за сокрытие двойного или тройного гражданства, владельцев паспортов РФ удалось пересчитать и поставить на учет. Как видно, пересчитывали не зря. Этим гражданам будет предложено голосовать по месту своей приписки к генеральным консульствам МИД России за рубежом. Но приедут ли они к урнам для голосования? Об этом стоит подумать отдельно. Хотя можно не сомневаться, что Родина их не забудет, даже если они в столь ответственный для нее день и час вдруг не вспомнят о своем гражданском долге. Пойди потом проверь судьбу своего бюллетеня, отправленного за океан!

ФЗ № 300 приписал граждан России с иностранным пребыванием к трем из пяти избирательных округов, расположенных в Самарской обл. (см. табл. 4). 2900 жителей Абхазии с паспортами РФ (территория «Сухум-3») смогут отдать свои голоса за одного из кандидатов по Самарскому округу № 158. 9 тыс. избирателей РФ, проживающих в Белоруссии (территория «Минск-2»), должны определиться с фаворитом по Красноглинскому округу № 160. Однако особая надежда возлагается на 19,8 тыс. граждан РФ, проживающих в США (территория приписки «Сан-Франциско-1»). Их голоса понадобятся кандидату по Жигулевскому округу № 161.

А теперь можно попытаться представить, есть ли смысл гражданам РФ, живущим в США, ехать в генконсульство в Сан-Франциско, гадать, что за кандидат желает пройти с их помощью в Госдуму в далеком Жигулевском округе на р. Волги? Ведь они его, скорее всего, никогда не увидят и даже ни разу не обратятся к нему за помощью. Соответственно, захотят ли они тратить время на поездку на избирательные участки?

Впрочем, неявкой граждан РФ за рубежом на голосование сможет воспользоваться, пожалуй, только ЕР. Административного ресурса ЕР достаточно, чтобы генконсульства составили такие протоколы голосования, какие потребуются для обеспечения нужного результата проходному кандидату. Правда, можно предположить, что зарубежным пакетом голосов ЕР будет оперировать только в экстренных случаях. Например, когда кандидат от ЕР и кандидат от КПРФ ближе к концу волеизъявления будут набирать одинаковое количество голосов либо коммунист начнет опережать единоросса. Здесь вполне может последовать «финишный спурт» ЕР за счет голосов из США или Абхазии.

При 100-процентной явке где-нибудь в Сан-Франциско голоса зарегистрированных там 19,8 тыс. избирателей могут составить 10% от общей явки на Жигулевском избирательном округе в 42% (это примерно 198 тыс. от 465 тыс. — общего количества зарегистрированных в округе избирателей). А ведь общая явка может оказаться и 30%, и даже 20%. На этом фоне консолидированное голосование в Сан-Франциско может оказать решающую роль. Более того, голоса из Сан-Франциско могут дать отрыв от конкурента сразу на 10%, а то и на все 20%. Т.е. чем ниже будет явка в округе внутри РФ, тем более высокий отрыв от конкурентов за счет фиксированного количества избирателей из-за рубежа может получить кандидат от ЕР.