Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (573) | 1 февраля 2016г.
 

Игры в «кошки-мышки»

У Курылина появится возможность отметить самый экстремальный юбилей

Георгий Кизельгур

В 2016 г. должно исполниться 10 лет с момента начала игр ЗАО «Тон-Авто» в «кошки-мышки» с налоговыми органами. Но доживет ли возглавляемое Александром КУРЫЛИНЫМ (на фото) ЗАО «Тон-Авто» до этого юбилея? Большой вопрос. 10 ноября 2005 г. ЗАО «Тон-Авто» открыло в Тольятти дилерский центр по продаже и обслуживанию автомобилей марки Toyota в Тольятти (он получил название «Тойота Центр Тольятти»), а уже в следующем, 2006 г. у компании возникли первые трения с налоговой инспекцией. 2015 г. — юбилейный для ЗАО «Тон-Авто» — был омрачен существенным снижением покупательского спроса. Начавшийся 2016 г. не обещает для продавцов иномарок в России ничего хорошего. Понимает это и сам Курылин.

Тревожные перспективы

Результаты детального анализа отчетности ЗАО «Тон-Авто» за последние несколько лет, а также изучение арбитражной практики в части споров ЗАО «Тон-Авто» с Межрайонной инспекцией №2 (МРИ №2) УФНС по Самарской обл. могут привести к выводам, способным вызвать определенную тревогу за будущее бизнеса Александра Курылина. По итогам 2014 г. ЗАО «Тон-Авто» получило рекордную для себя выручку — 2,49 млрд р. Крайне сомнительно, что по итогам 2015 г. ЗАО «Тон-Авто» могло бы приблизиться к этому уровню (официально информация о доходах за 2015 г. будет раскрыта не ранее конца первого полугодия 2016 г.). Скорее стоило бы ожидать рекордный провал. Хотя в самой компании по итогам ноября 2015 г. были настроены очень оптимистично (см. комментарии).

Успех продаж 2014 г. во многом был обусловлен стремительным обвалом курса рубля, особенно в течение IV кв. Граждане активно избавлялись от российской валюты, скупая в т.ч. и автомобили иностранного производства. В 2015 г. опять же из-за высокой стоимости иностранной валюты существенно выросли в цене иномарки. Таким образом, перед ЗАО «Тон-Авто» в 2015 г. могла возникнуть серьезная проблема продаж. Скорее всего, в т.ч. и этим объяснялись попытки руководства ЗАО «Тон-Авто» стимулировать потенциальных покупателей проведением различных маркетинговых акций, подразумевающих скидки и бонусы. Однако кризис продаж 2015 г. может иметь самые негативные последствия. Компании ЗАО «Тон-Авто» может понадобиться искать механизмы оптимизации своей деятельности. Это может касаться и налогооблагаемой базы. Однако налоговые органы относятся к таким проявлениям очень подозрительно.

При выручке 2,49 млрд р. прибыль ЗАО «Тон-Авто» до налогообложения по итогам 2014 г. составила 43 млн р. Однако налог на прибыль компанией ЗАО «Тон-Авто» уплачен не был. В итоге чистая прибыль ЗАО «Тон-Авто» в 2014 г. составила 42,7 млн р. По такому же сценарию события развивались и годом ранее. Так, например, в 2013 г. ЗАО «Тон-Авто» показало выручку на уровне 2,03 млрд р., прибыль до налогообложения — 13,6 млн р. Отсутствие уплаты налога на прибыль позволило ЗАО «Тон-Авто» показать в 2013 г. чистую прибыль в размере 13 млн р.

Где искать националпредателей

Налог на прибыль составляет 20%. Исходя из этого можно подсчитать, что по результатам 2013 г. ЗАО «Тон-Авто» могло бы заплатить порядка 2,6 млн р. налога на прибыль, а по итогам 2014 г. — около 8,4 млн р. При зачислении в бюджет расщепление сумм, полученных от налогов на прибыль, происходит по следующей формуле: 90% уходит в бюджет Самарской обл., 10% — в бюджет РФ. Налог на прибыль является основным источником наполнения бюджета Самарской обл. Он почти на 40% формирует доходную часть бюджета нашей области.

Тот, кто пытается уклониться от уплаты налога на прибыль, должен понимать, что он работает против экономики своего региона. Т.е. действует так, как подобает предателю национальных интересов. В своих публичных речах президент РФ Владимир Путин неоднократно говорил о том, кто такие националпредатели и чем они опасны для нашей страны. Особенно в период, когда Россия оказалась зажата в тисках экономических санкций.

Требование уплаты налога на прибыль российским законодательством снимется с тех, кто нашел для себя возможность перейти на Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В свое время ЗАО «Тон-Авто» перешло на этот налог. Известно и другое. Принято считать, что наибольшую выгоду от перехода на ЕНВД получают те, чей бизнес имеет высокие обороты с перспективами получения большой доли прибыли при относительно малых торговых площадях. ЗАО «Тон-Авто» с его относительно небольшими торговыми залами по сравнению с годовой выручкой наглядный тому пример. Но даже при таких обстоятельствах МРИ №2 УФНС по Самарской обл. неоднократно выявляла в действиях ЗАО «Тон-Авто» налоговые нарушения.

9 июля 2014 г. МРИ №2 УФНС по Самарской обл. вынесла решение №07-38/21 о привлечении ЗАО «Тон-Авто» к «ответственности за совершение налогового правонарушения». Перед этим МРИ №2 провела комплексную выездную налоговую проверку ЗАО «Тон-Авто» за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г., итоги которой были оформлены актом проверки № 07-33/ 13дсп от 26 мая 2014 г. ЗАО «Тон-Авто» было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 573 576 р. за неполную уплату НДС, установлена недоимка по НДС в сумме 3 772 296 р., а также начислены соответствующие пени в сумме 3205 р. Итого, общая сумма доначислений по решению составила 4 349 077 р.

ЗАО «Тон-Авто», вместо того чтобы уплатить требуемую сумму, начало оспаривать решение налоговой инспекции. В суд с соответствующим заявлением ЗАО «Тон-Авто» обратилось 12 декабря 2014 г. 27 февраля 2015 г. Арбитражный суд Самарской обл. отказал ЗАО «Тон-Авто» в удовлетворении его требований, признав решение налоговой инспекции обоснованным. ЗАО «Тон-Авто» попыталось оспорить это решение в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде, но 18 мая 2015 г. в удовлетворении его жалобы было отказано. Далее ЗАО «Тон-Авто» пожаловалось в кассационную инстанцию. Но 22 сентября 2015 г. Арбитражный суд Поволжского округа тоже отказал ЗАО «Тон-Авто». В итоге ЗАО «Тон-Авто» получило затяжку по времени уплаты налогов, которые надо было заплатить почти 3-4 года назад.

С 27 ноября 2013 г. и до 19 декабря 2014 г. ЗАО «Тон-Авто» судилось с МРИ №2 УФНС по Самарской обл., пытаясь добиться возврата уплаченного ранее налога на имущество. Заявленная к возврату сумма превышала 6,8 млн р. Напомним, что налог на имущество предприятий в полном объеме зачисляется в доходную часть бюджета Самарской обл. Арбитражный суд всех трех инстанций отказал ЗАО «Тон-Авто», в итоге деньги сохранились в бюджете области. Однако попытка отсудить у государства миллионы способна показать одну из граней истинного образа руководства ЗАО «Тон-Авто». Человек, который считает себя государственником, так бы не поступил. Хотя кто знает, может быть, Курылин себя никогда и не считал государственником. Если вдруг выяснится что это так, то его поход во власть в 2008 г. (8 июня 2008 г. он был избран мэром Жигулевска сроком на 5 лет) можно было бы расценивать как обычную попытку решить вопросы личного бизнеса.

Хотя, вполне возможно, в той истории могли быть задействованы совершенно другие мотивы. Например, оказаться в обойме Госкорпорации «Ростехнологии» (Ростех), топ-менеджером которой был действовавший на тот момент губернатор Самарской обл. Владимир Артяков. Под началом Артякова в правительстве Самарской обл. в должности министра строительства работал Павел Донской, еще один менеджер из Ростеха.

Донской большой специалист в деле освоения бюджетных средств под видом реализации различных масштабных социально важных строительных проектов (см. стр. 14). Но для того, чтобы формировать заказы, нужны были подконтрольные главы муниципальных образований. Они формировали заказ на соцобъекты, а Донской принимал этот сигнал. Далее его люди формировали заоблачные сметы, и начинался распил. С трудом верится, что Курылин не понимал, зачем аппарат Артякова протащил его на должность мэра Жигулевска через формальную процедуру выборов. Но если понимал, то зачем согласился?

Тяга к большому дяде

Масштабы освоения в Жигулевске бюджетных средств по линии Минстроя при Курилине были рекордными для всей постсоветской истории города. Но Жигулевск от этого совсем не преобразился, нового лица не обрел. По всей видимости, Курылин понимал, что во всей этой истории мог бы оказаться крайним он сам. Возможно, поэтому он решил демонстративно не получать зарплату мэра Жигулевска. Ход, конечно, не только популистский, но и, как выяснилось уже после «эвакуации» Артякова и Донского из органов власти региона, полезный для здоровья. Да и что Курылину официально копеечная зарплата мэра — мараться только! За эти деньги такие, как он, и с кресла даже не встанут. Напомним, что до избрания мэром средний ежемесячный заработок Курылина мог превышать 20 млн р.!

Это лишь усиливает версию о том, что Курылин в те годы мог испытывать заинтересованность в поисках выходов на лиц, которые выписали бы ему пропуск в неформальный клуб с образным названием «Друзья Ростеха».

Однако Курилину так и не довелось стать полноправным членом клуба «Друзья Ростеха». Более того, эти самые друзья Ростеха после 12 мая 2012 г. настолько стремительно эвакуировались из «белого дома», что им явно было не до их «друга», мэра Курылина. Вопрос лишь в том, зачем Курылин все это терпел. Неужели он реально поверил, что в результате всего, что он сделал в должности мэра, он сможет стать одним из Ростеха?

Достаточно вспомнить то, как после стремительной эвакуации Артякова и Донского Курылину приходилось один на один держать ответ за все проблемы Жигулевска перед новым губернатором Самарской обл. Николаем Меркушкиным. Те, кто имел возможность наблюдать за этим процессом, отмечали: «Мы еще никогда не видели Александра Ивановича настолько мобилизованным и одновременно с этим невиданно удрученным». Но в итоге все обошлось. Уголовного преследования по итогам работы мэром Курылин сумел избежать. В Ростехе тоже не пригодился. Пришлось вернуться к началу — в ЗАО «Тон-Авто».

Впрочем, трения ЗАО «Тон-Авто» с налоговой инспекцией не ограничивались только двумя описанными выше случаями. Из материалов арбитражного дела №А55-573/2010 видно, что налоговая дисциплина в ЗАО «Тон-Авто» начала хромать еще в 2006 г. Т.е. попытки снизить налогооблагаемую базу начались буквально с первого полноценного года, который ЗАО «Тон-Авто» отработало в статусе официального дилера Toyota. Приведем цитату из материалов этого дела: «По результатам рассмотрения акта и представленных заявителем (ЗАО «Тон-Авто». – Прим. ред.) возражений инспекцией вынесено оспариваемое решение №07-20/52 от 27 октября 2009 г.

Указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 353 190 р., за неполную уплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 128 129 р. За 2006 г. и 117 078 р.за 2007 г. За неполную уплату налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 13 р. обществу (ЗАО «Тон-Авто». –Прим. ред.) начислены пени по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на доходы физических лиц в общей сумме 634 300 р. Предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 1 765 949 р., налогу на добавленную стоимость в сумме 48 740 р. за 2006 г. и 36 091 р. за 2007 г., по налогу на имущество в общей сумме 1 226 036 р., по налогу на доходы физических лиц в сумме 65 р. Предложено также уменьшить сумму убытка по налогу на прибыль за 2006 г. на сумму 1 654 768 р. Указанное решение изменено в части решением УФНС России по Самарской обл. по апелляционной жалобе (исключены доначисления и штрафы по налогу на имущество). Основанием для доначисления налога на прибыль и НДС послужили результаты встречных проверок контрагентов заявителя  — ООО «Резерв Плюс», ООО «Логос», ООО «Торг-Мастер», ООО «Строд-Сервис», ООО «СТОНГ», ООО «Продпрестиж», ООО «АРТель», ООО «АС-КОМ». Согласно представленным ЗАО «Тон-Авто» для проведения выездной проверки документам, указанные организации оказывали заявителю услуги по размещению наружной рекламы посредством использования рекламных щитов. Кроме того, проверяющими исключены из состава затрат при исчислении налога на прибыль суммы, уплаченные заявителем Комсомольскому отделению №8212 Сбербанка России, в качестве платы (штрафа) за неполное выполнение условий кредитного договора (отсутствие страхования товарных автомобилей, являющихся предметом залога по кредитным договорам)».

Из сказанного следует, что у ЗАО «Тон-Авто» скоро появится еще один повод отметить юбилей. В 2016 г. должно исполниться 10 лет с момента начала игр в «кошки-мышки» с налоговыми органами. Но доживет ли ЗАО «Тон-Авто» до этого юбилея? Большой вопрос.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр КУРЫЛИН, генеральный директор ЗАО «Тон-Авто» (вопросы были направлены в ноябре 2015 г., ответы получены в декабре 2015 г.)

- Насколько сильно в 2015 г. упали продажи ЗАО «Тон-Авто» по сравнению с 2014 г.?

- В 2015 г. продажи автомобилей Toyota в количественном выражении упали на 30%, продажи автомобилей Lexus выросли на 45%.

- Почему упал спрос?

- Спрос на автомобили упал по экономической причине. Падение цен на нефть привело к падению курса рубля относительно конвертируемых валют. Выросли цены в рублях, зарплаты остались на прежнем уровне, что сказалось на покупательском спросе.

- Почему ЗАО «Тон-Авто» сегодня вынуждено заигрывать с покупателем?

- В Toyota принято, что клиент стоит на первом месте. Toyota и Lexsus высоко клиентоориентированные компании.

- Убыток каких размеров планируется получить по итогам 2015 г.?

- В 2015 г. ЗАО «Тон-Авто» получит прибыль до налогообложения более 45 000 000,00 р.

- В каком году будет решено отправить ЗАО «Тон-Авто» под банкротство — в 2015 г. или в 2016 г.?

- Согласно действующему законодательству, в котором описаны условия.

- В каком году ЗАО «Тон-Авто» было переведено на систему ЕНВД? Почему было решено уйти от системы налогообложения, подразумевающую уплату налога на прибыль?

- ЕНВД — система налогообложения, под нее попадают виды деятельности и переход на нее происходит с разрешения налоговой инспекции. ЗАО «Тон-Авто» в 2015 г. не использует ЕНВД.

- Сколько десятков миллионов удалось сэкономить благодаря переводу ЗАО «Тон-Авто» на систему ЕНВД? Насколько сильно от этого пострадал бюджет Самарской обл.?

- ЗАО «Тон-Авто» за 11 месяцев 2015 г. оплатило налогов 37 831 198,00 р.

- Согласны ли Вы с тезисом о том, что тех, кто не хочет платить налоги, надо приравнивать к предателям национальных интересов?

- Все согласно Конституции РФ и действующему законодательству РФ.

- Почему налоговая инспекция несколько раз выявляла в деятельности ЗАО «Тон-Авто» нарушения, связанные с уплатой налогов?

- У главных бухгалтеров и налоговой инспекции бывает разное трактование методологии учета. Арбитражный суд решает, кто прав.

- Готовитесь ли Вы отметить в 2016 г. 10-летний юбилей с момента начала игры в «кошки-мышки» с налоговыми органами?

- С октября 2015 г., как крупный налогоплательщик, ЗАО «Тон-Авто» переведено на учет в областную налоговую инспекцию.