Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (565) | 16 ноября 2015г.
 

Лом Андерссона

За вазовские отходы может развернуться настоящая война

Сейдамет Абреков

ГК «Ростех» в лице дочернего предприятия готовится к созданию на территории Самарской обл. регионального оператора по переработке отходов. Для этого при участии Ростеха было создано ОАО «Национальный экологический оператор» (НЭО), председателем совета директоров которого с 2014 г. стал бывший губернатор Самарской обл., бывший президент ОАО «АВТОВАЗ», ныне являющийся первым заместителем генерального директора Ростеха Сергея ЧЕМЕЗОВА Владимир АРТЯ-КОВ. В отличие от таких городов, как Нижний Тагил и Екатеринбург, где НЭО уже ведет деятельность, в Самарской обл. его успехи пока не заметны. Скорее всего, ясность наступит после того, как будет решена судьба ООО «ПППО».

Миллиарды из отходов

ООО «Производство по переработке промышленных отходов» (ПППО) является 100-процентной «дочкой» ОАО «АВТОВАЗ». Генеральным директором ПППО числится Владислав Смирнов. ПППО получило от правительства Самарской обл., точнее от министерства промышленности, энергетики и технологий, две лицензии на ведение своей деятельности. Это произошло 29 июня 2011 г. Лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных металлов были выданы сроком до 28 июня 2016 г. Напомним, что эти лицензии были выданы ПППО в то время, когда губернатором Самарской обл. был выходец из ГК «Ростех» Владимир Артяков. Однако получать новый разрешительный документ ПППО придется уже при новом губернаторе и другом профильном министре. А с этим у ПППО могут возникнуть сложности — например, ввиду его странного отношения к уплате налогов. ПППО можно причислить к тем, кто не слишком заботится о наполняемости бюджета Самарской обл.

А значит, не слишком думает о том, как и за счет чего будет жить население области. Так, по итогам 2012 г. выручка предприятия составила чуть более 2,353 млрд р., по итогам 2013 г. -2,083 млрд р., а по итогам 2014 г. -1,9 млрд р. Солидные показатели. Для многих такие цифры — несбыточные мечты. При этом стоит отметить, что ПППО занято в такой выгодной и криминализированной сфере, как обработка отходов и лома черных металлов.

ПППО выполняет функции по приему и распределению отходов производства АВТОВАЗа. По информации федерального Минприроды, ежегодно на АВТОВАЗе образуется более 1,6 млн т отходов, большая часть из них (1,56 млн т) передается в собственность ПППО, с которым АВТОВАЗ в октябре 2013 г. заключил соответствующий договор.

О методах взаимоотношений ПППО и АВТОВАЗа слагают легенды. Причем некоторые из них могли быть построены на основе реальных событий. Одну из таких историй можно было узнать, ознакомившись с материалами уголовного дела о хищениях на ОАО «АВТОВАЗ». Из показания свидетеля И.Н. Крамскова от 24 июня 2013 г. стало известно следующее: «По мере поступления контейнеров с отходами цветных металлов никаких учетов по поступлению данных отходов не велось. По мере накопления отгрузочной партии, которая составляла как правило 4-5 контейнеров определенного наименования металла, отходы отправлялись на ООО «ПППО». При отправке на ООО «ПППО» отходов цветных металлов с ООО «ПППО» приходила машина, которая в присутствии контролеров службы качества ООО «ПППО» и охраны загружалась на рампе, где хранились контейнеры с цветным металлом, после чего составлялись накладные отпуска материала на сторону и на основании данных документов отходы вывозились с территории завода. Таким образом, сколько именно приходило отходов цветных металлов на рампу, с которой они затем отправлялись на 000 «ПППО», отследить не представлялось возможным. Никаких ревизий по наличию и приходу отходов цветных металлов у них в отделе не производилось».

Им прибыль не нужна

С учетом того, какие относительно легкие и большие доходы дает такой бизнес, как прием и переработка металлического лома, показатели по прибыли, о которой отчитывается ПППО, не могут не удивлять.

За 2012, 2013, 2014 гг. чистая прибыль ПППО составила всего 4,4, 8,3 и 2,8 млн р. соответственно. По сравнению с оборотами компании это сущие копейки. Столь скромные показатели по чистой прибыли неудивительны на фоне того, какие объемы средств в ПППО списываются на себестоимость. Так, в 2012 г. при выручке 2,353 млрд р. на себестоимость проданных товаров, продукции, услуг, работ было списано 2,284 млрд р., в 2013 г. при выручке 2,083 млрд р. себестоимость составила 1,941 млрд р., а в 2014 г. при выручке 1,9 млрд р. — 1,837 млрд р. Складывается впечатление, что в ПППО, вероятно, более всего думали о том, как по максимуму раздуть себестоимость, чтобы сделать прибыль до налогообложения как можно меньше. И это притом, что никто толком не считал, сколько отходов приходит от АВТОВАЗа. И какая при этом может быть реальная себестоимость?

Губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин особо уделил внимание поступлению налога на прибыль от организаций в условиях значительных объемов средств, заявляемых налогоплательщиками к возврату этого налога из бюджета. Похоже, что в ПППО губернатора не слушали, поскольку на предприятии умудрились даже такой высокодоходный бизнес, как обработка отходов и лома металлов, на бумаге сделать крайне низкорентабельным.

Подобное возможно, если проводятся фиктивные сделки с участием т.н. «фирм-однодневок». Но в любом случае бюджет Самарской обл. практически ничего не получает по линии налога на прибыль. Совершенно логично, что с такими показателями по налогу на прибыль ПППО рискует испытать проблемы с получением лицензий. Тем более, что 24 июля 2013 г. силами областного минпрома уже прошли проверки, в результате которых ПППО было оштрафовано. По сути, это был сигнал.

Инструмент для диалога

Но даже не в показателях вся соль. После ослабления позиций Ростеха на АВТОВАЗе, ПППО и может лишиться «сладкого» заказчика, которого получил в то время, когда президентом АВТОВАЗа был Игорь Комаров, ставленник Ростеха. Ведь действующий президент АВТОВАЗа Бу Андерссон уже успел прослыть человеком, который может довольно резко блокировать те или иные инициативы Ростеха. Например, привлечь нового оператора по переработке промышленных отходов. Тем более что будет иметь для этого все возможности, когда у ПППО закончится лицензия.

Недавнее проявление со стороны Министерства природных ресурсов и экологии (Минприроды) России своеобразной инициативы можно рассматривать как некий упреждающий ход против Бу Андерссона. Это министерство с 2013 г. возглавил Сергей Донской. Он известен в прошлом как начальник отдела в ОАО «Зарубежнефть», генеральным директором которой за время работы в этой структуре Донского был Николай Токарев. Николая Токарева связывают очень близкие отношения как с генеральным директором Ростеха Сереем Чемезовым (вместе служили в КГБ, находились одновременно в командировке в ГДР), так и с первым заместителем Чемезова Владимиром Артяковым (на фото). Дети Артякова и Токарева даже имеют совместный бизнес. Таким образом, федерального министра Сергея Донского можно было бы рассматривать как креатуру Ростеха.

Эти детали позволяют увидеть многословность мотивов действий министерства Донского. 21 августа 2015 г. на официальном интернет-сайте Минприроды России была размещена информация следующего содержания: «Минприроды России проинформировало Генеральную прокуратуру РФ о возможных нарушениях ОАО «АВТОВАЗ» в сфере обращения с отходами.

Соответствующее письмо в ведомство направил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатуллин. Напомним, по информации Минприроды России, в результате деятельности крупнейшей российской автомобилестроительной компании в год образуется более 1,6 млн. т отходов 208 видов. При этом большая часть отходов — 1,56 млн. т — передается в собственность ООО «ПППО». Исходя из отчетных данных компании, из указанного объема осуществляется захоронение лишь 212 тыс. т на полигоне МСК «Водино» (ЗАО «Экология-Сервис»). По имеющимся данным, ОАО «АВТОВАЗ» заключило договор 7 октября 2013 г. с ООО «ПППО» на оказание услуг по сбору, транспортировке и передаче на использование, обезвреживание и размещение отходов I-V классов опасности в объеме 585400 т, из них 69300 т — на захоронение, III-V класса опасности — 72 наименования отходов из 208. Из приложения к договору следует, что в стоимость услуг по сбору, транспортировке и передаче отходов на использование, обезвреживание и размещение отходов I-V классов опасности, оказываемых ООО «ПППО», была заложена и плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов».

В том же сообщении говорилось: «Однако из имеющихся в распоряжении Минприроды России материалов не удается однозначно определить, в каком количестве и за какие отчетные периоды ОАО «АВТОВАЗ» вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов. Кроме того, ООО «ПППО» вело свою деятельность в отсутствие соответствующей лицензии. В связи с данным фактом передача отходов по указанному договору от 7 октября 2013 г., предметом которого является в т.ч. размещение отходов ОАО «АВТОВАЗ», с даты заключения договора по 1 января 2015 г. являлось нарушением требований п. 3 ст. 4 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». Необходимая лицензия для выполнения работ по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности ОАО «АВТОВАЗ» у ООО «ПППО» также отсутствует». В этом же сообщении Минприроды России приведена цитата из высказывания Рината Гизатудлина: «Учитывая данные факты, бюджеты Российской Федерации могли недополучить поступления в части платы за негативное воздействие при размещении отходов в период с2012по2015гг. в размере до 1,15 млрд р. Росприроднадзор в соответствии с поручением проведет внеплановую выездную проверку деятельности ОАО «АВТОВАЗ» в части обращения с отходами».

Совершенно очевидно, что проверяющие знали, что искать. Скорее всего, были и те, кто мог помочь им в этом. Ведь именно люди из Ростеха, при которых ПППО и получило все заказы от АВТОВАЗа, судя по всему, сами создавали все эти схемы. Но теперь, вероятно, возникла необходимость дискредитировать Бу Андерссона, показать, какой хаос творится на вверенном ему предприятии и в его дочерних обществах. Цель понятна: перевести объемы переработки отходов от АВТОВАЗа на регионального оператора НЭО. Будет это сделано путем продажи ПППО как юридического лица или за счет заключения договора между НЭО и АВТОВАЗа минуя ПППО, не важно.

Пока же ни один выгодный Ростеху сценарий реализовать не получается. Сейчас ПППО находится на определенной развилке. Можно взять под контроль ПППО, но компания рискует остаться без лицензии. Но даже если ПППО и будет с лицензией, оно может лишиться всего объема заказов, которые получает от АВТОВАЗа. Патовая ситуация, выхода из которой на сегодняшний день не видно. В любом случае ПППО — это дополнительный рычаг в руках Андерссона, который помогает ему вести диалог с Чемезовым.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.