Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (564) | 9 ноября 2015г.
 

Чиновничий подход

Багаев пытался уволить инвалида, занимающегося трудоустройством других инвалидов

Сейдамет Абреков

21 октября Автозаводский районный суд вынес решение об отмене приказа ГКУ «Центр занятости населения г.о. Тольятти» (ЦЗН) об увольнении Ольги ЩЕРБИНИНОЙ. Этим же решением она была восстановлена на работе с выплатой заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального ущерба. Директором ЦЗН является Владимир БАГАЕВ. Получается, он, как руководитель учреждения, целью которого является борьба с безработицей, сам допустил формирование безработицы. Причем в ЦЗН пытались уволить инвалида, который сам занимался трудоустройством инвалидов. Может быть, Багаев устал работать и ему пора на заслуженный отдых?

Ольга Щербинина работала в ЦЗН г.о. Тольятти начальником отдела спецпрограмм с сентября 2009 г. Под спецпрограммами подразумевается содействие занятости инвалидов. 5 июня 2014 г. Ольга Щербинина сама получила инвалидность III группы (общее заболевание). Но при этом в соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору она продолжила работу на прежней должности, поскольку в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) была рекомендована адаптация на прежнем рабочем месте с уменьшенным объемом работы. 29 июня 2015 г. Ольга Щербинина прошла переосвидетельствование, ей была выдана новая ИПР, которая в части профессиональной реабилитации не изменилась. 13 июля 2015 г. было заключено дополнительное соглашение о продолжении работы в прежней должности. Тем не менее 31 июля 2015 г. Ольга Щербинина была уволена со ссылкой на п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса (ТК) РФ — отсутствие у работодателя соответствующей работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением.

Т.е. у ЦЗН якобы не оказалось не только уже имевшейся у Щербининой работы, но и возможности перевести ее на другое рабочее место. И это спустя год работы Ольги Щербининой начальником отдела уже после того, как она получила инвалидность. В результате она была вынуждена обратиться в суд.

Автозаводскому районному суду г. Тольятти не составило особого труда разобраться во всех деталях произошедшего. В частности, суд указал: «В ИПР не содержится медицинских указаний на то, что истец (Ольга Щербинина. – Прим. авт.) по состоянию здоровья не может работать в занимаемой должности по трудовому договору с классом вредности 3.1, а адаптация на прежнем рабочем месте со снижением объема работы не означает необходимость перевода на другую должность. Мало того, класс вредности 3.1 по занимаемой истицей должности установлен только по освещенности, а инвалидность истице установлена по общему заболеванию, не связанной с недостаточной освещенностью. На запросы ответчика в отношении разъяснения выданной истице индивидуальной программы реабилитации в своих ответах... Бюро медико-социальной экспертизы... сообщает, что в ИПР... к акту освидетельствования №.15.63/2015... в рекомендациях о противопоказанных и доступных видах труда не противопоказана работа в занимаемой истицей должности -начальника отдела специальных программ...

Учитывая производственную характеристику, медицинские показания, сотрудники Бюро МСЭ пришли к выводу, что истица может продолжать заниматься своей трудовой деятельностью, несмотря на то что класс вредности ее рабочего места равен 3.1 (по аттестации рабочего места)». Соответственно, суд признал увольнение незаконным. Ольга Щербинина была восстановлена на работе в прежней должности.

Этот частный случай не очень выделялся бы из многих других аналогичных трудовых споров, если бы не одно очень важное обстоятельство. Речь шла о действиях директора Центра занятости населения, который, даже если исходить только из названия этого учреждения, должен заниматься не увольнениями, а, наоборот, трудоустройством граждан. Особое внимание в этом смысле должно уделяться инвалидам, которым найти работу очень непросто. А Ольга Щербинина занималась как раз трудоустройством именно таких людей, причем и до того, как сама стала инвалидом, и после.

В связи с этими обстоятельствами напрашивается ряд вопросов. Например, такой: как чиновник — директор ЦЗН г.о. Тольятти — Владимир Багаев, занимающийся социальной работой и считающий, что инвалид III группы не может работать в офисном помещении в центре города, может пропагандировать реализацию мероприятий по содействию занятости инвалидов и привлекать к этому работодателей в производственной, строительной, торговой сферах? Какое он может вызвать доверие у руководителей предприятий и организаций? Уместен и такой вопрос: может быть, директор государственного учреждения превышает свои служебные полномочия? Может ли он ставить свои непонятные амбиции выше интересов дела и работы? И не потому ли в Тольятти столь безрадостная картина с безработицей, что с ней борется именно Багаев? Ответить на эти вопросы было предложено самому Багаеву, хотя уже сейчас можно отметить, что он постепенно превратился в чиновника, которому, судя по всему, безразличны не только свои сотрудники, но и граждане, оставшиеся без работы. Может быть, Владимиру Багаеву уже пора на заслуженных отдых?

Комментарии

Владимир БАГАЕВ, директор ГКУ «ЦЗН г.о. Тольятти»

- Щербинина О. А. была уволена в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77ТКРФ в связи с невозможностью ее дальнейшей работы в занимаемой должности по медицинским противопоказаниям, содержащимся в ИПР, а именно наличием вредных условий труда, а также психоэмоциональных нагрузок и большого объема работы. Согласно ст. 224 ТК РФ инвалид может работать в условиях труда, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации и гигиеническими требованиями к условиям труда инвалидов. Данные требования (СП 2.9.2510-09) запрещают труд инвалидов во вредных условиях труда.