Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (559) | 5 октября 2015г.
 

Генеральный заказчик

Критика Матвеева деятельности Фонда капремонта оказалась на руку Ростеху и ТЕВИСу

Алиса Кирсанова

22 сентября в Самарской губернской думе рассматривался законопроект №11254-14, инициированный депутатом Михаилом МАТВЕЕВЫМ. Его суть заключается в выделении средств господдержки на проведение капремонта в многоквартирных домах (МКД) в размере не менее 50%. Средства по капремонту аккумулирует НКО «Региональный оператор Самарской обл. «Фонд капитального ремонта» (ФКР). Примечательно то, что Матвеев вдруг озаботился вопросом наполнения ФКР после прихода на пост и.о. генерального директора Сергея ТИШИНА, человека, близкого структуре ГК «Ростех». Тишин до назначения в ФКР был директором по экономике и финансам ОАО «ТЕВИС». Это «внучка» Ростеха. Т.о., становится очевидным, в чьих интересах Матвеев боле года вел планомерную информационную работу, которую можно расценить как дискредитацию прежнего руководства ФКР в лице Андрея ЧИБИСОВА.

Руки Ростеха

Деятельность Матвеева в отношении ФКР была оценена как «дешевый популизм» и попытка заработать политические очки. Об этом говорил даже сам Матвеев в своем интернет-блоге. Но хронология последних событий во многом раскрыла причины происходящего. Раньше Матвеев специализировался на широкой критике деятельности бывшего руководителя ФКР Андрея Чибисова. 1 сентября 2015 г. на должность и.о. генерального директора НКО «Региональный оператор Самарской обл. «Фонд капитального ремонта» был назначен Сергей Тишин, директор по экономике и финансам ОАО «ТЕВИС». ОАО «ТЕВИС» на 100% принадлежит ООО «РТ-Энергоэффективность», которое, в свою очередь, входит в ГК «Ростех».

Как следует из официального ответа «Хронографу» заместителя генерального директора-руководителя аппарата ФКР Елены Поповой, Тишин был назначен с 1 сентября 2015 г. «распоряжением правительства Самарской обл. от 11 сентября 2015 г. № 736-р». Внимание! Указание дат приведено точно в соответствии с тем, как они были отражены в письме Поповой. Отсюда вывод: распоряжение, видимо, готовилось исполнителями к подписи в столь срочном порядке, что Тишин еще до его подписания приступил к своим обязанностям. А Михаил Матвеев (на фото) сразу вышел в СГД со своим проектом закона Самарской обл. №11254-14 «О внесении в закон Самарской обл. «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской обл.» (в части установления доли расходов финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов за счет средств областного и муниципальных бюджетов). Видимо, знал, когда выходить. Либо люди из Ростеха представили ему честь внести от своего имении в СГД этот законопроект.

В проекте говорится о необходимости выделения средств государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД в размере 50% общей потребности в средствах на финансирование капремонта. Предлагается внести эти расходы в бюджет Самарской обл. на очередной финансовый год и продолжать традицию в последующие периоды.

Из законотворческой инициативы Матвеева видно, что он одновременно со сменой руководства в ФКР вдруг озаботился проблемами наполняемости фонда. Но что могло заставить Матвеева поверить в то, что с приходом в ФКР Тишина из Ростеха ситуация в нем кардинально изменилась?

Нет сомнений, что на фоне крайне низкого уровня текущих платежей населения в ФКР, которые, по некоторым данным, фиксируются на уровне 30%, такая бюджетная поддержка существенно расширила бы возможности ФКР. Но почему-то до тех пор, пока в ФКР не появился Тишин, никто не осмеливался выступить с такой инициативой. Появление Тишина в структуре фонда можно расценить как удавшуюся попытку ГК «Ростех» получить через внедренного агента контроль над средствами населения Самарской обл. по линии капремонта.

Приоритетные задачи

15 сентября в здании администрации Центрального р-на Тольятти состоялись публичные слушания по проекту «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г.о. Тольятти на период с 2016 по 2025 г.» (ПКР).

В рамках презентации проекта ПКР прозвучала информация, что на развитие системы теплоснабжения Тольятти на данный период предусмотрено около 25 млрд р. Один из основных комплексов мероприятий в данном направлении — это перевод жилого фонда Автозаводского р-на на закрытую систему теплоснабжения.

Примечательно, но слушания проекта ПКР состоялись сразу после назначения Тишина в ФКР и стали не менее показательными в цепочке последних событий. О данном назначении как о случайности говорить не приходится. Ведь именно через систему ФКР ожидается освоение средств на столь масштабные мероприятия, как перевод жилого фонда Автозаводского р-на на закрытую систему теплоснабжения. Участие в данном процессе лиц, близких к ОАО «ТЕВИС» и ГК «Ростех», позволит выстроить процесс освоения миллиардных инвестиционных потоков в нужном русле.

О планах ОАО «ТЕВИС» активно участвовать в переводе с открытой схемы подключения ГВС на закрытую с автоматизацией индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) можно было слышать еще в декабре 2013 г. на публичных слушаниях на тему «Проект схемы теплоснабжения г.о. Тольятти на период с 2013 по 2027 г.». Именно материалы той схемы легли в основу сегодняшней ПКР. В разработанной и утвержденной в августе 2014 г. схеме теплоснабжения основным вариантом перехода на закрытую зависимую систему теплоснабжения является модернизация ИТП. При этом вопрос реконструкции внутридомовых систем теплоснабжения остался непроработанным. Однако известно, что внутридомовые системы теплоснабжения МКД Автозаводского р-на способны функционировать на химически очищенной воде. Соответственно, модернизацией ИТП мероприятия по переводу данного фонда на закрытую систему теплоснабжения не должны ограничиться. Сам переход должен состояться до 2022 г., как требует ФЗ №190 «О теплоснабжении». Вот как это комментировал в ходе публичных слушаний 2013 г. технический директор ОАО «ТЕВИС» Виктор Чигинев: «Для Автозаводского р-на это означает требование ежегодного перевода на закрытую схему ГВС по 110 МКД начиная с 2014 г. Что в свою очередь предполагает как огромные капитальные затраты, так и существенное изменение режимов теплоснабжения в течение летнего межотопительного периода, чтобы после перехода не оставить район без горячей воды».

Ни в 2014-м, ни в 2015 г. подобные мероприятия не проводились. Таким образом, можно предположить, что в ближайшие 6 лет это будет первой стратегической задачей ФКР под управлением Тишина. И это притом, что данную проблему должен решать собственник сетей теплоснабжения Автозаводского р-на — ОАО «ТЕВИС». Однако в ТЕВИСе, видимо, понимали, во что это выльется, а потому могли вынашивать планы о том, как все это сделать за чужой счет. Например, за счет ФКР. А тут еще и Матвеев подвернулся. Законопроект ему в руки и вперед.

Лобби лучший PR

Назначение Тишина на должность генерального директора ФКР — это не первая попытка ГК «Ростех» получить свою креатуру в системе сбора платежей с граждан. Летом текущего года была замечена попытка сформировать в Тольятти расчетно-кассовый центр (РКЦ) с учетом интересов ТЕВИСа. Это позволило бы ТЕВИСу напрямую, минуя генерирующую компанию, участвовать в процессе расщепления платежей населения в обход интересов управляющих жилым фондом организаций (см. «Хронограф» №24 (554) от 27.07.15). Однако ключевым игрокам рынка УК удалось заблокировать данные инициативы. Случилась осечка. Тишину пришлось искать новое применение. В связи с этим появление Тишина в структуре ФКР можно расценить как удавшуюся попытку Ростеха получить контроль над средствами населения, но теперь уже по линии капремонта.

События сентября одно за другим могут свидетельствовать о том, что в первую очередь в смене руководства ФКР могли быть заинтересованы руководство и бенефициары ОАО «ТЕВИС». В итоге ТЕВИС получил своего человека в областной структуре по собору средств населения по линии платежей за капремонт. В связи с чем ТЕВИСу на руку оказалась информационная кампания Михаила Матвеева по критике деятельности бывшего руководителя ФКР Чибисова, которую депутат вел без умолку весь 2014 г. и начало 2015 г. С позиции сегодняшнего дня можно задаться вопросом: сколько денег ТЕВИС мог вложить в работу по дискредитации ФКР и Чибисова и сколько из этой суммы могло бы достаться Матвееву?

Этот вопрос вполне обоснован. ТЕВИСу не чужды технологии пиара, он привык закладывать на это в своем бюджете статьи расходов. Приведем пример. На сайте госзакупок 31 августа был раскрыт ряд документов, из которого следует, что ТЕВИС заключил договор с телекомпанией «Прайм-Медиа» ценой в 318 тыс. р. (см. «Хронограф» №30 (558) от 28.09.15).

Известно, что пиар бывает не только имиджевый, но и лоббистский. И то, что Матвеев с приходом Тишина в ФКР вдруг перестроился с оголтелой критики на задачу по наполнению ФКР средствами, может быть очередным тому подтверждением. Ведь перспектива того, что существующие недосборы по линии капремонта будут закрываться бюджетными ресурсами, очень заманчива. Если только одна ПКР Тольятти предусматривает 25-миллиардные затраты на развитие системы теплоснабжения, то какими они могут стать после принятия законопроекта Матвеева в целом по области? Однако 22 сентября СГД приняла решение отклонить столь кабальный для облбюджета законопроект. Каковы будут следующие шаги лиц, близких ГК «Ростех», покажут ближайшие события.

«Хронограф», учитывая высокую социальную значимость происходящего, направил запрос генеральному директору ОАО «ТЕВИС» Сергею Анташеву (см. справку). Однако на момент подготовки материала в номер руководитель компании, занимающейся снабжением водой, теплом и отведением стоков в Автозаводском р-не Тольятти с численностью населения более чем 400 тыс. чел., не счел нужным ответить. В чем заключаются истинные причины закрытости этого стратегически важного для Тольятти предприятия, остается лишь догадываться. Но существует вероятность, что Анташеву просто неудобно от своего имени обсуждать масштабные планы ТЕВИСа и головной компании ГК «Ростех» по освоению миллиардных средств.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Вопросы ОАО «Хронограф», направленные генеральному директору ОАО «ТЕВИС» Сергею АНТАШЕВУ

1. Какие задачи, поставленные Ростехом и ТЕВИСом будет реализовывать Сергей Тишин в Фонде капремонта?

2. Человек из ТЕВИСа в Фонде капремонта — это однозначный засвет интересов Ростеха в теме капремонта и сбора средств за него. Почему выбор пал именно на него?

3. Каким образом ТЕВИС планирует участвовать в процессе перевода МКД Автозаводского р-на на закрытую систему теплоснабжения?

4. Каким образом ТЕВИС планирует принимать участие в освоении 25 млрд р., которые будут направлены на изменение системы горячего водоснабжения Автозаводского р-на Тольятти?

5. Почему речь идет о 25 млрд р., тогда как, по оценке экспертов, перевод одного МКД на закрытую систему теплоснабжения стоит около 600 тыс. р.? В Автозаводском р-не около 700 МКД. Таким образом, цена вопроса — не более 500 млн р. На что вы запланировали оставшиеся 24,5 млрд р.?