Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (558) | 28 сентября 2015г.
 

Поглощения Мухаметшина

Потребители электроэнергии области могут оказаться в зависимости от ССК

Георгий Кизельгур

К 1 октября ЗАО «Самарская сетевая компания» (ССК), генеральным директором которой является Виль МУХАМЕТШИН (на фото), планирует завершить реорганизацию своего бизнеса. Это происходит посредством присоединения к ССК электросетевых активов крупных региональных сетевых организаций. Следующим этапом может стать наделение ССК статусом управляющей организации Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНОЭС) по Самарской обл. Это поставит в зависимость от ССК всех участников этого рынка в Самарской обл. Единственное, что еще способно остановить Мухаметшина — это принципиальная позиция руководства ПАО «Россети» сохранить Самарский регион под своим контролем.

Депутаты напомнили

15 сентября в Думе г.о. Тольятти (ТГД) обсуждалась «Программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры г.о. Тольятти на период с 2016 г. по 2025 г.». Депутаты ТГД пытались заблокировать прохождение этого вопроса. Они сослались на то, что этот документ нельзя принимать, пока в нем не отражены сведения из схемы Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНОЭС). Возглавляемая Мухаметшиным компания до определенного момента менее всего могла быть заинтересована в скорейшем появлении в нашем регионе схемы ЕНОЭС. Этому есть ряд объяснений. Одно из них можно обнаружить в положениях ФЗ №35 от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике». В ст. 7 «Понятие и правовой статус ЕНОЭС» указан перечень ограничений для владельцев объектов электросетевого хозяйства, включенного в схему ЕНОЭС: «В целях... обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНОЭС, ограничиваются в осуществлении своих прав в части: права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНОЭС, и определения условий этих договоров; использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению ЕНОЭС».

Сложно найти участника рынка, который по своей доброй воле согласился бы на то, чтобы его могли ограничивать в столь важных для бизнеса вещах, как возможность самостоятельно заключать и определять условия договоров с контрагентами, а также в вопросах использования своего имущества. Зато наверняка нашлись бы те, кто был бы рад принять на себя права управляющей организации над участниками рынка в рамках ЕНОЭС отдельно взятого субъекта РФ.

По ряду признаков, ЗАО «ССК» можно отнести к числу тех, кто мог бы претендовать на получение функций управляющей организации самарской региональной части ЕНОЭС. Здесь у ССК просматривается всего лишь один потенциальный конкурент — Филиал ПАО «МРСК — Волги» «Самарские распределительные сети».

Их позиции отличаются тем, что филиалу «МРСК — Волги» практически ничего не надо делать, чтобы получить статус управляющей организации. Ему достаточно просто ждать. Параметры бизнеса ему это позволяют. Для наглядности приведем данные из официальных документов.

Расклад сил

В приказе министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. №152 от 25 июня 2015 г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской обл. на 2015 г.» в одном из приложений указаны размеры необходимой валовой выручки (НВВ) всех электросетевых компаний Самарской обл. Известно, что такой параметр, как НВВ электросетевых компаний, учитывается при утверждении (расчете) единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Этот показатель очень точно отражает долю именно электросетевого бизнеса в экономической деятельности компании.

В реестре электросетевых операторов Самарской обл. содержится 82 компании. Общий размер НВВ всех этих организаций, по данным на 25 июня 2015 г., составляет 13,691 млрд р. Из них 8,211 млрд р. приходится на НВВ филиала ПАО «МРСК — Волги» «Самарские распределительные сети». Это составляет 59,9% общего размера НВВ всех сетевых организаций нашего региона. На втором месте по величине этого показателя находится подконтрольное Мухаметшину ЗАО «ССК». Его НВВ составляет 2,369 млрд р. (17,3%). На третьем месте — ЗАО «САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» (СГЭС). Его НВВ — 1,167 млрд р. (8,5%). Далее по убыванию: АО «Сызранская городская электросеть» (СГЭ) — 347 млн р. (2,5%), ЗАО «Квант» (г. Тольятти) — 300,7 млн р. (2,2%) и ЗАО «ЭНЕРГЕТИКА И СВЯЗЬ СТРОИТЕЛЬСТВА» (ЭИСС) — 292,4 млн р. (2,2%). Все остальные имеют в разы и на порядки меньшие размеры НВВ. То есть на оставшиеся 74 организации в общем объеме НВВ приходится всего 7,4%.

Из этого следует, что ССК сможет получить шанс стать региональной управляющей организацией ЕНОЭС только путем поглощения сетевого хозяйства остальных сетевых организаций Самарской обл. Проще всего это было бы сделать путем присоединения к себе сетевого хозяйства четырех выше озвученных компаний (ЗАО «СГЭС», АО «СГЭ», ЗАО «Квант» и ЗАО «ЭИСС»). В случае реализации этой задачи НВВ ССК достигнет уровня 4,475 млрд р. (32,7%). По сути, это треть всего электросетевого хозяйства Самарской обл. Если получить полный контроль над ним, то это реальный шанс переиграть «МРСК — Волги» в борьбе за право стать управляющей организацией ЕНОЭС по Самарской обл.

Между тем 32,7% это намного меньше, чем 59,9%. Следовательно, скептически настроенные в отношении описанного выше сценария эксперты могут сказать, что в Самарской обл. ни у кого не может быть шансов обойти «МРСК — Волги». Теоретически, возможно, они будут правы. Но только в том случае, если руководствоваться сравнением только одного показателя НВВ.

На деле надо также смотреть на такой показатель, как количество точек присоединения к электрическим сетям. И вот здесь филиал ПАО «МРСК — Волги» «Самарские распределительные сети» может существенно уступать позиции оператору, который может быть создан путем консолидации сетевого хозяйства крупных региональных компаний на базе ССК. Другими словами, ССК, СГЭС, СГЭ, «Квант» и ЭИСС — это крупнейшие в регионе представители розничного рынка услуг по передаче электроэнергии.

В то время как филиал «МРСК -Волги» скорее оптово-розничный. Совокупность таких показателей, как НВВ и количество точек присоединения к электрическим сетям, могут сделать ССК безальтернативным претендентом на получение статуса управляющей организации ЕНОЭС в Самарской обл. Однако для этого ССК надо суметь успеть присоединить к себе (или попросту поглотить) бизнес СГЭС, СГЭ, «Квант» и ЭИСС.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что ССК вышла на путь поглощения конкурирующих сетевых организаций. В 2014 г. ССК удалось поглотить бизнес ОАО «Электросеть» — крупнейшего в Тольятти сетевого оператора. На данный момент идет присоединение к ССК сетевого хозяйства компании СГЭ. Есть основания полагать, что у ССК не возникнет проблем и с поглощением бизнеса СГЭС и «Кванта». Проблемы могут возникнуть с присоединением сетевого хозяйства ЭИСС. Гендиректор и совладелец ЭИСС Валентин Богряков давно известен своим несогласием с позициями ССК. Он вполне может пойти скорее на сближение с «МРСК — Волги», чем с ССК. Если это произойдет, то планы ССК на получение статуса управляющей организации ЕНОЭС по Самарской обл. могут рухнуть.

Россетти ждать не будут

Выяснение отношений с ЭИСС может затянуться на продолжительное время. Для ССК это крайне нежелательно. Уже в 2016 г. на федеральном уровне может начаться глобальный процесс по наведению порядка в вопросах формирования федеральной и региональных схем ЕНОЭС. До сих пор этот вопрос, начиная с 2008 г., был пущен на самотек. Никто не торопил регионы создавать свои схемы электросетей для их интеграции или корректировки с общероссийской схемой ЕНОЭС. Подтверждение этому можно найти в ФЗ «Об электроэнергетике». С 2003 г. в этот ФЗ много раз вносились изменения и поправки. Даже в 2015 г. это делалось 2 раза. Однако ст. 8 «Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью» с 2003 г. и до сего дня остается неизменной в части указания на то, кто значится в законе в качестве управляющей организации — это РАО «ЕЭС России».

И это притом, что РАО «ЕЭС России» прекратило свое существование в 2008 г., а функции управляющей организации ЕНОЭС формально были переданы ОАО «ФСК ЕЭС», созданному путем выделения из РАО «ЕЭС России». Но что мешало уже в 2009 г. внести в ст. 8 ФЗ «Об электроэнергетике» замену РАО «ЕЭС России» на ОАО «ФСК ЕЭС» в качестве управляющей организации ЕНОЭС? Видимо, в стране нашлось немало лоббистов, которым оказалось выгодно сохранение в ФЗ «Об электроэнергетике» неточностей касающихся принципов регулирования ЕНОЭС. Самарская обл. не исключение. Наверное, поэтому здесь до сих пор нет региональной схемы ЕНОЭС. В силу тех ограничений, которые предусматривает ФЗ «Об электроэнергетике» для участников схемы ЕНОЭС, ССК до недавнего времени можно было бы отнести к числу тех, для кого могло быть очень удобно отсутствие в Самарской обл. схемы ЕНОЭС.

17 октября 2009 г. правительство РФ издало постановление № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики». С изменениями и дополнениями оно действует и сегодня. Этим постановлением были утверждены «Правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики». Раздел II «Разработка генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики» этих правил гласит: «При разработке генеральной схемы учитываются: Энергетическая стратегия России (в части электроэнергетики)...» Энергетическая стратегия России утверждается каждые 5 лет. Действующая Энергетическая стратегия была утверждена в 2010 г. Однако с разработкой схем никто не спешил, что вполне объяснимо.

В 2015 г. начался процесс принятия новой Энергетической стратегии России — 2035. 18 марта по этому вопросу председатель правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание. По итогам совещания он заявил: «Осенью, после окончания обсуждения, мы еще раз соберемся, а потом рассмотрим на заседании правительства окончательный вариант этого документа, так что время еще некоторое есть. Затем на его основе будут подготовлены генеральные схемы и программы развития отраслей ТЭК — нефтяной, газовой, угольной и электроэнергетики». Также было отмечено, что проект распоряжения об утверждении проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 г. должен быть внесен в правительство РФ до 1 октября 2015 г.

В отличие от событий пятилетней давности сегодня уже нет сомнений, что сразу после утверждения Энергетической стратегии России -2035 будет начата полномасштабная работа по наведению порядка в сфере управления ЕНОЭС на всех уровнях. Подстегивать эту работу будет еще и то, что недавно созданное ОАО «Россети» (с 2015 г. — ПАО) имеет серьезные амбиции на получение функций управляющей организации ЕНОЭС на всех уровнях. Оно было создано на базе ОАО «Холдинг МРСК» в марте 2013 г. После этого в собственности Россетей оказалось почти 80% акций ОАО «ФСК ЕЭС» (с 2015 г. ПАО). Т.е. под контролем Россетей оказался преемник РАО «ЕЭС России» в части обладания правом управляющей организации ЕНОЭС. Скорее всего, перед теми, кто вынашивал планы создания ОАО «Россети» с последующий передачей ему контроля над ОАО «ФСК ЕЭС» могла стоять куда более глобальная цель -обрести полномочия управляющей организации ЕНОЭС. Этим и могло объясняться то, что никто с 2008 г. не спешил менять в ФЗ «Об электроэнергетике» РАО «ЕЭС России» на ОАО «ФСК ЕЭС». Действительно, зачем было это делать, если вскоре должен был появиться другой претендент на этот статус?

Однако, как видно на примере компании Мухаметшина, в регионах эта задержка многих устраивала. Но сегодня в свете начавшихся на федеральном уровне изменений время начинает работать не в пользу ССК. Если ССК не сумеет к определенному сроку нарастить необходимые показатели, то рискует лишиться шанса на получение желаемого статуса. Понимает это, скорее всего, и руководство ЭИСС. Не каждый же день у Богрякова появляется возможность испортить перспективу своему основному конкуренту в лице набирающего вес ССК.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Алексей ЩЕРБАКОВ, заместитель генерального директора ЗАО «Самарская сетевая компания»

- Когда вы планируете завершить присоединение СГЭ? Когда вы планируете приступить к присоединению СГЭС? Что здесь может вам помешать? Насколько важно для вас получить контроль над сетевым хозяйством СГЭС? Готовы ли в СГЭС сдаться?

- В 2015 г. ЗАО «Самарская сетевая компания» проходит масштабную реорганизацию посредством присоединения электросетевых активов трех крупных региональных сетевых организаций — ЗАО «САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ», АО «Сызранские городские электросети» и ОАО «Электросеть». В компании уже пройден этап одобрения сделок на уровне собраний акционеров и регулирующих органов. В настоящее время ведется работа по подготовке передачи имущества на баланс ЗАО «ССК», по формированию объединенного баланса и бюджета компании, осуществляется подготовка к операционной деятельности. Формально процесс реорганизации должен завершиться к 1 октября 2015 г. Цели объединения электросетевых активов трех крупнейших региональных компаний лежат в плоскости решения экономических и стратегических задач. Во-первых, через консолидацию активов планируется прийти к их более эффективному управлению. Во-вторых, посредством консолидации происходит расширение и укрупнение компании. Кроме того, консолидироваться будут не только ликвидные активы, но и активы непрофессиональных компаний, бесхозяйные сети, что позволит сделать сетевую инфраструктуру более надежной и доступной для потребителя. Сегодняшняя реорганизация приведет к укрупнению ЗАО «ССК» и, соответственно, расширению ее возможностей для решения более масштабных задач по развитию, инвестициям и качеству оказываемых услуг.

- Когда вы начали первые переговоры с Богряковым о передаче под контроль ССК электросетевого хозяйства от ЭИСС? Во сколько вы оцениваете электросетевой бизнес ЭИСС? За какую цену вы согласились бы его приобрести?

- ЗАО «ССК» не вело переговоров по поводу приобретения электросетевых активов с ЗАО «ЭИСС». Никаких предложений со стороны компании ЭИСС в адрес ЗАО «ССК» о покупке ее электросетей также не поступало.

- Как близко вы приблизились к возможности получить права управляющей организации ЕНОЭС по Самарской обл.? Как вы собираетесь решить вопрос с филиалом ПАО «МРСК-Волги» «Самарские распределительные сети» об его отказе получать право управляющей организации ЕНОЭС по Самарской обл. ? Обсуждали ли вы этот вопрос на уровне руководства ПАО «Россети»? Если нет, то почему?

- Вопрос создания региональных схем электросетей, их интеграции и корректировки в соответствии с общероссийской схемой ЕНОЭС лежит в плоскости деятельности областного правительства, в частности — министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл., и требует тщательной проработки как на федеральном, так и на региональном законодательном уровнях. Решение подобных вопросов не лежит в рамках компетенции и полномочий сетевых компаний Самарской обл.

- Как вы можете охарактеризовать действия депутатов ТГД, которые были готовы заблокировать принятие «Программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры г.о. Тольятти на период с 2016 г. по 2025 г.», сославшись на то, что этот документ рано принимать, пока в нем не отражены сведения из схемы ЕНОЭС? Вы с ними согласны или нет и почему?

- Принятие планов и программ развития г.о. Тольятти относятся к основным полномочиям Думы г.о. Тольятти, и все решения по развитию инфраструктуры города лежат в рамках их компетенции.