Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (554) | 27 июля 2015г.
 

Скромное обаяние олигархата

В преддверии выборов в Госдуму Азаров и Хинштейн получат максимум полномочий от ЕР

Сергей Ромашов

На прошлой неделе появилась информация, что партия «Единая Россия» (ЕР) на выборы в Госдуму в 2016 г. будет формировать 35 партийных групп выдвиженцев, а не 80, как это было ранее. Уменьшенное количество групп сопоставимо с количеством созданных в ЕР межрегиональных координационных советов (МКС). Сразу два таких МКС возглавляют связанные с Самарской обл. политики — Дмитрий АЗАРОВ (на фото) и Александр ХИНШТЕЙН.

Новый порядок

В последнее время в плотной связке с Хинштейном работает секретарь политсовета самарского регионального отделения (СРО) ЕР Александр Фетисов. При подготовке к выборам в райсоветы Самары они сумели организовать праймериз таким образом, чтобы максимально облегчить прохождение нужных себе людей. По всей видимости, самарский олигархат хорошо осознал, с кем именно надо будет договариваться, чтобы в 2016 г. оказаться в Госдуме.

На прошлых выборах в Госдуму в 2011 г. во главе партийных списков ЕР ставились губернаторы. Это и понятно, количество списков тогда (80) было почти равно количеству регионов (83). Решение сократить количество групп до 35 приведет к тому, что во главу списков губернаторов уже не будут ставить. Скорее всего, принимать решение о том, кто возглавит списки, будут руководители МКС, или они будут транслировать спущенные сверху установки.

Что касается глав регионов, то им, скорее всего, придется сосредоточиться на формировании региональных заксобраний. Это означает, что праймериз-вольница будет ликвидирована.

Фактически, продекларировав новые принципы выдвижения кандидатов в Госдуму, ЕР приняла новые правила политической игры на среднесрочную перспективу. Разумно ожидать, что данные правила будут распространены и на другие политические силы. Таким образом, желающим стать во главе региона сначала придется избраться в нижнюю палату Федерального собрания РФ. Однако и это еще не все.

Если списки выдвиженцев в Госдуму будет формировать центр, а списки в региональные заксобрания — региональные правительства, то следует ожидать, что региональный олигархат окажется в коридоре. Иначе говоря, путь для представителей региональных ФПГ в губдумы будет закрыт. Для тех же, кто желает в перспективе поуправлять субъектом федерации, нужно будет пройти «госдумовский фильтр». При этом нельзя забывать о наличии муниципального фильтра.

Интерполируя вышесказанное на Самарскую обл., становится понятно, зачем в местные представительные органы идут колонны Александра Милеева, Ивана Матынги и т.д.

Можно предположить, что сегодняшние вложения в сентябрьские выборы уже в 2016 г. отобьются политическим торгом как с «белым домом», так и с «дружественными» ФПГ. Здесь важно подчеркнуть, что колонны Милеева и Матынги оказались встроены в списки партии «Справедливая Россия» (СР). В итоге за деньги Матынги и Милеева председатель совета СРО СР Михаил Маряхин сумеет получить для себя в будущем залог успешного преодоления «муниципального фильтра».

Хотя насчет дружественных ФПГ может возникнуть серьезная проблема. С учетом того, что путь самарскому олигархату в СГД, скорее всего, будет закрыт, олигархические креатуры пойдут колоннами в Госдуму. Сегодня претендентов на пост губернатора наблюдается человека три. Возможно, желающих наберется и больше, но реальный претендент будет один. И его фамилию, скорее всего, Дмитрий Азаров уже знает (и эта фамилия уж точно не Азаров, т.к. он будет востребован на своем посту еще достаточно долго). Поэтому остальным мечтающим о губернаторском кресле следует поинтересоваться у «старших товарищей», на чем основываются их уверенные обещания губернаторства. Кстати, и в отношении единственного претендента сегодня ни один наблюдатель не даст гарантию, что его политические мечты обязательно сбудутся.

Единственные, за кого можно в настоящий момент порадоваться, так это руководители реготделений малых партий. Заявляемые сегодня правила игры однозначно повышают их инвестиционную привлекательность. В свою очередь, за инвесторов радоваться не нужно. Их вложения запросто могут раствориться в демагогии партийных функционеров. В конце концов, политика тем и удобна, что здесь никто не может дать стопроцентных гарантий.

Праймериз со студентами

В июне СРО ЕР провело предварительное голосование за выдвиженцев на будущие выборы депутатов райсоветов муниципальных образований. От каждого избирательного округа всех 9 районов Самары были представлены по два одномандатника и четыре списочника, из которых жителям предлагалось выбрать одного кандидата по одномандатному округу и трех кандидатов по списку, которых планировалось выдвинуть для участия в сентябрьских выборах. Данная процедура в Самаре напоминала типичную праймериз-вольницу. Уже на начальном этапе праймериз многим стало понятно, что в соперники кандидатам, представляющим олигархические группы, руководство СРО ЕР сумело подбирать заведомо слабых оппонентов. Для наглядности приведем две выдержки из списка пар — участников праймериз, где, с одной стороны, были представлены кандидаты -креатуры хорошо знакомого Фетисову депутата Самарской губернской думы (СГД) Александра Милеева, а с другой — их начинающие однопартийцы. Итак, одномандатный избирательный округ № 12 Советского р-на: Наталья Михайлова (заместитель генерального директора по социальным вопросам ОАО СК «Родник») – Анна Макаренко (аспирантка Самарского государственного аэрокосмического университета). Одномандатный избирательный округ № 14 Советского р-на: Вячеслав Дормидонтов (генеральный директор ПАО «Приват Билдин») – Александр Бабанов (студент Самарского государственного университета). Одномандатный избирательный округ № 16 Промышленного р-на: Анатолий Кумановский (заместитель председателя Самарского облпо-требсоюза) – Елена Золотова (временно безработная).

Кумановский, Дормидонтов и Михайлова являются действующими депутатами Думы г.о. Самара (ДГОС). Всех их еще до избрания в ДГОС в октябре 2010 г. называли членами политической команды Милеева. Получается, что в СРО ЕР перед сентябрьскими выборами сумели поработать в пользу продвижения указанных депутатов в райсоветы. Иначе как еще можно объяснить выдвижение на праймериз против действующих депутатов мало кому известных студентов, аспирантов и безработных?

Со своей стороны секретарь политсовета СРО ЕР Фетисов не только не воспрепятствовал применению такого формализма, но и сам воспользовался той же схемой. В июне, во время праймериз, его можно было заметить в списках кандидатов по Железнодорожному избирательному округу № 1 вместе с инженером ОАО Парфюмерно-косметическая компания «Весна» Галиной Шавиловой, директором МБОУ СОШ №134 Таисией Половинкиной и сотрудницей ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №13» Ольгой Барминой. Поэтому нет ничего удивительного, что по итогам праймериз список по данному округу покинула Ольга Бармина, а Фетисов теперь занимает первое место среди списочников по этому округу.

Первое место, по сути, является проходным, остальные два — уже по остаточному принципу. Ни у Шавиловой, ни у Половинкиной, ни у Барминой в данном случае не было никаких шансов занять проходное место. А ведь при этом Фетисов является первым лицом в партийной иерархии в СРО ЕР. Неужели Фетисов не был уверен в своих шансах на победу, особенно если против него выйдет действительно электорально привлекательный кандидат?

В орбите МКС

В последнее время Фетисов работает в тесной связке с депутатом Госдумы от Самарской обл. Александром Хинштейном. Хинштейн не мог не видеть того, как были организованы праймериз в Самаре. Но почему-то он не одернул Фетисова. Словно Хинштейна все полностью устраивало. Если это так, то у них была прекрасная возможность превратить выборы народных депутатов в бизнес-проект самарских ФПГ и дружественных ему структур. Но без надежного прикрытия такими вещами заниматься опасно. Кто бы мог организовать надежное прикрытие?

Самарский регион уникален в том плане, что к нему привязаны сразу два политика федерального уровня, которым в центральном аппарате ЕР доверили возглавить МКС: это Азаров (курирует Самарскую, Нижегородскую и Оренбургскую обл.) и Хинштейн (курирует Архангельскую, Томскую обл., Красноярский край). Такого сосредоточения в отдельно взятом регионе политиков, наделенных высокими полномочиям по линии ЕР в преддверии выборов в Госдуму, нет больше нигде. Видимо, поэтому даже по итогам визита в Самарскую обл. 8 июля комиссии Центрального исполнительного комитета (ЦИК) ЕР в отношении Фетисова не было принято мер (см. «Хронограф» №25 (553) от 20.07.15).

«Хронограф» в официальном запросе на имя руководителя МКС Азарова предложил ему ответить на вопрос, какое участие он принял в организации приезда в Самару комиссии ЦИК ЕР для разбора ситуации в реготделений и кто именно жаловался ему на результаты праймериз ЕР в Самарской обл. Азаров ответил сухо и лапидарно: «Не участвовал, не жаловались, не организовывал». Если верить этому, то получается, что Азаров не выполняет установок секретаря генсовета ЕР Сергея Неверова. Неверов ведь указывал на то, что куратор должен «проанализировать ситуацию в субъекте в целом, оценить эффективность работы регионального отделения». И Азарову, как члену Совфеда и куратору Самарского региона от ЕР, стоило бы поучаствовать в организации проверки по факту подбора слабых соперников фаворитам праймериз. Но в этом сенатор вряд ли заинтересован.

Показателен также ответ Азарова на вопросы «Кто лоббировал его утверждение в качестве руководителя межрегионального координационного совета ЕР по Нижегородской, Оренбургской и Самарской обл.?» и «Есть ли среди сторонников его назначения на эту кураторскую позицию представители ГК «Ростехнологии»?». Азаров был краток: «Никто не лоббировал». Но если Азаров был назначен куратором, что называется, в порядке живой очереди или с помощью слепого жребия, то почему ему досталась именно Самарская обл.? Ответ очевиден: взять под контроль выборы в Госдуму в 2016 г. со всеми вытекающими из этого последствиями.

В силу того, что губернатор в 2016 г. станет «фильтром» для формирования списков в губдуму, олигархату останется две дороги. Либо в ОМС, либо в Госдуму. Но ОМС — дело не царское, поэтому самарские ФПГ предпочитают направлять туда подконтрольные себе колонны «трудящихся». Единственным приемлемым вариантом для них становится Госдума. Следует ожидать, что выборы в нижнюю палату Федерального Собрания РФ превратятся в соревнования денежных мешков. По крайней мере, не исключено, что добрая половина действующих депутатов СГД изъявит желание поработать над федеральным законодательством.

Парадокс в том, что при таком соревновании ресурсов праймериз со студентами становятся маловероятными. Напомним, в Госдуму в 2016 г. от Самарской обл. сможет попасть не более 10 человек (5 одномандатных мест и до 5 списочников).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.