Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (204) | 29 октября 2007г.
 

Один владеет – другой имеет

Георгий Лиманский бережет медиаресурс для Константина Титова

Игорь Караулов, Павел Соколов

На прошлой неделе коллектив подконтрольной экс-мэру Самары Георгию ЛИМАНСКОМУ газеты «Волжская заря» был уведомлен о возможной приостановке издания по причине финансовых трудностей. При этом Лиманский, вместо того чтобы продать газету или поддержать ее в экономическом плане, предпочел вложить средства в предвыборный проект — бюллетень «Городовой». Не лучшим образом дела обстоят и в большинстве других медиапроектов бывшего мэра. Эксперты «Хронографа» утверждают, что подобное отношение Лиманского к своим медиаактивам прежде всего выгодно экс-губернатору Константину ТИТОВУ.

Избирательные расходы

Газета «Волжская заря», входящая в пул подконтрольных бывшему мэру Самары Георгию Лиманскому СМИ, уже с нового года может приостановить свою деятельность. Об этом, как отмечают журналисты этого издания, коллективу редакции на прошлой неделе сообщил редактор газеты Александр Муратов. Он мотивировал это якобы тем, что попросту может сложиться ситуация, когда коллективу редакции будет нечем платить зарплату, и что ситуацию может изменить только экстренное вливание средств со стороны учредителя. Однако, как отмечают самарские источники «Хронографа», Лиманский предпочитает пока этого не делать. При этом издание имеет кредиторскую задолженность. Средства, которые поступают от выполнения сторонних заказов, уходят на погашение внешнего долга перед типографией.

Но случай с «Волжской зарей» вовсе не означает, что Лиманский потерял всякий интерес к медиаресурсам. Совсем наоборот. Так, например, стало известно, что буквально накануне начала подготовки нынешних выборов в Госдуму он предпочел оказать финансовую опеку небезызвестному в Самаре предвыборному бюллетеню «Городовой». Данному изданию так и не суждено было начиная с 2001г. превратиться в полноценную газету. Оживление «Городового» наступало в преддверии избирательных кампаний. Примечательно, что первым большим «делом» «Городового» была работа на деньги избирательного штаба Геннадия Звягина против Лиманского во время выборов мэра Самары в 2001 г.

Данный эпизод наглядно свидетельствует о том, что ныне опальный и отстраненный от политики экс-мэр Самары Георгий Лиманский продолжает относиться к подконтрольным медиаактивам как к инструментам политического лобби, а вовсе не как к бизнесу. На этот счет сегодня в Самаре все активнее обсуждается версия, что этот интерес обусловлен его желанием вернуться в региональную политику.

Суть этой версии зиждется на том, что с приходом на пост губернатора Самарской обл. члена партии «Единая Россия» (ЕР) Владимира Артякова позиции мэра Самары, лидера регионального отделения партии «Справедливая Россия» (СР) Виктора Тархова могут серьезно пошатнуться. Якобы в ходе выборов Тархову создадут такие условия, что он предпочтет не отказываться от возможности уйти с поста мэра в Госдуму. По сведениям авторов этой версии, подобное развитие событий позволит Лиманскому (на фото) вернуться пока еще из краткосрочного политического забытья. В пользу данного предположения говорит и то, что после проигрыша прошлогодних выборов мэра Самары Лиманский не был подвергнут публичной обструкции как по линии ЕР, членом которой он является с лета 2006 г., так и в плане попыток организовать против него уголовное преследование в отношении отдельных эпизодов его работы в должности мэра.

Мнимые оппозиционеры

Между тем куда более прагматичный характер носит другая версия, объясняющая упорное нежелание Лиманского избавляться от медиаактивов. Буквально в октябре экс-губернатор Константин Титов сумел продлить свою политическую жизнь.

На позапрошлой неделе ему все же удалось стать членом Совета Федерации в качестве представителя правительства Самарской обл. Но не только в этом статусе ему может понадобиться медиаподдержка. Бизнес семьи Титовых по-прежнему еще сконцентрирован в Самаре, а сам глава семьи пока не утратил интереса к возможности оказывать влияние на политическое развитие региона. В связи с этим Титову как действующему политику, вынужденному соответствовать реалиям современной действительности, предпочтительнее не иметь каких бы то ни было аффилированных связей со СМИ. Следует напомнить, что свою осторожность в этом вопросе Титов продемонстрировал еще осенью 2004 г. Этот период знаменателен тем, что президент РФ Владимир Путин сумел сделать так, что «всенародные выборы» губернаторов ушли в историю. Для Титова это стало сигналом к избавлению от аффилированных связей со своим главным медиаактивом в Самаре ОАО «ТРК «СКАТ». К тому моменту в ТРК «СКАТ» около 40% медиаактивов были подконтрольны его сыну Алексею Титову (19,3% через ЗАО «Ависта», 5,2% — через Фондимущества Самарской обл., остальное через физлиц). Более 30% ОАО «ТРК «СКАТ» контролировал Лиманский. Несмотря на то что внешне лояльные на тот момент по отношению к Титову ФПГ Группа «СОК» и Волгопромгаз обладали собственными сильными телекомпаниями («Орион» и ТРК «ТЕРРА» соответственно) глава семьи предпочел, чтобы СКАТ был сконсолидирован под началом Лиманского. И это при том, что на публике Титов и Лиманский предпочитали демонстрировать свою враждебность по отношению друг к другу. Модель «мэр в оппозиции к губернатору» была максимально эффективно использована Лиманским и Титовым для укрепления собственных позиций. Титову Лиманский на протяжении последних семи лет был выгоден в качестве противовеса, сдерживающего натиск амбициозных лидеров самарских ФПГ (Волгопромгаз, Группа «СОК» и Волгабурмаш) на его позиции как губернатора. Союз этихтрех ФПГ в противостоянии против Лиманского с подачи самарских СМИ образно стали даже называть «Антантой».

Однако пригодился Лиманский Титову и летом 2006 г. — в период назревания сложной политической ситуации в регионе накануне выборов мэра Самары, которые должны были плавно перейти в выборы в Самарскую губернскую думу (СГД). Во многом благодаря его инициативе в августе 2006 г. Лиманский был в экстренном порядке принят в ряды ЕР для того, чтобы быть выдвинутым в качестве кандидата на пост мэра Самары от партии власти. Стоит напомнить, что самарским региональным отделением ЕР до этого обсуждалась кандидатура спикера СГД Виктора Сазонова. По ряду причин для Титова это был не самый лучший вариант. С одной стороны, Сазонов является фигурой в большей степени, чем Лиманский, зависимой от лидеров местных ФПГ, с другой — еще в 2004 г. спикер всерьез рассматривался этими же структурами в качестве альтернативной кандидатуры на пост губернатора.

Немаловажно здесь и то, что после провала ЕР на выборах мэра Самары Титов стал одним из ярых сторонников того, чтобы не начинать «охоту на ведьм». По непонятным причинам не стал ворошить прошлое своего предшественника и впервые избранный мэром Самары Виктор Тархов. Хотя буквально в первые дни после своей победы он не стеснялся делать громкие заявления по поводу своего желания начать расследование против Лиманского.

Одним из самых последних примеров проявленной Титовым лояльности по отношению к Лиманскому стал случай, произошедший в августе текущего года. Хозяин Волгабурмаша Андрей Ищук, все еще пребывая в статусе члена Совета Федерации от правительства Самарской обл., в очередной раз попытался поднять вопрос об исключении Лиманского из рядов ЕР. На что губернатор Титов на одной из встреч с журналистами заявил, что ни за что не поддержит инициативу Ищука. Теперь Титов — сенатор, а авторитет Ищука уже на порядок ниже.

Чтобы понять, с чего именно между Титовым и Лиманским завязались отношения, нужно вернуться в 1997 г., когда шла предвыборная кампания мэра Самары, после того как этот пост покинул Олег Сысуев. Набирающая обороты ФПГ «Волгопромгаз» сделала ставку тогда на своего топ-менеджера Анатолия Афанасьева. В этих условиях Титову ничего не оставалось, кроме как делать ставку на человека, который ни при каких обстоятельствах выборы не проиграет. И такой человек нашелся. Работал он в компании ОАО «Связьинформ», возглавляемой Борисом Скворцовым. Звали его Георгий Лиманский. В Связьинформе он числился заместителем гендиректора. Ресурс главного телефонного оператора и бюджетных возможностей по линии администрации области позволил сформировать Лиманскому абсолютно беспроигрышную избирательную кампанию под лозунгом типа «телефон в каждый дом».

О степени дружеских связей Титова со Скворцовым можно было судить хотя бы по тому, что их сыновья (Алексей и Андрей соответственно) уже на тот момент являлись соучредителями сотовой компании ЗАО «СМАРТС» (см. «Хронограф» №37 (202) от 15.10.07).

«Бесхозный» бизнес

Сегодняшним признаком того, что между медийным бизнесом Лиманского и «семейным» бизнесом Титова существует косвенная связь, можно считать совмещение Евгением Рабиновичем должностей генерального директора и главного редактора ЗАО «Лада ТВ» и ЗАО Телекомпания «ЛИК». Рабинович также имеет отношение к ООО «Сеть-М».

ТК «ЛИК» и ООО «Сеть-М» имеют аффилированные связи с бизнесом Алексея Титова. В частности 26% в уставном капитале ООО «Сеть-М» принадлежит ЗАО «Ависта».

ЗАО «Лада ТВ» — это почти на 100% подконтрольная Лиманскому тольяттинская телекомпания. Контроль над ней близкие ему структуры обрели примерно в период 2001-2002 гг. Начиная с 2003 г. телекомпания «Лада ТВ» пребывает примерно в том же режиме финансового существования, что и коллектив «Волжской зари» сегодня. Причем Лиманский даже в сложный момент своей политической карьеры предпочитал уходить от предложений по продаже тольяттинской телекомпании. Похожий случай имел место и с ОАО «ТРК «СКАТ», когда руководство компании решило полностью перейти на собственный контент. Бизнес-потенциал радийного проекта ОАО «ТРК «СКАТ» «Радио СКАТ Самара», который лишь в мае 2006 г. вышел в эфир, тоже, по оценке экспертов, совершенно не раскрыт. По последним самарским замерам агентства «Гелап-медиа», данная радиокомпания занимает последнее место в рейтинге. Хотя аналогичные локальные радиостанции Казани, Уфы, Екатеринбурга в отличие от самарской станции находятся в лидерах местных рейтингов. Между тем активы, подобные «Радио СКАТ Самара», на сегодня оцениваются в $800-1000 тыс. Но даже этот актив Лиманский не собирается продавать. Тольяттинский радиоактив Лиманского ООО «Бизнес-Эскорт-1» (СМИ «Радио-Радость» включает ретрансляцию радио «ХИТ-ФМ») тоже задействован не настолько эффективно, как если бы к нему относились как к бизнес-проекту.

Подобное положение дел в медиахозяйстве Лиманского не может не удивлять иррациональностью его использования. Однако все может объяснить как раз заинтересованность третьих лиц в том, чтобы Лиманский как можно долго продолжал удерживать это наследие своего пребывания у власти.