Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (545) | 25 мая 2015г.
 

Кирпич для Ростеха

Конфликт акционеров ЗСМ может закончиться посадкой одного из спорщиков

Георгий Кизельгур

5 мая Арбитражный суд Самарской обл. назначил судебное заседание еще по одному делу, касающемуся конфликта совладельцев тольяттинского ЗАО «Завод строительных материалов» (ЗСМ). В это время конфликт вокруг его активов, как кажется, только еще набирает обороты. Судя по всему причиной происходящего мог стать возникший интерес к этому заводу со стороны лиц из окружения Павла ДОНСКОГО, бывшего министра строительства и ЖКХ Самарской обл., одного из менеджеров госкорпорации (ГК) «Ростехнологии».

Уход и возвращение

ЗСМ является одним из крупнейших производителей кирпича в регионе. На протяжении нескольких лет объем продаж ЗСМ неуклонно рос. В 2012 г. он превысил 239,5 млн р., а в 2013 г. — 269,7 млн р. Это рекордные показатели в период с 2005 г. Конфликт учредителей в этом отношении можно рассматривать как борьбу не только за контроль над финансовыми потоками, но и за определенную долю на рынке строительства как минимум в Тольятти и близлежащих районах.

До конца 2012 г. основным владельцем ЗСМ было ОАО «АВТОВАЗ». Доля АВТОВАЗа в ЗСМ составляла более 84,7% (48,1 млн р.). В тот период президентом ОАО «АВТОВАЗ» был Игорь Комаров -ставленник гендиректора ГК «Ростехнологии» (Ростех) Сергея Чемезова. При Комарове Ростех продолжал контролировать происходившие на АВТОВАЗе процессы. Также при Комарове АВТОВАЗ продолжал избавляться от непрофильных активов. ЗСМ было одним из таковых.

Судя по отчету АВТОВАЗа за III кв. 2011 г., в должности руководителя единоличного исполнительного органа ЗСМ работал Сергей Спирин. Однако после вывода ЗСМ из-под АВТОВАЗа Спирин стал одним из двух акционеров ЗСМ, ему досталось 25% акций предприятия. Спирина можно было считать членом команды Ростеха на АВТОВАЗе. Так, например, на сайте Негосударственного пенсионного фонда (НПФ) ОАО «АВТОВАЗ» Спирин в свое время был представлен как финансовый директор АВТОВАЗа и член совета данного НПФ. Другой наглядный пример. В 2011 г. путем выделения из активов ОАО «АВТОВАЗ» Производства технологического оборудования и оснастки (ПТОО) было создано ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). Делалось это исключительно с ведома и в интересах акционера АВТОВАЗа — ГК «Ростех». Позже АВТОВАЗ избавился от ВМЗ, продав компанию Ростеху. В 2014 г. на сайте ВМЗ в качестве генерального директора общества назывался Сергей Спирин. Все это дает представление о корпоративной принадлежности этого человека.

Вторым акционером ЗСМ сегодня является ООО «Лига-С» (75%). Как раз между Лигой-С и Спириным в сентябре 2014 г. разгорелся конфликт за право управления ЗСМ.

Лига-С образована в сентябре 2008 г. Уставный капитал Лиги-С составляет 10 тыс.р. Ранее 99% уставного капитала принадлежало здесь Дмитрию Исакову, 1% — Вячеславу Козловскому.

В марте 2015 г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о Дарье Драновой как о владелице вместо Козловского 1% в уставном капитале Лиги-С. Директором Лиги-С является Дмитрий Исаков. Ранее Лига-С была зарегистрирована в Тольятти. В июне 2013 г. Лига-С сменила юридический адрес на Сызрань: ул. Кирпичная, 28а (см. «Хронограф» №3 (490) от 3.02.14).

Этот же адрес является юридическим для дочернего по отношению к Лиге-С ООО «Сызранский керамический завод» (СКЗ). СКЗ образовано лишь в августе 2013 г. Его уставный капитал составляет 10 тыс.р. Лига-С, по данным ЕГРЮЛ, владеет 70% уставного капитала СКЗ. 30% СКЗ ранее принадлежали Вячеславу Козловскому. Он же являлся и директором СКЗ. В декабре 2014 г. в ЕГРЮЛ были внесены сведения об Олеге Углянском как о директоре СКЗ и о Дмитрии Исакове как о владельце 30% в уставном капитале предприятия.

СКЗ создано как раз после официального переезда Лиги-С в Сызрань. Скорее всего, перерегистрация Лиги-С и была обусловлена тем, что предприятие получило здесь производственную базу. Причем в районе площадки местного кирпичного завода еще советских времен.

Закрепившись в Сызрани, тольяттинские бизнесмены, видимо, решили расширить сферу своих интересов. В декабре 2013 г. Лига-С приобрела у АВТОВАЗа акции ЗСМ. Общая сумма договора купли-продажи акций составила 345 млн р.

Напомним, на тот момент генеральным директором ЗСМ выступал Сергей Спирин.

На деньги Сбербанка

С большой долей вероятности можно говорить о том, что Лига-С до последнего времени могла так и не рассчитаться за акции. Расчеты по договору купли-продажи акций производятся в соответствии с установленным порядком расчетов. Так, третий платеж в сумме 35 млн р. должен был быть оплачен не позднее 31 декабря 2014 г. Это, кстати, в дальнейшем стало одной из причин конфликта вокруг ЗСМ.

Для понимания ситуации важно отметить, что договор купли-продажи акций предусматривал, что до момента полного исполнения Лигой-С обязательств по оплате акций она обязуется не отчуждать акции ЗСМ третьим лицам. Так же, как и не принимать корпоративных решений, направленных на реорганизацию ЗСМ, изменение количества и номинальной стоимости акций. Эта информация содержится в судебных документах.

Тем не менее летом 2014 г. часть акций ЗСМ приобретает Сергей Спирин. В соответствии с договором купли-продажи акций от 11 июня 2014 г., заключенным между Лигой-С и Сергеем Спириным, последнему были переданы обыкновенные акции ЗСМ в количестве 28428 шт. общей стоимостью около 50 млн р.

Причем и здесь оплата, согласно договору, осуществляется частями. А окончательный ее срок установлен как «до 31 декабря 2023 г.». Вряд ли и Сергей Спирин рассчитался на данный момент за акции полностью. Право же собственности на 25% акций ЗСМ перешло к Сергею Спирину с момента внесения ЗАО РО «СТАТУС» записи в реестр акционеров. Стоит отметить и то, что в качестве залогодержателя спорных акций называлось ОАО «Сбербанк». На участии Сбербанка в истории вокруг ЗСМ также следует остановиться.

Так, например, Дмитрий Исаков, как председатель совета директоров ЗСМ, продвигал в сентябре 2014 г. идею о договоре по предоставлению ЗСМ безвозмездного (целевого) финансирования Лиге-С. Решаться вопрос должен был как раз с участием Сбербанка. 2 сентября на заседании совета директоров ЗСМ Дмитрий Исаков, Вячеслав Козловский, Роман Гемелюк, Марина Михайлова проголосовали за предоставление ЗСМ Лиге-С безвозмездной финансовой помощи в виде безвозмездного (целевого) финансирования для оплаты вышеназванного третьего платежа на сумму 35 млн р.

Причем есть основания полагать, что и Гемелюк, и Михайлова могут иметь непосредственное отношение к Лиге-С. Сам же Спирин в заседании не участвовал. Есть версия о том, что он вообще мог быть не уведомлен о проведении заседания.

Также, держа в уме договор от апреля 2014 г. об открытии невозобновляемой кредитной линии между ЗСМ и Сбербанком, совет директоров ЗСМ указал Сергею Спирину согласовать со Сбербанком передачу этих средств. Но согласование Сбербанка получено не было.

Что касается кредитной линии, то она была открыта на сумму 258,75 млн р. В апреле же, кстати, ЗСМ передало Лиге-С денежную сумму в размере 258,75 млн р. (см. «Хронограф» №8 (536) от 10.03.15). И, как кажется, возвращать долги Лига-С не спешила. Пресс-служба Поволжского Банка ОАО «Сбербанк России» сообщила «Хронографу», что не уполномочена комментировать деятельность третьих сторон и не публикует условия выданных клиентам кредитов, являющиеся банковской тайной.

Понятно, что выгодоприобретателем по сделке могла стать именно Лига-С. И здесь возникает вопрос, а не стоит ли рассматривать эту сделку как сделку с заинтересованностью. Но тогда могли ли члены совета директоров ЗСМ, имеющие непосредственное отношение к Лиге-С, голосовать за решение об одобрении сделки? Здесь легко можно усмотреть нарушения Федерального закона «Об акционерных обществах». Подобную позицию Сергей Спирин и довел до совета директоров. Кстати, официальный выход Козловского из Лиги-С и СКЗ может объясняться именно демонстративным отстранением его от конфликта интересов на ЗСМ.

До уголовных дел

С этого момента, с сентября 2014 г., и начинает отсчет уже видимый конфликт акционеров ЗСМ. 26 сентября совет директоров ЗСМ досрочно прекратил полномочия Сергея Спирина как генерального директора и досрочно расторгнул с ним трудовой договор. А на должность генерального директора был избран Алексей Гелич. Понятно, что его кандидатура могла устроить только представителей Лиги-С в совете директоров ЗСМ. Почти сразу же начались и судебные процессы. Причем принимаемые судами различных инстанций решения пока могут играть на руку как одной, так и другой стороне конфликта вокруг ЗСМ. Так, Сергей Спирин добился признания недействительными некоторых решений совета директоров ЗСМ. Причем в судебном порядке были приняты и обеспечительные меры в виде запрета совету директоров ЗСМ принимать решения, связанные с изменением состава органов управления или их полномочий, а также в виде запрета ЗСМ, совету директоров ЗСМ и иным лицам исполнять решение совета директоров от 26 сентября на время судебного разбирательства.

В то же время Сергею Спирину не удалось добиться в суде исключения Лиги-С из акционеров ЗСМ. Здесь он пытался доказать, что Лига-С своими действиями причинила существенный вред ЗСМ, а также существенно затрудняет его деятельность. Но ведь стоит учитывать и то, что договоры в пользу Лиги-С подписывал и сам Сергей Спирин.

С другой стороны, ЗСМ в апреле 2015 г. добилось в судебном порядке переведения права и обязанности покупателя на обыкновенные именные бездокументарной формы акции по договору их купли-продажи с Сергеем Спириным на ЗСМ. Впрочем, судебные решения и оспариваются, и отменяются.

На фоне таких разбирательств не вызывает удивления информация якобы о выставлении Лигой-С имущества ЗСМ на продажу. Судя по тому, что завод смогли приобрести, фактически не имея на это средств, и продать его могут, минуя все барьеры. Конечно, такое развитие событий может закончиться и уголовными делами. Тем более если учитывать, что за Сергеем Спириным стоят люди из Ростеха.

С одной стороны, эксперты отмечают интерес Ростехноло-гий к строительной отрасли Тольятти. С другой — именно это и объясняет кажущуюся видимой попытку Сергея Спирина также в обход барьеров не только зайти на ЗСМ в качестве акционера, но и взять завод под «собственный» контроль.

В последнее время в Тольятти все более заметной становится активность участников строительного рынка и ЖКХ, покровительство которым приписывают Павлу Донскому. Это не только ранее принадлежавшие АВТОВАЗу ЗАО ФСК «Лада-Дом», ОАО «ТЕВИС» (см. стр. 32), но и ОАО «АвтоВАЗагро», которое готовит сейчас под застройку несколько гектаров земель в Автозаводском р-не Тольятти (см. «Хронограф» №16 (544) от 18.05.15). До 2008 г. Донской работал в ОАО «АВТОВАЗ» в должности вице-президента по персоналу и социальным вопросам, в этом ранге он курировал и вопросы строительной сферы, мог влиять на принятие решений по непрофильным активам автозавода. Уже в тот период он мог по достоинству оценить потенциал ЗАО ФСК «Лада-Дом» (застройщик), ОАО «АвтоВАЗагро» (держатель земель), ЗАО «ЗСМ» (производитель кирпича) и ОАО «ТЕВИС» (поставщик тепла и воды). Будучи с 2008 г. до июня 2012 г. в должности главы министерства строительства и ЖКХ Самарской обл., Донской мог наблюдать, как четыре этих предприятия уходят из собственности АВТОВАЗа в известные ему частные руки.

С июня 2014 г. Донской — в должности советника ОАО «Объединенная приборостроительная корпорация» (единственный акционер Ростех). С этого момента у него, видимо, наконец-то появилось время вновь вспомнить о тольяттинских активах стройиндустрии и коммунальной сферы. Не стоит забывать и о том, что Донской на протяжении ряда лет работал под прямым руководством Владимира Артякова (на АВТОВАЗе, когда Артяков там был президентом, в правительстве области при Артякове-губернаторе). Сегодня Артяков — первый заместитель гендиректора Ростеха Сергея Чемезова. Другими словами, за Донским сохранился колоссальный ресурс, способный любого, кто мешает реализации намеченных планов, надолго упрятать за решетку. Важно помнить и о том, что Донской начинал со службы в органах МВД.