Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (536) | 10 марта 2015г.
 

Рука руку...

Очень многим может оказаться невыгодным бороться с нефтеврезками

Сейдамет Абреков

2 марта стало известно, что ООО «Велесстрой» выиграло очередной тендер, организованный ОАО «Транснефть — Приволга» (бывшее ОАО «Приволжскнефтепродукт») ценой чуть более 805,6 млн р. Пока компания продолжает получать господряды, проблема нелегальных врезок на трубах Транснефти в Самарской обл. так и остается нерешенной. С этим явлением предстоит ознакомиться новому начальнику ГУ МВД по Самарской обл. Сергею СОЛОДОВНИКОВУ (на фото). Однако он пока ни разу публично не обозначил эту проблему в качестве одной из приоритетных. А ведь именно она создает экономический фундамент для системной коррупции. Существует версия, что при Солодовникове, как и при его предшественниках, проблема хищений нефти решена не будет. Слишком далеко и высоко уходят ниточки. Если это так, то таким компаниям, как Велесстрой, и дальше можно будет чувствовать себя незаменимыми.

Подрядчик из оффшора

2 марта стали известны итоги закрытого конкурса под названием «Резервуары. ЛПДС «Кротовка». Строительство». Его победителем стало ООО «Велесстрой». Эта компания довольно часто получает крупные подряды Транснефти, хотя деятельность постоянного подрядчика крупнейшего российского оператора нефтяного трубопроводного транспорта подвержена критике. Особенно со стороны работников. Так, на интернет-сайте iworker.ru («Рабочее настроение») с 2011 г. представлено около 90 различных отзывов об ООО «Велесстрой». Причем в основном негативные. Пользователь, представившийся как Николай Авдеев, сообщил: «В общем организация хорошая, но руководство в данной организации желает оставлять лучшего! Специалисты работают хорошие, но адский график работы, не оплачиваемые выходные! Я работал заместителем начальника ПТО на НПС-41 г. Арсеньев, почти все 7 дней в неделю были рабочие, так как руководство не могло наладить работу производственно-технического отдела, после моего прихода ситуация начала меняться в лучшую сторону, набрали штат очень хороших специалистов, но бешеный график работы загнал их как «лошадей» за 3 месяца до изнеможения».

Примерно аналогичное рассказал автор поста, представившийся как Сергей Пойманов: «То же самое происходило на НПС «ПурПе». Работая с 8.00 до 19.00 каждый день кроме воскресенья, в субботу до 15.00 я работал полтора года. В моем трудовом договоре четко указано о том, мой рабочий день должен начинаться с 8.00 до 17.00 при пятидневной трудовой неделе и все праздничные дни являются выходными. Я надеялся, что всю накопившуюся переработку отдадут оплачиваемыми отгулами, но мне объяснили, что так как я местный (живу я в п. Пурпе) мне отгулы не оплачиваются. Кроме того, в нашем регионе (ЯНАО) на з/п должен накручиваться районный коэффициент и «полярки», которых у меня 80%. Ничего подобного не производилось. Я работал специалистом службы контроля качества (сейчас я уволился) и тоже намерен подать в суд на ООО «Велесстрой».

И я такой не один почти всех местным работников обманули таким образом» (синтаксис в цитатах сохранен. – Прим. ред.). И это еще, пожалуй, самые безобидные комментарии.

Если все написанное в этих сообщениях правда, то тогда можно сильно усомниться в качестве выполняемых Велесстроем работ. Ведь изнеможденные и обиженные работники вряд ли способны думать о качестве. Скорее, они будут размышлять лишь о том, как бы побыстрее все бросить и уехать.

Но у Велесстроя имеются и другие особенности. Эта компания до сих пор на 99% принадлежит кипрской компании с ограниченной ответственностью Waveform Investments Ltd. Генеральным директором ООО «Велесстрой» числится Златко Пенич. Насколько известно, он гражданин Хорватии. По крайней мере, Златко Пенич упоминается в указе президента Российской Федерации (РФ) Дмитрия Медведева от 14 июня 2010 г. № 715 «О награждении орденом Дружбы граждан Республики Хорватии». При этом те, кто комментировал работу в ООО «Велесстрой», говорили о том, что в этой компании лучшие условия якобы создаются именно для хорватов и сербов.

Причастность Велесстроя к иностранным собственникам и руководству идет вразрез с заявлениями действующего президента РФ Владимира Путина о необходимости деофшоризации российской экономики. «По некоторым сведениям, 9 из 10 существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики... Нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации. Так, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений», — заявил Владимир Путин 12 декабря 2012 г. в своем Послании Федеральному собранию РФ.

25 ноября 2014 г. Владимир Путин подписал ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Целью принятия таких законов является кардинальное сокращение объема легального и «серого» вывода капитала из России и пресечение использования офшорных схем для уклонения от уплаты налогов или их минимизация.

Но есть еще одна сторона проблемы. Исполнение крупных государственных заказов на территории региона несет двойную пользу региону в том случае, если работы выполняют компании, зарегистрированные в нем. В этом случае налоги по максимуму идут в бюджет региона. В Самарской обл. эта проблематика уже поднималась и обсуждалась на разных уровнях региональной власти. Однако в случае с заказами подконтрольного государству ОАО «Транснефть» ситуация из года в год остается прежней. Финансовые потоки от работ уводятся за пределы региона.

Похоже, в Транснефти и ее стопроцентных дочерних организациях как будто не расслышали слов Путина. Хотя, возможно, что в Транснефти просто считают, что слова Путина предназначены для кого угодно, только не для них и, видимо, не для их любимых подрядчиков? Для возникновения таких вопросов есть веские причины.

Нефтеврезки и коррупция

Видимо, интересы Самарской обл. для ОАО «Транснефть-Приволга», генеральным директором которого является Андрей Сюмак, находятся не самом приоритетном месте. Причем это может касаться не только распределения госзаказов, но и вопросов противодействия расхищению нефти. И этом притом, что губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин неустанно призывает бросить все силы на борьбу с врезками в магистральные нефтепроводы. «Кража нефтепродуктов — болезненная тема для Самарской обл. Повсеместно появились цивилизованные схемы работы, даже в Чечне практически наведен порядок в этом вопросе. А в нашем регионе кража нефтепродуктов — это отдельная позиция. Как возникает эта проблема, когда есть такая армия полицейских? Она бы не существовала, если бы в этом не участвовали или это не покрывали люди в погонах. С коррупцией мы будем бороться беспощадно», -заявлял губернатор Меркушкин в ходе выступления на одной из коллегий ГУ МВД по Самарской обл. Прежде всего слова Николая Меркушкина были адресованы на тот момент начальнику ГУ МВД по Самарской обл. Юрию Стерлигову.

Примечательно, что, пока Николай Меркушкин ставил задачи, Велесстрой продолжал получать подряды от Транснефти, а нефтеврезки продолжали функционировать. Однако, несмотря не все увещевания Меркушкина, при Стерликове проблема с расхищением нефти решена не была. Вероятно, это могло быть как-то связано с тем, что в самой Транснефти, пока губернатором Самарской обл. был Владимир Артяков, не очень-то активно боролись с этим явлением. По крайней мере публичных подтверждений этому заметно не было.

Дело дошло до того, что председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в октябре 2013 г. дал получение МВД России (В.А. Колокольцев) и ФСБ России (А.В. Бортников) «рассмотреть вопросы повышения уровня государственного контроля и надзора, направленные на предотвращение несанкционированного доступа посторонних лиц на нефтегазодобывающие объекты и объекты транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа, обратить особое внимание на ситуацию в Самарской обл.».

Как показала практика, успеха в этом направлении достичь не удалось, раз уж 14 февраля президент РФ Владимир Путин подписал указ об освобождении с должности начальника ГУ МВД по Самарской обл. Юрия Стерликова. На это место был назначен Сергей Солодовников. Однако одними перестановками в МВД вряд ли можно решить проблему. Скорее заинтересованность в наведении порядка в первую очередь должен проявлять тот, у кого происходят хищения, а именно Транснефть и ее дочерние структуры. В данном случае «Транснефть — Приволга». Но пока кроме громких заявлений больше ничего не видно.

С другой стороны, кто-то может сказать, что с появлением в Самарской обл. Сергея Солодовникова ситуация должна наконец начать меняться. Но это не факт. 28 февраля сразу по окончании представления Солодовникова личному составу был организован подход к журналистам. Отвечая на вопрос о том, в чем Солодовников видит основные проблемы в Самарской обл., он ответил: «Дорога должна быть с двойным движением: полиция должна обеспечивать безопасность, привлекая к этому огромные массы социально благополучно настроенной части общества, а вторая часть — надо работать с алкоголизацией. Я считаю, не только Самарская обл., но и Поволжье поражено этим. И комплекс здесь один: надо определить критерии, массы и двигаться вперед. Мы это будем делать. Вы увидите как». И ни слова о нефтеврезках, хищении нефти и контрафактном производстве ГСМ. Видимо, принимающие его в главке подчиненные не очень-то охотно готовы делиться с ним этой проблематикой.

Ведь в чем глобальный смысл нефтеврезок? Производство ГСМ из продуктов, нелегально полученных из трубы Транснефти, дает возможность получать огромный и не облагаемый никакими налогами доход. Черный нал практически в неограниченных количествах. Но ГСМ, произведенные на т. н. «самоварных» производствах, приводят к значительному падению сбора акциза на нефтепродукты.

А раз в Самарской обл. масштабы хищения уже таковы, что регион — лидер по этому показателю в стране (позади остались даже такие традиционные в прошлом «лидеры», как Дагестан и Чечня), то можно представить масштабы потери бюджета Самарской обл. от хищений нефти.

Черный нал, получаемый от такой деятельности, дает благодатную почву для коррупции. Это экономическая основа коррупции. Можно подкупить любого чиновника и решить любую проблему. Например, получить выгодный госконтракт, землеотвод, получить назначение для нужного человека. Можно построить на территории региона своеобразное государство в государстве и полностью нивелировать влияние действующей власти. Стабильность существования такого коррупционного государства внутри государства могут обеспечивать построенные отправки собранных коррупционным путем средств наверх по вертикали.

Какая структура в последнее время считается неформальным бенефициаром Самарского региона? Почему-то на ум приходит холдинг «Волгопромгаз» (ВПГ). Конечно, нельзя однозначно утверждать, что все нефтеврезки в регионе непременно приводят к росту благосостояния и влиятельности людей, знакомых с деятельностью ВПГ. Однако их влияние и опыт тоже могли бы пригодиться в деле противодействия организации хищения нефти. Может быть, их об этом не просят? Или как-то не так просят?

Известно и то, что один из создателей холдинга ВПГ Владимир Аветисян является советником генерального директора Государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Но какая связь может быть между Чемезовым, Аветисяном, Солодовниковым, руководством Транснефти и проблемой хищений нефти?

Семейные ценности

В самых различных СМИ описываются довольно тесные связи по линии совместных бизнес-проектов, и не только между членами семьей генерального директора ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова и президента ОАО «Транснефть» Николая Токарева. Информационное агентство «Руспрес» в материале «Семейное эльдорадо Сергея Чемезова» так описало эти связи: «Геленджикский курортный комплекс «Меридиан» Станислав (Станислав Чемезов — сын Сергея Чемезова. – Прим. авт.) купил на паях в т. ч. с Дмитрием Артяковым (сыном Владимира Артякова (Станислав Чемезов также дружит с его братом Юрием Владимировичем Артяковым)) и Майей Болотовой (дочерью главы «Транснефти» Николая Токарева)». Также «Руспрес» в материале «Мультипликатор» Матвиенко и курортный Артяков» проинформировал: «ГКК — Меридиан» не единственное приобретение Дмитрия Артякова в Геленджике. В 2007 г. он вместе со Станиславом Чемезовым, дядей Юрием Артяковым и Майей Болотовой купил в этом городе межрегиональную инвестиционную компанию Русин-вест». Владимир Артяков был губернатором Самарской обл. до назначения на этот пост Николая Меркушкина. Сегодня Артяков — заместитель генерального директора Рос-технологий. Артяков хорошо знаком с Владимиром Аветисяном.

Взаимоотношения Николая Токарева с Сергеем Чемезовым берут начало еще в далекие 80-е прошлого столетия, когда Токарев работал вместе с Чемезовым, а также с Владимиром Путиным в ГДР, в Дрезденской резидентуре КГБ. Свободная энциклопедия «Википедия» указывает на этот счет следующее: «В Дрездене Токарев жил с Путиным и Чемезовым в одном доме и даже в одном подъезде».

В период присутствия Артякова в Самарской обл. проблема хищений нефти имела тенденцию к нарастанию. Причем сложно вспомнить, чтобы Артяков так же настойчиво и методично пытался говорить об этой проблеме и требовать ее решения, как это стало происходить после его ухода. Нефть в трубе Транснефти принадлежит не ей. Может быть, поэтому в Транснефти не стремятся будоражить эту тему в публичной плоскости? Можно задать и другой вопрос: где гарантия, что те, кто ворует нефть, не оплачивают молчание руководителей нефтепроводов? Но все постепенно меняется.

Видимо, бизнес лиц из числа тех, кто имеет выход на высшие руководящие круги Ростехнологии и Транснефти, вполне мог начать нуждаться в дополнительной поддержке на территории Самарской обл. Если это так, то в качестве нового начальника ГУ МВД по Самарской обл. стоило ожидать появления того, кто мог бы способствовать этому.

Все эти наблюдения наталкивают на вполне обоснованный вывод, лежащий на поверхности. Как бы ни увеличивались потери от врезок в нефтепроводы, как бы ни жаловались работники подрядчика Транснефти — ООО «Велесстрой» — на условия труда, дружба членов семьи Токарева с членами семей Чемезовых и Артяковых имела и будет иметь свои скрепы.

Как говорят опытные пиарщики, чтобы проблема перестала тревожить, надо сделать так, чтобы о ней перестали говорить. Возможно, что вскоре проблема хищения нефти может пропасть с повестки. Предпосылок для этого появляется все больше.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.