Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (515) | 15 сентября 2014г.
 

Впереди паровоза

Кошелев поспешил с рассказами Путину о своих планах

Сергей Ромашов

В конце августа выяснилось, что на территории Ульяновской и Пензенской обл. малоэтажной жилой застройкой, известной в Самаре под названием «Кошелев-проект», и не пахнет. Хотя еще в июле в ходе визита президента РФ Владимира ПУТИНА в Самарскую обл. председатель совета директоров ЗАО ППСО АО «Авиакор» и инициатор «проекта» Владимир КОШЕЛЕВ заверял главу государства в обратном. В частности, Кошелев сообщил Путину, что корпорация уже зашла в Ульяновскую обл. и в следующем году начнет возводить жилье в Пензе, после чего попросил президента решить ряд вопросов в пользу своего бизнеса, по сути, основанного на принципе анклавной застройки и создании т.н. «резерваций». Однако просьба, скорее всего, удовлетворена не будет.

Нескромный посыл

В ходе совещания по социально-экономическому развитию региона, проведенного президентом РФ Владимиром Путиным 21 июля 2014 г. во время визита в Самару, Владимир Кошелев сообщил главе государства о планах строительства силами ЗАО ППСО АО «Авиакор» новых микрорайонов малоэтажного жилья в соседних с Самарской обл. регионах. Приведем выдержку из стенограммы беседы Кошелева с Владимиром Путиным: «В.КОШЕЛЕВ: Добрый день, Владимир Владимирович! На сегодняшний момент в нашем микрорайоне количество жителей приближается к 40 тыс., количество квартир у нас сейчас перевалило за 18 тыс. и метраж общий нашего Самарского микрорайона приближается к 1 млн кв. м, и уже в начале 2015 г. мы перевалим за миллион метров. Еще результатом стало то, что мы в разы увеличили свои производственные мощности, наш продукт стал востребованным по регионам страны. Мы сейчас зашли в Ульяновскую и в Калужскую обл. с аналогичными проектами, на будущий год выходим в Пензенскую обл.».

Вслед за этим Владимир Кошелев (на фото) запросил у президента поддержки в плане развития социальной и энергетической инфраструктуры в поселках, подобных самарским «Крутым ключам». Это было похоже на попытку выбить для своего бизнеса преференции.

Поспешил с заявлением

Как выяснилось в дальнейшем, Кошелев откровенно преувеличивал, говоря о востребованности и распространенности своих проектов в регионах. В конце августа 2014 г. администрация губернатора Ульяновской обл. и администрация г. о. Пенза сообщили «Хронографу», что никакого строительства корпорация «Кошелев» на вверенных им территориях не ведет. Кроме того, в министерстве строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской обл. ничего не знают и «о планах СК «Авиакор», входящего в корпорацию «Кошелев», построить малоэтажное жилье в регионе. «По информации министерства строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской обл., в данный момент на территории региона строительство малоэтажного жилья по проекту «Кошелев-проект» не ведется. Министерству строительства, ЖКХ и транспорта региона не известны планы СК «Авиакор» и Владимира Кошелева о строительстве малоэтажного жилья в Ульяновской обл.», — пояснил в ответе на запрос «Хронографа» первый заместитель губернатора Ульяновской обл. Александр Якунин.

Не исключено, что в момент общения с Путиным предложения руководству Ульяновской и Пензенской обл. от Кошелева уже были направлены или поступили,

однако конкретных договоренностей, судя по ответам на запросы «Хронографа», еще достигнуто не было. По логике вещей, прежде чем докладывать Путину о планах работы, Кошелеву следовало бы встретиться с руководством указанных регионов и хотя бы обсудить возможность строительства, а если повезет, то и заключить рамочные соглашения о сотрудничестве. Также следовало бы обозначить земельные участки, планируемые под застройку, пояснить, кому они принадлежат и на каком основании, какой вид разрешенного использования имеют. Действительно, если бы принципиальные договоренности были достигнуты, то доклад президенту выглядел бы и как сообщение об эффективном взаимодействии с главами регионов. Но все почему-то вышло несколько иначе. Возникает ощущение, что Кошелев попытался выдать президенту РФ Владимиру Путину желаемое за действительное.

В представлении среднестатистического самарца «Крутые ключи» чем-то напоминают «резервацию» или «анклав», где люди вынуждены жить очень плотно. В отдельных случаях в таких анклавных поселках возникают вопросы с энергопитанием, водоснабжением, отоплением. Однако выгода от существования такого «проекта», похоже, есть только для двух сторон. Первая -это собственно застройщик, торгующий жилплощадями и выручающий на этом большие деньги. Вторая сторона — чиновники, использующие объемы возводимого по таким схемам жилья для подгонки годовых отчетов, подаваемых в федеральный центр, к назначенному плану.

Причем в Самаре началась эта практика при губернаторе Владимире Артякове. Вспоминается телемост, организованный в 2011 г., по которому Путин общался с главами регионов дистанционно. Так вот, Артяков решил выступить на этом телемосте, расположившись на фоне макетов проекта им. Кошелева. Видимо, очень хотелось Артякову похвастать об успехах региона, а других вариантов не нашлось.

Представляется интересным, как повели бы себя главы Ульяновской и Пензенской обл. Сергей Морозов и Василий Бочкарев, если бы президент после доклада Кошелева связался с ними с целью уточнить, как именно самарский бизнесмен зашел в Ульяновскую обл. и собирается выходить в Пензенскую. Наверное, Морозову и Бочкареву стало бы очень неуютно, учитывая, что на тот момент о подобных планах они могли и не слыхивать. Но раз спрашивает президент, пришлось бы что-нибудь придумать, пообещать, подтвердить, рассмотреть. Т.е. поставить себя в жесткие рамки. «Подписаться» под содействием в реализации проекта. Такой расклад представляется выгодным для Кошелева. Ведь застройщик, апеллируя к согласию властей, начал бы раскручивать губернаторов на помощь в обеспечении анклава всей необходимой инфраструктурой.

«Анклавная» застройка

Понятно, что уже на протяжении нескольких лет, пока шло формирование практики рисования годовой отчетности для заверения федцентра в том, что темпы ввода в эксплуатацию малоэтажного жилья эконом-класса растут, серьезных требований к качеству такого жилья в Самаре никто не предъявлял.

Хотя тот же пос. «Крутые ключи», к примеру, может до сих пор быть оторванным от централизованной системы энергоснабжения и питаться по временной схеме (см. «Хронограф» № 31 (475) от 30.09.13). Отсюда, кстати, и возник термин «анклавная» застройка или «резервация».

Понемногу становится понятным, почему Кошелев так расстарался перед президентом. Любая неточность — и пиши пропало, «проекты» придется сворачивать. А потому в действиях главы «Авиакора» можно усмотреть некоторую хитрость — он прилюдно поблагодарил президента за бизнес-идею, которую тот якобы «подкинул» Кошелеву. По всей видимости, бизнесмен имел в виду майский указ президента РФ № 600 от 7 мая 2012 г. «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Раздел 1 п. «б» данного указа предполагает снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20% путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса. Кошелев, не исключено, хотел показаться лишь ответственным исполнителем данного указа, частично переложив ответственность за результаты его исполнения на главу государства. Однако бизнесмен просчитался. Указ президента и тем более принципы Путина в деле увеличения объема жилья экономкласса никак не предполагает разрешения застройщикам быть недобросовестными и не развязывают последним руки — не дают права плодить «анклавы» без выполнения элементарных требований к их жизнеобеспечению. Тем не менее многие застройщики пошли наперекор и под видом исполнения указа президента развернули масштабную анклавную застройку, не обеспеченную инженерной, коммунальной и социальной инфраструктурой.

Судя по всему, осознавая это, Кошелев в общении с Путиным мог также попытаться пролоббировать создание условий, выгодных для будущего беспрепятственного строительства «Авиакором» малоэтажек в Пензе и Ульяновске. Т.е. сначала к выкупленным Кошелевым землям сельхозназначения власти будто бы обязаны подвести электроснабжение и прочие коммуникации, а также договориться о выкупе социальных учреждений за бюджетный счет, а уже потом корпорация приступит к строительству. При реализации проекта строительства «Крутых ключей» в Самаре с таким порядком, напомним, возникли проблемы (см. «Хронограф» № 19 (506) от 09.06.14). Ведь сделано было все с точностью до наоборот. Купил Кошелев по бросовой цене землю, понаставил «коробок», продал их, а затем начались спекуляции на теме обеспечения поселка всей необходимой инженерной и социальной инфраструктурой. Разруливать ситуацию предстоит местным властям под видом поддержки бизнеса. Хотя с чего бы это его поддерживать, когда все вышеозначенные задачи должны были быть решены самим Кошелевым в первую очередь, еще до начала строительства?

С учетом этого логично, что главы Ульяновской и Пензенской обл. Сергей Морозов и Василий Бочкарев не поддержат идеи Кошелева о создании на территории этих регионов спецусловий для «Авиакора». Из-за вероятных опасений получить от ворот поворот Кошелев, похоже, и попытался выдать желаемое за действительное перед президентом. Т.е. «продавить» Морозова и Бочкарева административным ресурсом Путина. Только вот неискренность или недосказанность в таких делах может все испортить.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.