Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (502) | 28 апреля 2014г.
 

Зверев за Журавлева

Смерть людей на производстве решили «отложить»

ИА «Центр-Инфо»

10 апреля стали известны новые подробности гибели двух людей на территории ООО «Детальстройконструкция» (ДСК). Компания является частью семейного бизнеса бывшего председателя Думы г.о. Тольятти Алексея ЗВЕРЕВА (на фото). Судя по позиции Следственного управления (СУ) Следственного комитета (СК) Российской Федерации (РФ) по Самарской обл., следствие может сделать все для того, чтобы собственники и руководство ДСК не понесли того наказания, которое заслуживают.

Без лишних подробностей

7 апреля во время еженедельного аппаратного совещания в мэрии г.о. Тольятти начальник ФГКУ «31 отряд ФПС по Самарской обл.» Вячеслав Чугунов по поводу гибели двух людей в канализационном коллекторе сообщил, что инцидент произошел на территории предприятия ООО «ДСК». Причем он указал место смерти — на ул. Северной. Именно по адресу: ул. Северная, 37, расположена производственная площадка ООО «Детальстройконструкция» (ДСК). При этом ранее различными ведомствами были сделаны аналогичные заявления.

В частности, пресс-служба Главного управления (ГУ) МВД России по Самарской обл. 31 марта в 13.49 проинформировала: «31 марта примерно в 11.50 в дежурную часть отдела полиции №21 Управления МВД России по г. Тольятти поступило сообщение о том, что в канализационном колодце, принадлежащем одному из предприятий Автограда, обнаружены тела двух погибших. На место происшествия дежурный направил следственно-оперативную группу. В ходе разбирательства полицейские установили, что двое рабочих спустились в колодец, чтобы перекрыть кран для подачи воды. За действиями рабочих наблюдал инженер предприятия. Спустя несколько минут, когда мужчины не вернулись на поверхность, он спустился за ними вниз и обнаружил работников предприятия без признаков жизни. Инженер попытался оказать пострадавшим первую медицинскую помощь, однако сам почувствовал себя плохо. Самостоятельно выбравшись из колодца, он потерял сознание. В настоящее время инженер находится в городской больнице. Тольяттинские полицейские выясняют подробности произошедшего. По факту случившегося проводится проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение».

Следует обратить внимание на то, насколько обезличенным было сообщение из полиции. Не было дано ни название предприятия, ни адреса, ни какой-либо иной точной информации. И это притом что при желании полиция, в т.ч. и пресс-служба ГУ МВД России по Самарской обл., может раскрывать гораздо более точную и развернутую информацию. Достаточно напомнить о позиции ГУ МВД России по Самарской обл. в лице заместителя начальника этого управления Николая Турбовца касательно нюансов арбитражного дела №А55-22980/2013. В этом процессе рассматривается заявление ООО «Рос-моторс» к налоговой инспекции по поводу признания недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС.

Турбовец даже обратился с письмом на имя председателя Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Самарской обл. Александра Ефанова, в котором озвучил свое видение этого процесса, назвал точные наименования организаций, привел их ИНН и прочие идентификационные данные. Причем письмо Турбовца на имя Ефанова находится в открытом публичном доступе.

Но вернемся к истории с гибелью людей в канализационном колодце, случившейся 31 марта. На фоне открытости по поводу освещения экономического конфликта вокруг ООО «Рос-моторс» здесь полиция по совершенно непонятным причинам решила обойти стороной даже упоминание названия организации, в пределах которой произошла гибель людей. Как минимум сокрытие подобной информации способно поставить под угрозу жизнь других, пока еще остающихся в живых работников ООО «ДСК».

Информация, раскрытая СУ СК РФ по Самарской обл., с одной стороны, более полная, но с другой -способна ввести в заблуждение широкий круг лиц. «31 марта примерно в 11 час. 50 мин. в правоохранительные органы поступило сообщение об обнаружении на территории ЗАО «ДСК» Автозаводского р-на г. Тольятти двух мужчин без признаков жизни. По данному факту следственным отделением по Автозаводскому р-ну г. Тольятти СУ СКР

по Самарской обл. начата доследственная проверка.... По предварительной версии, погибшие являлись работниками одной из подрядных организаций и осуществляли ремонтные работы на территории ЗАО «ДСК», — сообщили в пресс-службе СУ СК РФ по Самарской обл.

Зверев и компания

Из этого сообщения можно было понять, что погибшие не были сотрудниками ДСК, а значит, высока вероятность того, что руководство и собственники ДСК могут избежать какого-либо наказания за то, что на территории их предприятия погибли два человека. Собственницами ООО «ДСК» являются: Алексей Николаев (15%), Татьяна Журавлева (5%), Юлия Яркова (5%), Владимир Путкин (5%), Николай Ляченков (10%), Юрий Ляченков (13%), Евгений Зверев (17,5%), Анна Смыкова (11%), Николай Журавлев (8,5%), Алексей Журавлев (5%), Илья Журавлев (5%). Генеральный директор ДСК — Николай Журавлев. По сути, ДСК, так же как и ОАО «ТЗТО», это семейный бизнес Зверевых, Журавлевых, Ляченковых, Николаевых. К управлению этим бизнесом имеет отношение и бывший председатель Думы г.о. Тольятти Алексей Зверев.

Поэтому, следуя логике СК, наверное, виноватым будет некий «подрядчик». Версия о том, что полиция и Следственный комитет пытаются вывести из-под удара руководство и собственников ООО «ДСК», косвенно подтверждается еще и тем, что в сообщении СК при указании организационно-правовой формы ДСК была приведена аббревиатура ЗАО, что означает закрытое акционерное общество. Показательно, что в базе данных ЕГРЮЛ нет ни одной организации с организационно-правовой формой ЗАО с названием «ДСК» или «Детальстройконструкция» на территории Самарской обл. А значит, неоднократное указание аббревиатуры ЗАО перед названием компании могло быть допущено либо из-за небрежности, либо намеренно.

В ответ на запрос «Хронографа» старший помощник руководителя СУ СК РФ по Самарской обл. Елена Шкаева несколько прояснила позицию СК по инциденту со смертью двух людей. «Данные о том, что происшествие произошло на территории закрытого акционерного общества, были предварительные и размещались на момент осмотра места происшествия со слов лиц, осуществляющих процессуальные действия в рамках доследственной проверки. Кроме того, на тот момент в распоряжении следственно-оперативной группы отсутствовала какая-либо официальная документация, подтверждающая организационно-правовую форму юридического лица. В связи с тем, что какие-либо новые подробности по результатам проверки по указанному происшествию на официальном сайте не размещались, запросы по уточнению данных от юридического лица не поступали, информация о юридической структуре организации не обновлялась и не уточнялась», — сообщила Елена Шкаева. Исходя из ее слов можно было понять, что, оказывается, для уточнения названия организации должен быть запрос от самой организации. Сложно представить, как лица, рискующие попасть под уголовное преследование ввиду того, что допустили гибель людей, могут по собственной инициативе уточнить название своей организации.

Тем не менее Елена Шкаева в ответе на запрос указала юридическое лицо т.н. «подрядчика», который, по ее версии, производил работы на территории ДСК. «Работники, погибшие 31 марта 2014 г. на территории ДСК, проводили работы по обслуживанию технологического и энергетического оборудования и являлись сотрудниками ООО «ТРК». Инженер ДСК не принимал какого-либо участия в указанных ремонтных работах, проводимых сотрудниками ООО «ТРК», так же как не осуществлял контроль и надзор за действиями рабочих. Решение об оказании помощи погибшим явилось его гражданской инициативой», — уточнила она. Правда, Елена Шкаева опять же не стала распространяться о том, что собой представляет ТРК. Так или иначе, но, согласно ЕГРЮЛ, собственниками ООО «ТРК» (Тольяттинская Ремонтная Компания) являлись: Николай Ляченков, Николай Журавлев, Алексей Зверев, Алексей Николаев. Т.е. представители все тех же семей, контролирующих ДСК. Директор ТРК – Евгений Ларин.

Экономическая подоплека

Вот тут как раз и напрашивается вопрос, а почему и зачем правоохранительные органы в данной ситуации действуют именно так, как действуют. Ответ на этот вопрос было бы несложно найти, если брать в расчет столь традиционный для Тольятти феномен, как сращивание представителей частного бизнеса и отдельных работников правоохранительных органов.

Далеко не секрет, что ДСК и ТЗТО являются достаточно крупными поставщиками ОАО «АВТОВАЗ», имеют стабильный заказ. В частности, ДСК производит топливные системы, системы интерьера автомобилей, сварные металлические изделия. Разумеется, стабильность подобных предприятий требует прикрытия со стороны дружественных силовиков, иначе можно и вовсе лишиться бизнеса. Как показывают хотя бы нюансы раскрытия информации со стороны полиции и Следственного комитета, о ДСК там умеют проявить заботу. Если выяснится, что это действительно так, то не подразумевает ли подобный формат взаимодействия ответные шаги со стороны собственников ДСК? И не изменится ли в противном случае тон и содержание новостей о гибели людей? Однако пока идет следствие, нельзя полностью исключать перспективу того, что последствия гибели двух человек на территории ДСК могут оказаться для бенефициаров этой компании куда более серьезными, чем они на то рассчитывают.

Комментарии

Елена ШКАЕВА, старший помощник руководителя СУ СК РФ по Самарской обл.

- Распространение информации о точном адресе места происшествия (так же как и любая другая информация) не является обязательным. При осмотре места происшествия и проведении других процессуальных действий сотрудниками правоохранительных органов были предприняты все необходимые меры для обеспечения безопасности нахождения граждан на территории ДСК. Кроме того, отсутствие информации на официальном сайте следственного управления и других правоохранительных органов о точном адресе места происшествия и наступление каких-либо негативных последствий для граждан не могут состоять в причинно-следственной связи, а выводы об умышленном утаивании указанных данных с целью отвлечения внимания от ООО «ДСК» являются абсурдными и надуманными.

Только после изучения организационно-распорядительных документов, представленных ООО «ДСК» и «ТРК», на предмет разграничения обязанностей и ответственности сотрудников указанных организаций и получения заключения судебно-медицинских исследований возможно будет высказаться о чьей-либо виновности в произошедшем.

Лариса ПАВЛОВА, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Самарской обл.

- В соответствии со ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации была сформирована комиссия по расследованию несчастного случая под председательством государственного инспектора труда. В ходе проводимого расследования установлено, что ООО «ТРК» по договору подряда, заключенного с ООО «ДСК», выполняло работы по ремонту и обслуживанию энергетического и технологического оборудования ООО «ДСК». Несчастный случай произошел при выполнении работы по перекрытию хозяйственно-питьевого водопровода. В настоящее время расследование не завершено, срок расследования продлен до получения результатов судебно-медицинского исследования трупов. Но уже сейчас можно сказать, что причиной несчастного случая явилась неудовлетворительная организация производства работ повышенной опасности, причем со стороны как ООО «ТРК», так и ООО «ДСК». Соответственно, в числе лиц, допустивших нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов, явившихся причинами несчастного случая, будут должностные лица обеих организаций. По окончании расследования будет принято решение о возбуждении административных дел в отношении причастных должностных и юридических лиц.

Дополнительно сообщаю, что ранее проверки ООО «ТРК» и ООО «ДСК» Государственной инспекцией труда не проводились.