Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (496) | 17 марта 2014г.
 

Шкаева не признаётся

Валерию Самодайкину придется с ходу вникать в специфику региона

ИА «Центр-Инфо»

11 марта старший помощник руководителя СУ СК РФ по Самарской обл. Елена ШКАЕВА сообщала, что в производстве следственных органов отсутствуют уголовные дела, возбужденные по фактам хищений в ОАО «Волго-Камский банк» (ВКБ). Это очень странно, особенно на фоне того, что начальник Отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Самарской обл. Сергей ГОЛЬДШТЕЙН указал, что уголовное дело по факту хищений в ряде банковских организаций, в т.ч. и в ВКБ, находится в производстве именно СУ СК РФ по Самарской обл. Получается, что Шкаева либо попыталась ввести общественность в заблуждение, либо с ее стороны допущена игра слов. В любом случае разбираться с хищениями в самарских банках теперь придется новому руководителю СУ СК РФ по Самарской обл. Валерию САМОДАЙКИНУ.

Редакцией Областного аналитического еженедельника «Хронограф» от компетентных источников была получена информация, касавшаяся подробностей того, благодаря кому в Самарской обл. разразился т.н. банковский кризис. На листе бумаги, напоминавшем судебное постановление (имеется в распоряжении «Хронографа»), содержалась следующая информация: «Допрошенный в качестве свидетеля директор ООО «Жигули Телеком» Колесников А.В. пояснил, что с целью уменьшения кредитной ставки по реальному кредиту согласился на предложение Чекмарева оформить на подконтрольные ему юридические лица фиктивный кредит на сумму 275 млн р.». Очевидно, что человек, упоминающийся в этих материалах как «директор ООО «Жигули Телеком», — это Алексей Колесников. Владимир Чекмарев был президентом ОАО «ВКБ». Этот банк решением Центрального банка России 11 ноября 2013 г. был лишен лицензии.

Всего в документе, похожем на судебное постановление, речь шла о кредитах на общую сумму более 1 млрд р. Судя по этому документу, обращение в суд поступило от следователя по особо важным делам следственного отдела по г. Самаре Следственного управления (СУ) Следственного комитета (СК) РФ по Самарской обл.

Полученная информация требовала проверки и комментариев. Для их получения 4 марта были разосланы запросы, в частности, директору ООО «Жигули Телеком» Алексею Колесникову,

а также и. о. руководителя СУ СК РФ по Самарской обл. Юрию Сливе и начальнику Главного управления (ГУ) МВД России по Самарской обл. Юрию Стерликову. Ответы из СК и ГУ МВД оказались весьма примечательными. В частности, начальник Отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Самарской обл. Сергей Гольдштейн сообщил: «Уголовное дело по факту хищений в ряде банковских организаций (ОАО «Волго-Камский банк») находится в производстве Следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской обл. ГУ МВД России по Самарской обл. не уполномочено комментировать расследование вышеупомянутого уголовного дела». Таким образом, в МВД подтвердили наличие как уголовного дела, так и хищений в ВКБ, подробности которых раскрывались в документе, напоминающем судебное постановление.

На этом фоне ответ из СК не мог не удивлять. «По существу поставленных вопросов сообщаю, что в производстве следователей следственных органов СУ СР по Самарской обл. отсутствуют уголовные дела, возбужденные по фактам хищений в «Волго-Камском банке», — сообщила старший помощник руководителя СУ СК РФ по Самарской обл. Елена Шкаева (на фото). Как следует понимать такой ответ?

Первая версия, которая приходит в голову экспертам «Хронографа», это то, что в данном случае Елена Шкаева могла, что называется, «поиграть в слова». Следует обратить внимание на то, что она либо специально, либо по невнимательности, но назвала организацию, где работает, «СУ СР по Самарской обл.». Хотя правильнее применять аббревиатуру «СУ СК по Самарской обл.». Это тот самый случай, когда допущенная опечатка имеет определенный смысл. Кроме того, в данный момент уголовное дело могло быть переквалифицировано, т. е. следователи могли прийти к выводу о том, что речь не о хищениях, а, допустим, о краже.

Поэтому Елена Шкаева с уверенностью заявила, что хищений не было. Хотя в ГУ МВД 11 марта проинформировали «Хронограф» именно о хищениях. Получается, что Елена Шкаева попыталась ввести редакцию «Хронографа», а с ней и широкую общественность в заблуждение. Вопрос лишь в том, намеренно она это сделала или нет.

Другой вопрос, зачем она это сделала. Ведь о необходимости возбуждать и тщательно расследовать дела по фактам нарушений законов в самарских банках неоднократно высказывался губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин. На пресс-конференции, состоявшейся 4 марта, губернатор дал понять, что он удивлен тем, что правоохранительные органы не торопятся проводить работу по нарушениям, выявленным в процессе вывода активов из банков. По информации пресс-службы губернатора, Николай Меркушкин сообщил также, что сейчас правоохранительные органы в случае сигнала о сложной ситуации в том или ином банке сразу должны начать проверки. Видимо, о словах губернатора в СУ СК РФ по Самарской обл. до 11 марта ничего не слышали.

Возможно, ситуация начнет меняться при непосредственном участии нового руководителя СУ СК по Самарской обл. 11 марта был опубликован указ президента России Владимира Путина, которым он на 2 года назначил Валерия Самодайкина руководителем СУ СК по Самарской обл. Ранее Самодайкин занимал должность первого заместителя руководителя СУ СК РФ по Красноярскому краю. Получается, что борьба с криминальной составляющей в ряде самарских банков может стать первой серьезной проблемой, в которую предстоит вникать Валерию Самодайкину. Но для начала ему придется провести определенную работу с собственными кадрами, которые, похоже, упорно не хотят видеть очевидных вещей.