Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (493) | 24 февраля 2014г.
 

Тонкий расчет

Объект культурного наследия оказался у КРСО Ольги Серовой

ИА «Центр-Инфо»

В 2014 г. ОАО «Корпорация развития Самарской обл.» (КРСО) предстоит повторно пройти процедуру оформления права собственности на объект культурного наследия «Дом архиерейского подворья». Первая попытка была осуществлена в 2012 г., но из-за затягивания процедуры выдачи охранного обязательства КРСО не смогло оформить право собственности на приватизируемое имущество. Важным представляется, кому объект отойдет после КРСО. Если «подворьем» завладеет Самарская митрополия, то это можно будет расценить как своеобразное подношение от лиц, курирующих работу КРСО. В последнее время эти лица испытывают трудности с налаживанием диалога с властями региона. Возможно, поэтому они пытаются заручиться покровительством церкви.

Двойная отдача

Согласно внесенным изменениям в прогнозный план приватизации имущества Самарской обл. на 2013 г., в 2014 г. планируется завершить приватизацию ряда объектов. В частности, отчуждению подлежит находящийся в собственности Самарской обл. объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский р-н, ул. Вилоновская, д. 24/ул. Галактионовская, д. 102, литера АА1. Это нежилое здание площадью 1383,4 кв. м с земельным участком под ним площадью 0,1 га более известно как объект культурного наследия регионального значения «Дом архиерейского подворья». По странным обстоятельствам указанное имущество почему-то было решено внести в качестве вклада Самарской обл. в уставный капитал КРСО.

Отметим, что это уже вторая попытка приватизировать и передать в собственность КРСО объект культурного наследия. Ранее проверкой счетной палаты Самарской обл. (СПСО) было установлено, что в 2012 г. не состоялась приватизация «Дома архиерейского подворья» с земельным участком под ним, оцененных в 39,8 млн р.

Причиной явилось якобы «необоснованное затягивание процедуры выдачи охранного обязательства со стороны министерства имущественных отношений Самарской обл. и министерства культуры Самарской обл. при отсутствии соответствующих правовых оснований, не позволившее КРСО оформить право собственности на приватизируемое имущество». Последствием стало аннулирование государственной регистрации дополнительного выпуска акций КРСО стоимостью 39,8 млн р. По информации СПСО, «в настоящее время указанный объект продолжает числиться в составе имущества Самарской обл., создавая тем самым дополнительную нагрузку на казну субъекта РФ».

И тут футбол

В ходе контрольных мероприятий СПСО также отмечалось, что действующее нормативно-правовое регулирование приватизационных процессов не предусматривает систему ответственности в сфере приватизации областного имущества; имущественные риски разрушения и утраты здания. А ответственность не помешала бы: некогда красивейшее здание, находящееся рядом с площадью им. В.В. Куйбышева, превратилось в приют для бомжей.

Организация Ольги Серовой скоро получит из казны это здание
Организация Ольги Серовой скоро получит из казны это здание

Все стены исторического памятника расписаны граффити, окна выбиты, а внутри находится мусорная свалка. Здание стоит бесхозным и представляет собой опасность уже на протяжении нескольких лет. Вопрос в том, почему памятник архитектуры, находящийся в полуразрушенном состоянии, решили отдать для восстановления именно КРСО? Разве мало в регионе строительных компаний, которые специализируются на реставрации старинных зданий?

Согласно официальному ответу заместителя генерального директора КРСО Сергея Горячева: «ОАО «Корпорация развития Самарской обл.» как институт развития Самарской обл. планирует обеспечить реконструкцию здания и последующее вовлечение его в хозяйственный оборот, что отвечает целям восстановления архитектурного облика Самары в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 г.» Также по информации Горячева, в настоящее время осуществляется государственная регистрация прав собственности КРСО на данное имущество. Похоже, что реставрировать здание будет все-таки подрядчик, которого подберет КРСО.

Теперь, собственно, о таком институте развития региона, как КРСО. По итогам контрольного мероприятия СПСО «Проверка эффективности участия Самарской обл. в открытом акционерном обществе «Корпорация развития Самарской обл.» в 2010-2012 гг. и истекшем периоде 2013 г.» установлено: «До настоящего времени органами исполнительной власти Самарской обл. не разработана система показателей (индикаторов экономической, финансовой и социальной эффективности), отражающих непосредственные результаты (запланированные цели) и общую эффективность как деятельности Корпорации в целом, так и реализации отдельных инвестиционных проектов, предусмотренных концепцией создания и деятельности Корпорации». Если перевести чиновничий язык на обычный, то будет выглядеть примерно так: «Как оценить деятельность КРСО и реализацию корпорацией инвестпроектов? — Неизвестно». Если есть вообще что оценивать. Возникает ощущение, что КРСО — не более чем административная надстройка, с помощью которой возможно отчуждение некоего имущества из государственной собственности в пользу третьих лиц без особых препятствий. Причем эта надстройка также позволяет под видом различных проектов выводить из бюджета области сотни миллионов в обмен на выпущенные ею же акции. Ликвидность таких акций весьма сомнительна.

Подарки за чужой счет

С момента создания КРСО (в период губернатора Владимира Артякова) ее бессменным директором является Ольга Серова. Ее кандидатура вполне устраивает представителей холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ), которые могут быть заинтересованы в работе КРСО по вышеуказанному принципу.

Собственно, она и являлась до перехода в КРСО одной из влиятельнейших фигур в системе бизнеса ВПГ. Известно, что после выполнения задач, поставленных программой приватизации, судьба того же «Дома архиерейского подворья» будет определена органами управления КРСО, т. е. Серовой. Если представить, что памятник культуры будет отреставрирован посредством КРСО, но на деньги облбюджета, а затем превращен последующими владельцами в некий офисный либо торговый центр, то это крайне нежелательный расклад. Может быть, лучше использовать «Подворье» по его прямому назначению и передать церкви? Однако, учитывая, что лица, которые имеют возможность оказывать влияние на принятие Серовой решений, далеко не бескорыстны, с трудом верится, что за потенциальный дар они ничего не попросят у Самарской митрополии. По меньшей мере, благословения своего пути и своих принципов.

Поводы для подобных предположений могли появиться осенью прошлого года, когда митрополит Самарский и Сызранский Сергий наградил орденом Русской Православной Церкви «за особый вклад в возрождение храмов Самары» одного из бенефициаров ВПГ Владимира Аветисяна. Будучи поощренным, Аветисян, например, мог бы задуматься о том, чтобы сделать церкви ответный подарок в виде, к примеру, того же «Дома архиерейского подворья». И хорошо, если бы так. Главное, чтобы у кого-нибудь в ВПГ на фоне подобных подарков и наград не возникло желания тайно использовать Самарскую митрополию в закулисной игре с властями региона. Понятно, что с учетом хороших отношений владыки Сергия с губернатором Николаем Меркушкиным такое развитие событий крайне маловероятно. Однако главное в другом.

Описанная схема вывода из областной казны объекта культурного наследия идентична тому, как в Тольятти было организовано наполнение активами негосударственного пенсионного фонда за счет муниципального ликвидного недвижимого имущества.

Комментарии

Сергей ГОРЯЧЕВ, заместитель генерального директора ОАО «Корпорация развития Самарской обл.»

- Во исполнение требований Федерального закона «Об акционерных обществах» на основании отчета независимого оценщика Совет директоров Корпорации определил цену здания и земельного участка равной их рыночной стоимости и составляющей 38,159 млн р. После выполнения задач, поставленных программой приватизации, дальнейшая судьба здания будет определена органами управления Корпорации. В настоящее время у Корпорации нет намерения осуществить отчуждение здания или земельного участка третьим лицам.