Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (493) | 24 февраля 2014г.
 

Дождался своего

Владимир Агафонов показал умение монетизировать отношения с людьми

Георгий Кизельгур

На прошлой неделе выяснились дополнительные подробности того, каким образом выстроены договорные отношения между МБУ «ГИМЦ» и ООО «Ви-Тел». Отношение к обеим организациям имеет Владимир АГАФОНОВ (на фото). В ГИМЦ он директор, в Ви-Тел — один из учредителей. Подобные обстоятельства и новые подробности позволяют полагать о том, что в результате действий Агафонова бюджет Тольятти понес затраты в 12 млн р. Хотя при определенных условиях их можно было бы избежать. Получателем бюджетных средств в рамках договоров с ГИМЦ на разработку программного обеспечения стал аффилированный Агафонову Ви-Тел.

Агафонов и там, и тут

На портале zakupki.gov.ru в период с декабря 2012 г. по август 2013 г. была размещена информация о шести торгах и аукционах, в которых победителем либо единственным участником оказывалось исключительно 000 «Ви-Тел» (см. справку). Есть смысл отметить заказчиков этих тендеров.

В 2012 г. соучредитель ООО «Ви-Тел» Владимир Агафонов сумел стать директором МБУ «Тольятти-Транс-Навигация» (ТТН) (заказчики в запросах котировок № 1 и № 2). В декабре 2012 г. были внесены изменения в устав ТТН, и оно было переименовано в МБУ «Городской информационный мониторинговый центр» (ГИМЦ). В этих же изменениях МБУ «ГИМЦ» передали из ведения департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г. о. Тольятти в ведение департамента информационных технологий и связи (ДИТиС) мэрии. Руководителем ДИТиС является Елена Балашова -бывший замдиректора МБУ «МФЦ» Дмитрия Никулина. К слову, Никулин знаком с Агафоновым, вместе состояли в ОД «Декабрь».

Что же касается ООО «Ви-Тел», то с момента регистрации компании -25 сентября 2006 г. — и по крайней мере до середины 2012 г. Владимир Агафонов был ее директором. Еще на 31 октября 2012 г., согласно ЕГРЮЛ, он являлся владельцем 10,5% ООО «Ви-Тел». Судя по всему, Агафонов совладелец этой компании и сегодня. По крайней мере директор Ви-Тел Ольга Букина ранее в ответе на запрос «Хронографа» поясняла: «Совладелец долей в уставном капитале ООО «Ви-Тел», Агафонов В. А., стал уполномоченным представителем МБУ «ГИМЦ» в силу общей гражданской дееспособности из ст. 21 ГК РФ и отсутствием запрета на совмещение двух указанных статусов». Тем самым она еще и дала оценку тому факту, что один и тот же человек одновременно выступает на стороне как заказчика, так и подрядчика. Уже после того, как Агафонов укрепился в ГИМЦ, это организация начала довольно активно тратить бюджетные средства на различные закупки.

Навыки комбинатора

Пояснения требует информация о программных продуктах, которые ГИМЦ (или ранее ТТН) закупал у ООО «Ви-Тел». В частности, были приобретены системы WEB-GLONASS GeoGATE и WEB-GLONASS GeoDATA. Так, например, WEB-GLONASS GeoGATE -это название сервера-сборщика данных, передаваемых подвижными объектами по сети Internet.

Разработчик и пользователь — ООО «Ви-Тел». По крайней мере, на сайте Ви-Тел указано, что компания — разработчик системы спутникового мониторинга транспорта WEB-GLONASS.

WEB-GLONASS GeoDATA — название сервера отчетов. Разработчик и пользователь -также ООО «Ви-Тел». Это программное средство берет данные, собранные сервером WEB-GLONASS GeoGATE и идентифицируя транспортные средства по sim-карте (или по заводскому номеру GPS-трекера). С помощью WEB-GLONASS GeoGATE составляются отчеты: за указанный период сколько пройдено километров, какая скорость движения, место и продолжительность остановок и т. д. Также система может отобразить на карте путь (трек) транспортного средства.

Несложно догадаться, что WEB-GLONASS GeoGATE и WEB-GLONASS GeoDATA, указанные в запросе котировок и открытых конкурсах, являются составными частями системы спутникового мониторинга транспорта WEB-GLONASS от ООО «Ви-Тел». И хотя в запросе котировок и открытых конкурсах могут принять участие любые разработчики, именно Ви-Тел стал победителем по всем лотам. Понятно почему. Судя по всему, технические задания к этим лотам готовил специалист от МБУ «ГИМЦ», может быть, даже сам директор Агафонов. С учетом его отношения к Ви-Тел это уже не видится невозможным.

В этом свете следует провести анализ стоимости услуг ООО «Ви-Тел», которые эта компания предлагает частным заказчикам, и сравнить их со стоимостью таких же услуг для МБУ «ГИМЦ». Например, владелец транспортных средств (ТС) пожелал иметь постоянную информацию о местоположении своих автомобилей, решил заключить договор с ООО «Ви-Тел». За это он платит ООО «Ви-Тел» 550р. /месяц за одно ТС, это если владелец — бюджетник. Если не бюджетник — 700 р./месяц за одно ТС. Т. е. МБУ «ГИМЦ», являясь бюджетным учреждением и обслуживая данные по 500 автомобилям (такое количество определено в конкурсной документации), заплатило бы ООО «Ви-Тел» 275 тыс. р. (500 авто по 550 р.) в месяц, но никак не 418 тыс., заявленных в запросе котировок.

Для тех, кто хочет самостоятельно отслеживать свои транспортные средства, ООО «Ви-Тел» предлагает услугу аренды всего программного комплекса WEB-GLONASS. При этом затраты МБУ «ГИМЦ» были бы: единовременно 7500 р. за подключение и 20 тыс. р. за обучение и далее ежемесячно 50 тыс. р. (500 авто по 100 р./авто). Т. е. за один пробный месяц — всего 77,5 тыс. р. Опять же -далеко не 418 тыс. р.

Для тех, у кого действительно много автомобилей и даже аренда всего программного комплекса WEB-GLONASS ежегодно выливалась бы в кругленькую сумму, ООО «Ви-Тел» предлагает покупку всего программного комплекса (ПК) WEB-GLONASS. Во сколько бы обошлась покупка ПК WEB-GLONASS бюджету города при условии эксплуатации 500 автомобилей? Считаем: 500 тыс. р. — сразу за 200 автомобилей, 600 тыс. р. — дополнительно за 300 автомобилей (100 тыс. р. за каждые дополнительные 50 автомобилей), 20 тыс. р. -инсталляция и настройка программного обеспечения, 15 тыс. р. — обучение по курсу «Использование программного комплекса», 20 тыс. р. — обучение по курсу «Администрирование программного комплекса». Всего 1,155 млн р. Очевидно, что для длительной эксплуатации данного продукта самым подходящим для города является именно вариант покупки программного обеспечения.

Очень важное замечание — ни в одном из вариантов клиент ООО «Ви-Тел» не платит в явном виде за покупку или аренду картографического материала. Карты идут условно бесплатным приложением, т. к. без них определение местоположения становится бессмысленным — сами по себе координаты клиенту не нужны, ему нужна визуализация.

Как видно, Владимир Агафонов, будучи директором МБУ «ГИМЦ», провел три тендера. В результате этих действий бюджетные средства в сумме 5 307 300 р. получила аффилированная Владимиру Агафонову фирма ООО «Ви-Тел». И это плата всего лишь за 1 год использования продукта. Тогда как всего за 1 155 000 р. муниципалитет мог бы приобрести это же программное обеспечение на неограниченный срок. А при правильно составленной конкурсной документации (без отсекающих конкурентов фильтров) эта цена могла быть и гораздо ниже. При этом были использованы абсолютно нелогичные схемы, в частности, разделение программного продукта на неделимые части. Ведь сам по себе сервер сбора данных WEB-GLONASS GeoGATE наверняка бесполезен без инструмента систематизации этих данных WEB-GLONASS GeoDATA. И наоборот — сервер отчетов WEB-GLONASS GeoDATA может быть и не нужен, если нет собранных данных. Агафонов, много лет являясь руководителем ООО «Ви-Тел» (фирмы, создавшей ПК WEB-GLONASS), не мог не знать о структуре своего продукта WEB-GLONASS и ценовой политике ООО «Ви-Тел». А значит, в подобных действиях при желании, скорее всего, можно было бы усмотреть признаки недобросовестности.

Балашова как бы ни при чем

И это далеко не все странности. В техническом задании (ТЗ) по лоту № 0342300 118812000002 «Выпуск электронной карты «Пассажирские перевозки  г.о. Тольятти» пункты 2.1 и 2.3 относятся к картам. Но карты у ООО «Ви-Тел» уже давно созданы и являются неотъемлемой частью системы WEB-GLONASS. Они не продаются и не арендуются отдельно, а поставляются вместе с услугой аренды ПК или при его продаже. Содержание пункта 2.2 этого техзадания по смыслу подходит под описание функционала модуля «Паспорт маршрута»,

который был заложен в лоте № 0342300118812000001 «Создание модуля «Паспорт маршрута» автоматизированной информационной системы сбора информационных материалов (АИС СИМ)». Т. е. техзадание по одному лоту частично совпадало с тех-заданием по другому лоту. Вряд ли составитель не знал об этом.

Далее, в пункте 2.1 ТЗ по лоту № 0342300118812000002 указано, что карты должны быть многослойными и перечислены тематические слои. Есть все основания полагать, что карты, которые есть у победителя, не являются многослойными — они всего-навсего растровые картинки, которые не позволяют включать/отключать по отдельности разные слои. Т. е. ТЗ содержит требование, которое вряд ли может выполнить и сам победитель.

Таким образом, ООО «Ви-Тел» умудрилось продать г. Тольятти в лице МБУ «ГИМЦ» отдельно карты, которые поставляются вместе с WEB-GLONASS, судя по всему, прикрывая эту продажу дублированием функционала из другого модуля. Другими словами, жонглируя фразами и используя подмену понятий.

Более того, работы по лотам № 0342300 118812000002 и № 0342300118813000001 скрыты в лотах других тендеров, т. е. оплачены городом дважды. А отсутствие в техзадании конкретных параметров конечного продукта позволяет полагать, что большая часть перечисленных работ выполнена не будет. Или будет выполнена формально. Ведь кто может проконтролировать, если и заказчик, и исполнитель фактически одно лицо?

При этом руководитель ДИТиС мэрии Тольятти Елена Балашова (на фото), в чьем ведении находится МБУ «ГИМЦ», не могла не знать основных параметров выполнения работ. Ведь именно она направляет руководству мэрии обоснования бюджетных расходов и является распорядителем бюджетных средств для подведомственных учреждений. А имея опыт работы заместителем директора МФЦ (ранее «Городской информационный центр») под руководством Дмитрия Никулина и опыт участия в создании ЕМГИС (единой муниципальной геоинформационной системы), она по долгу службы имеет необходимую квалификацию. Возникает предположение, что Балашова могла намеренно «не заметить» всех странностей тендеров, в которых победил Ви-Тел. Если это окажется именно так, то будет впору задаться вопросом — а какова роль Балашовой в том, что стоимость всех контрактов на общую сумму 11 911 300 р. оказалась завышенной?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Тендеры с участием ООО «Ви-Тел»:

1. Запрос котировок № 0342300118812000002 «Выпуск электронной карты «Пассажирские перевозки г.о. Тольятти». Организация, размещающая заказ: МБУ «ТТН». Размещение завершено 20 декабря 2012 г. Победитель — ООО «Ви-Тел», предложившее 499 тыс. р.

2. Запрос котировок № 0342300118812000001 «Создание модуля «Паспорт маршрута» автоматизированной информационной системы сбора информационных материалов (АИС СИМ)». Организация, размещающая заказ: МБУ «ТТН». Размещение завершено 20 декабря 2012 г. Победитель: ООО «Ви-Тел», предложившее 499 тыс. р.

3. Запрос котировок № 0342300118813000001 «Системные программные средства WEB-GLONASS GeoGATE». Организация, размещающая заказ: МБУ «ГИМЦ». Размещение завершено 20 июня 2013 г. Победитель: ООО «Ви-Тел», предложившее 417,8 тыс. р.

4. Открытый конкурс № 0142300010013000335 «Оказание услуг по передаче права (лицензии) на временное пользование программным продуктом WEB-GLONASS GeoGATE». Заказчик: МБУ «ГИМЦ». Размещение завершено 17 июля 2013 г. Начальная цена 2,508 млн р. Единственный участник ООО «Ви-Тел». Цена участника размещения заказа: 2 499 500 р.

5. Открытый конкурс № 0142300010013000375 «Передача прав (лицензии) на использование программного продукта WEB-GLONASS GeoDATA». Заказчик: МБУ «ГИМЦ». Размещение завершено 6 августа 2013 г. Начальная цена 2,4 млн р. Единственный участник ООО «Ви-Тел». Цена участника размещения заказа: 2,39 млн р.

6. Открытый конкурс № 0142300010013000381 «Выполнение работ по созданию Автоматизированной Информационной Системы Сбора Информационных Материалов (АИС СИМ)». Заказчик: МБУ «ГИМЦ». Размещение завершено 7 августа 2013 г. Начальная цена 5,616 млн р. Единственный участник: ООО «Ви-Тел». Цена участника размещения заказа: 5,606 млн р.