Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (193) | 23 июля 2007г.
 

Однополюсный город

Варианты развития думского кризиса

Светлана Шатова

17 июля после очередной попытки обеспечить кворум вицеспикер Тольяттинской городской думы (ТГД) Владимир ДУЦЕВ на правах и. о. председателя официально объявил о роспуске депутатского корпуса на летние каникулы. После каникул депутатам придется вносить изменения в Устав г. о. Тольятти в соответствии с ФЗ №101. Если думскому большинству удастся преодолеть проблему кворума, то группа депутатов Владимира ДУЦЕВА и Александра ДОВГОМЕЛИ (группа ДД) получит существенные преимущества в борьбе за контроль над городом. Одним из инструментов в этой борьбе станет роспуск ТГД. Примечательно, что роспуск думы может быть выгоден как ДД, так и их противникам.

Планы на осень

17 июля на заседании ТГД к группе оппозиции (см. «Хронограф» №27 (192) от 16.07.07) примкнули депутаты Екатерина Кузьмичева и Анатолий Мельников. Присутствовавший Александр Помещиков отказался регистрироваться. Депутаты ожидали приезда Юрия Уразова. Однако собравшиеся решили, что его присутствие не позволит достичь кворума и в очередной раз не стали проводить пленар.

Таким образом, ТГД закончила сессию, так и не собрав кворума. 42 вопроса, приобретших за последние две недели статус городского скандала (см. «Хронограф» №27 (192) от 16.07.07), остались нерешенными. Очевидно, что ключевой позицией в сложившемся противостоянии является формирование городской избирательной комиссии и постоянной комиссии по экономической политике, бюджету и муниципальной собственности под

председательством Александра Довгомели. Если группе ДД удастся решить эти две проблемы, то она получит существенное преимущество по установлению контроля над городом в целом.

Городской избирком, подконтрольный определенной группе влияния, является эффективным инструментом на весь ряд предстоящих выборов. Подконтрольная комиссия сможет повлиять на довыборы в ТГД, выборы в Госдуму, выборы мэра Тольятти и выборы ТГД V созыва.

Объединенная постоянная комиссия под руководством нужных людей фактически возьмет на себя функции формирования повесток пленарных заседаний думы и фильтрования вопросов, поступающих в городской парламент.

Кроме того, 23 июля вступает в силу ФЗ №101 от 18.06.07«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований». Согласно ст. 2 этого закона «заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов». Иными словами, ФЗ требует внесения изменений в устав, после которых кворум в ТГД смогут обеспечить уже 16 депутатов. Это меньше определенного Уставом Тольятти и регламентом работы ТГД простого и квалифицированного большинства. Таким образом, устав потребует снижения установленных норм квалифицированного и простого большинства. В результате ДД могут получить в свое распоряжение право проводить фактически любые решения.

Планы на город

Столь мощный инструмент в руках группы, стремящейся к власти, может быть использован с максимальной эффективностью. Ситуация в городской власти создает предпосылки для решительных действий. В первую очередь ДД необходимо взять под контроль голосование квалифицированным большинством. Если это удастся, после проведения изменений в уставе и регламенте можно будет вносить принципиальные изменения в устав. Целью этой работы должно стать изменение структуры управления городом, так, чтобы мэр избирался из числа депутатов. Этот вопрос уже обсуждался ТГД IV созыва в 2005 г. (см. «Хронограф» №13 (85) от 18.04.05).

Такой ход позволит опередить другие силы, готовящиеся выдвинуть на пост мэра своих кандидатов. Следующим шагом ТГД должна принять решение о самороспуске. С инициативой о самороспуске ТГД Владимир Дуцев выходил еще в апреле (см. «Хронограф» №20 (185) от 28.05.07). Вице-спикера поддержали всего 8 депутатов. Сегодня ТГД вряд ли проявит подобную «самостоятельность».

Можно предположить, что в думу нового созыва пройдет достаточно депутатов, чтобы избрать на пост мэра нужного ДД человека. Особенно при наличии специально подготовленной избирательной комиссии. Теоретически вся эта процедура может быть успешно проведена до марта 2008 г. Тогда в городе будет создана самодостаточная система управления, в которой многие из нынешних центров притяжения не найдут места. Сегодня уже становится очевидным, что возвращение Николая Уткина вряд ли необходимо ДД. Следом за мэром под списание могут пойти Хетаг Тагаев, Александр Дроботов, Николай Ренц, Виталий Гройсман, Александр Дружинин, Владимир Иванов и др. В результате такой комбинации даже ОАО «АВТОВАЗ» придется ограничиться ролью статиста.

То, что группа вполне может реализовать такой, казалось бы, авантюрный план, косвенно подтверждается всей работой ДД в городской власти. Появление новых депутатов в ТГД никто не воспринимал слишком серьезно (см. «Хронограф» №46 (72) от 27.12.04). Однако уже весной 2005 г. новые начали наступление на оппозицию, лишив Дмитрия Жукова и Борислава Гринблата постов председателей постоянных комиссий (см. «Хронограф» №16 (88) от 16.05.05). Первым существенным усилением ДД стало установление контроля над аппаратом ТГД (см. «Хронограф» №43 (115) от 5.12.05). Именно с этого момента группа ДД стала основным центром притяжения в городском парламенте.

Варианты противодействия

Можно предположить, что думский кризис продолжится и осенью. Оппозиция сможет отыграть тему избиркома, т. к. срок формирования комиссии ограничен 13 сентября. Кроме того, городская комиссия не очень-то и нужна. 17 июля было обнародовано юридическое заключение избирательной комиссии Самарской обл. на запрос депутата Алексея Бузинного о целесообразности формирования горизбиркома. В представленном документе указывалось, что, если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

Условием возложения полномочий горизбиркома на одну из территориальных комиссий является инициатива думы г.о. Тольятти.

Другим кардинальным способом решения угрозы создания однополосного города может стать роспуск думы. Сегодня у губернатора Самарской обл. Константина Титова есть два формальных повода для роспуска ТГД. Согласно 124 ст. Устава Самарской обл. (с изменениями на 26 сентября 2006 г.) губернатор может вынести на рассмотрение Самарской губернской думы (СГД) проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования.

Полномочия городской думы в соответствии с ФЗ №131 «Об общих принципах местного самоуправления» могут быть прекращены досрочно в случае, если соответствующим судом установлено, что городской думой принято решение, противоречащее Конституции РФ, ФЗ, уставу и законам Самарской обл., уставу города.

Стоит напомнить, что в начале апреля городская дума не отменила постановление «О введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» и установки значения корректирующего коэффициента К2 для фирм, занимающихся распространением наружной рекламы (см. «Хронограф» №19 (184) от 21.05.07). Самарский областной арбитражный суд признал недействительным решение ТГД от 28.И.06, но вопрос об отмене решения по К2 так и не был рассмотрен на думском заседании. Однако этот повод для инициирования роспуска представительного органа, по мнению думских аналитиков, является малоэффективным, т.к. решение ТГД не противоречит ни Конституции, ни другим законодательным актам.

Другая причина для роспуска — регулярное отсутствие кворума и срыв пленарных заседаний. Согласно ФЗ №101 губернатор вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий представительного органа власти, если вступившим в силу решением суда установлено, что избранный в правомочном составе орган государственной власти в течение трех месяцев подряд не проводил заседание.

Инициировать процедуру роспуска ТГД, по словам руководителя юридического управления Владимира Лучкова, может любой житель города, обратившись с заявлением в районный суд. В своем заявлении он должен указать, в чем конкретно ущемлены его права вследствие того, что дума в течение трех месяцев не рассмотрела нормативно-правовой акт на пленарном заседании. Кроме того, инициировать процедуру роспуска думы могут мэр и заинтересованные люди из числа представительного органа. Далее губернатор разрабатывает закон, который выносится на рассмотрение СГД. В соответствии со ст. 125 Устава Самарской обл. депутаты СГД могут принять закон о роспуске представительного органа муниципального образования. Но здесь проблема состоит в том, что ФЗ №101 не имеет обратной силы. Другой вариант — сделать думу нелегитимной. Если несколько депутатов сложат с себя полномочия, а у оставшейся части не будет кворума, думу придется распустить. Все будет зависеть от того, кому на этот момент роспуск будет более выгоден. Наконец, возможен «бескровный» путь решения. Думское большинство не является политической конструкцией. В основном это люди, в силу каких-либо причин примкнувшие к наиболее мощному центру притяжения. Если в городе появится более влиятельная сила, дума выйдет из-под контроля естественным путем.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.