Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (483) | 25 ноября 2013г.
 

Сергей Шатило:

Цель — все сделать надежно

Борис Кротов

В ноябре министерство здравоохранения Самарской обл. выразило неудовлетворение качеством капитального ремонта в подведомственных лечебных учреждениях. В некоторых случаях больницы не успевали подготовить помещения для монтажа высокотехнологичного медицинского оборудования. Эксперты оценивают ситуацию неоднозначно. С одной стороны, полагает директор ООО «Современные медицинские технологии» Сергей ШАТИЛО, критика справедлива, с другой — у несвоевременности есть и вполне объективные причины. Мнением о том, как можно было бы оптимизировать процесс, Шатило поделился с «Хронографом».

- Сергей Францевич, иногда можно услышать упреки в адрес поставщиков медоборудования -якобы они вовремя не ввели его в эксплуатацию, сорвали сроки и прочее. По адресу ли эти претензии?

- Конечно, бывает всякое. Поставщик поставщику рознь. Кто-то пытается наладить контакт с больницами, пытается настоять, что он — именно тот, кто обеспечит учреждение необходимым оборудованием. Бывает, что ему верят. А дальше, либо переоценив свои возможности, либо недооценив всю сложность поставки, либо посчитав несущественным наличие жестких сроков исполнения обязательств, компания подает заявку на торги. Если таким образом подготовленная заявка побеждает, то дальше может наступить вакуум: контактов с производителем у этого поставщика нет, посредник, предоставляющий шикарные условия, почему-то их пересмотрел, транспортная компания насчитала стоимость доставки, равную величине планируемой прибыли, и т.д. На исправление таких просчетов будет затрачено значительное количество времени. Если, конечно, их вообще удастся исправить.

- Быть может, отсюда рождаются слухи о том, что есть некая компания-монополист, которая выигрывает практически все торги, поставляет технику и оборудование в большинство больниц и не дает работать конкурентам?

- Это вы на нашу компанию намекаете? Хочу ответственно заявить, что рынок сегодня свободный и никто никому не препятствует. Что в поставке таблеток, что в поставке лабораторий, что в поставке оборудования, на чем сосредоточились мы. Все дело в производителе, чье оборудование больницы хотят видеть у себя, требованиях к параметрам этого оборудования и способности поставщика это оборудование смонтировать и обслужить. По порядку. У нас нет контактов с лечебными учреждениями. Есть контакты с производителями. Кто ж виноват, что мы их наладили? Когда-то, лет 10 назад, в отсутствие 94-ФЗ «О размещении заказов...» все договаривались с главврачами. Сегодня, смею заверить, я 2/3 главврачей не знаю в лицо и половины больниц не знаю где находится. Так что можно сколько угодно козырять связями с производителями из Китая, чье оборудование, кстати, как показывает наша практика, довольно быстро выходит из строя, — медучреждения все равно делают выбор, основываясь на критериях качества оборудования и технологиях, которыми наделено оборудование только конкретного производителя. То, что нужно больницам, и поставляется. Причем продукцию недобросовестных производителей сегодня начали отсеивать. Это хороший знак.

Что касается сервиса. По-моему, только три компании в регионе сегодня имеют свою сервисную службу. Есть, правда, еще игроки, которые обслуживают буквально 2-3 учреждения. Так вот к компаниям с развитой сервисной службой очереди выстраиваются из других поставщиков, потому что спрос на обученных и сертифицированных инженеров по каждому из видов оборудования очень высок. Представьте, что не мы, а кто-то другой поставил оборудование в Самарскую обл. или в другой регион.

Для монтажа, как правило, приглашают наших инженеров. А вот стандартная ситуация. Приходит кто-то и говорит: продайте мне томограф, я его поставлю заказчику. Допустим, продадим. А потом он заплатит за то, что мы этот аппарат смонтируем, введем в эксплуатацию и возьмем на обслуживание. Все войдет в обоснование цены, заявленной поставщиком. Разве это эффективно? Поэтому с бухты-барахты больницы сейчас поставщиков не выбирают, важные критерии — экономия и качество. Если говорить о нас, то, вероятно, заказчики оборудования, обращаясь к нам с запросом, взвешивают наши возможности в совокупности.

- Получается так: у вас отлажено сотрудничество с производителем, лечебные учреждения знают, что вы можете поставить им нужное оборудование, компания побеждает в тендере — и тут вдруг у кого-то появляются опасения, что оборудование не будет вовремя введено в эксплуатацию...

- Совершенно верно. Причем причины таких рисков не указываются ни в тендерной документации, ни в контрактной. А все банально: 2/3 лечебных учреждений не успевают подготовить помещения для монтажа оборудования. К примеру, отыграли тендер, закупили оборудование, и лежит оно у нас на складе, пылится. В ожидании, когда дадут отмашку, приходится даже дополнительные складские площади арендовать. Наконец, приходит письмо — помещение готово.

Грузим в фуру — вес немаленький. Везем на край области. Смотрим, а там будущий рентген-кабинет еще только штукатурят. Начинаются переговоры-пересуды. Врачи опасаются санкций, а с нас-то тоже деньги снимают за невыполнение контрактных обязательств. В договоре написано, например, что до 10 декабря должны мы привезти оборудование, а до 20 декабря — ввести в эксплуатацию. А то, что больницы обязаны готовое в соответствии со всеми стандартами и требованиями производителя оборудования помещение предоставить — не написано. И так составлено большинство контрактов.

- Минздрав критиковал качество капремонта в больницах в целом. А пример с «сырыми» помещениями для сложнейшей медтехники можно рассматривать как частный случай?

- Думаю, да. Сейчас действует 94-ФЗ. Отсюда лечебное учреждение не может провести закупку без подтверждения финансирования. Финансирование оно получает при подтверждении заказа. Возьмем

оборудование, которое требует специальной подготовки помещения. В среднем по условиям контрактов срок поставки оборудования варьируется от 30 до 120 дней, исходя из того, как долго товар везется и монтируется. Нужно поставить, к примеру, рентген. Помещение необходимо подготовить. Так, стены требуется покрыть специальной штукатуркой, через которую рентгеновские лучи не выйдут в коридор. Плюс специальные окна, двери и т.д. Выделяют деньги на рентген. Лечебное учреждение объявляет аукцион. Проходит 30 дней. Аукцион завершен, есть победитель. 10 дней дается на вступление результата в силу. Поставщик подает технические характеристики аппарата в больницу и пишет требования к помещению на его размещение. Дальше изготавливают техзадание на проектирование.

Больница объявляет тендер на проектирование. Еще 30 дней до выхода на торги. Кто-то побеждает. 10 дней на вступление в силу. Вот вам еще 40 дней. После этого приходит очередь проекта — как правило, это 5-7 дней. Далее вновь делается смета и объявляется аукцион на строительные работы. Опять 30 дней. Определяется победитель. 10 дней до вступления в силу. Контракт подписан — подрядчик приступает к ремонту. А что делать нам, когда у нас всего 90 дней на поставку, а строителю остается всего ничего, чтобы успеть. А ведь оборудование надо крепить на абсолютно ровный пол. Для этого делается чистовая стяжка, которая должна выстояться 40 дней. Если по истечении 15-20 дней поставить аппарат весом 2-3 т на этот неокрепший пол, то пойдет перекос и аппарат просто заклинит. В результате опаздывают и поставщик, и больница. А вдруг стройподрядчик откажется по вполне понятным причинам — не может же он нарушать СНиПы! В итоге все пытаются сдвинуть этот воз скорее, впопыхах, чтобы не оказаться крайними. Я уж не говорю про случаи, когда пол верхнего этажа или оконный проем надо разобрать, чтобы установить оборудование с улицы с помощью крана — ведь на лестнице и в лифтах некоторая техника не помещается.

- Что здесь можно сделать?

- С одной стороны, критика Минздрава уместна и даже справедлива. У всех звеньев этой цепочки — заказчиков-больниц и исполнителей-поставщиков, проектировщиков либо строителей — всегда есть возможность оптимизировать процесс. С другой стороны, сроки бывают необъективны. Из-за того, что все торопятся, можно потерять в качестве. Допустим, есть проверенный поставщик, но нет постоянной проектной фирмы, прилежного строителя, на поиск которых требуется время. Можно даже немного изменить подход к составлению договоров с прописыванием более реальных сроков (при наличии особых обстоятельств) и мер строгой ответственности для всех сторон. Да, я понимаю, что это влечет в т. ч. поправки в законодательство, но если цель — все сделать надежно, то почему бы нет? Тем более что положительные примеры уже существуют. Делать с запасом лучше, чем успевать «на флажке».

- Скажите, а как с проектом строительства по инициативе ООО «Современные медицинские технологии» кардиохирургического центра в Самаре — все будет с запасом либо в последний момент?

- Надеемся, что точно в сроки, тем более что поддержку нам оказывает губернатор Николай Меркушкин. Кураторство проекта осуществляют министр здравоохранения Геннадий Гридасов и министр экономического развития, инвестиций и торговли Александр Кобенко. Проблема была в том, что зонирование участка, где планируется стройка, не соответствовало назначению проекта — больницы. Сначала участок был предназначен для жилой застройки, а затем его привели в соответствие с основным участком действующего диспансера, но это зонирование предполагает размещение поликлиник, а у нас — стационар. 7 ноября на публичных слушаниях, наконец, проголосовали за условно-разрешенный вид использования земельного участка, и теперь можно готовить документацию по строительству Кардиоцентра. На повестке — внесение изменений в кадастр. В то же время наша проектная организация уже в контакте с государственной экспертизой. После передачи проекта на подписание отсчитываем три месяца. Если все сложится хорошо с официальными документами, то, не исключено, первый камень заложим весной 2014 г.