Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (480) | 5 ноября 2013г.
 

Оценки для Серовой

Счетная палата проверила деятельность ОАО «КРСО»

Татьяна Федорова

25 октября Счетная палата Самарской обл. (СПСО) раскрыла результаты проверки ОАО «Корпорация развития Самарской обл.» (КРСО), возглавляемого Ольгой СЕРОВОЙ (на фото). По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2012 г. КРСО получило прибыль в размере 345 млн р., а за первое полугодие 2013 г. — 63,6 млн р. Однако доходность миллиардных финансовых вложений в КРСО под вопросом: за 2012 г. она составила 0,003%, а в облбюджет было перечислено всего 96 тыс. р. дивидендов. Был выявлен также ряд задержек в освоении средств. Итоги проверки могут отразиться на перспективах Ольги Серовой.

На 1 июня 2013 г. уставный капитал КРСО составил 3,24 млрд р. Доля участия Самарской обл. в уставном капитале — 98,2%. Для этого правительство сделало в т.ч. бюджетные инвестиции в КРСО в размере 2 млрд р. В рамках инвестиционной деятельности КРСО принимает участие в реализации проекта строительства нового аэровокзального комплекса, реконструкции и модернизации инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта Курумоч стоимостью 5,309 млрд р. Также корпорация занимается строительством комплекса по производству и переработке мяса птицы производительностью 50 тыс. т в Сергиевском р-не Самарской обл. Стоимость проекта оценивается уже в 6,5 млрд р. Ответственность КРСО с учетом таких громадных вложений должна быть велика.

Непосредственная реализация указанных проектов осуществляется вновь созданными специальными проектными компаниями — ЗАО «Курумоч-Инвест» и ООО «ЕвроБио-Тех» (ЕБТ). Как говорится в материалах СПСО, «на прединвестиционной стадии проекта международными экспертами были отмечены риски его реализации, связанные с наличием на территории аэропорта бизнеса третьих лиц, а также с повышением арендной платы за арендуемые ОАО «МАК» объекты, находящиеся в федеральной собственности». По состоянию на 1 октября 2013 г. была разработана проектная документация нового пассажирского терминала, по которой получено положительное заключение государственной экспертизы.

На стадии «нулевого цикла» заканчивается подготовка свайного поля, завершена закладка ленточного фундамента, осуществляется литье железобетонного каркаса на уровне подземного этажа. Выполнение работ осуществляется в соответствии с утвержденным графиком.

А вот созданное в 2010 г. ЕБТ фактически приступило к реализации целей и задач только с апреля 2013 г., после поступления денежного вклада КРСО в уставный капитал общества. В течение 16 месяцев средства областного бюджета в сумме 1,5 млрд р. находились на счетах в коммерческих банках. В связи с отсутствием в начале реализации проекта у ЕБТ денежных средств в достаточном объеме между КРСО и ЕБТ был заключен агентский договор на исполнение мероприятий в рамках проекта. Сроки оплаты по договору, первоначально ограниченные 15 октября 2011 г., на основании дополнительного соглашения были перенесены на срок до 21 октября 2013 г. Т.е. фактически в течение двух лет наблюдались отсрочки оплаты выполненных работ. Выполненные работы на сумму 215 млн р. в установленный срок оплачены только на 52%. Инвестиции, полученные ЕБТ на реализацию проекта в сумме 1,5 млрд р., по информации КРСО, освоены в объеме только 384 млн р., или на 26%.

Динамика соотношения управленческих расходов и выручки КРСО в 2010-2012 гг. складывалась следующим образом: 106%, 77% и 20% соответственно. По результатам финансово-хозяйственной деятельности прибыль была получена КРСО только в 2012 г. в сумме 345 млн р. В первом полугодии 2013 г. прибыль составила 63,6 млн р. Дивиденды за 2012 г., перечисленные в облбюджет, составили всего 96 тыс. р. Доходность финансовых вложений области составила мизерные 0,003%.

У такой печальной картины может быть, например, следующее объяснение. В 2011 г. в целях предоставления бюджетных инвестиций на проведение мероприятий по проекту «Птица» между министерством имущественных отношений Самарской обл. и КРСО были заключены два инвестиционных договора на общую сумму 1,5 млрд р. Несмотря на масштабы вложений в проект, данными договорами не установлена ответственность КРСО за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам, не предусмотрено представление отчетности об использовании бюджетных инвестиций, что создает определенные инвестиционные риски. По сути, были созданы предпосылки для неспешного движения средств по счетам КРСО, хотя инвестиции требовали срочного освоения.

Кроме того, проверкой СПСО установлено, что в 2012 г. не состоялась приватизация нежилого здания площадью 1 383,4 кв. м с земельным участком площадью 0,1 га общей стоимостью 39,8 млн. р. Здание является объектом культурного наследия регионального значения «Дом архиерейского подворья». Причиной явилось необоснованное затягивание процедуры выдачи охранного обязательства со стороны министерства имущественных отношений Самарской обл. и министерства культуры Самарской обл. при отсутствии соответствующих правовых оснований, не позволившее КРСО оформить право собственности на приватизируемое имущество. Последствием стало аннулирование государственной регистрации дополнительного выпуска акций КРСО стоимостью 39,8 млн р. Как сказано в материалах проверки, «в настоящее время указанный объект продолжает числиться в составе имущества Самарской обл., создавая тем самым дополнительную нагрузку на казну субъекта РФ».

Отчет по результатам контрольного мероприятия направлен СПСО в Самарскую губернскую думу и губернатору Самарской обл. Не исключено, что гендиректора КРСО Ольгу Серову в ближайшее время попросят пересмотреть подход к управлению деятельностью корпорации.