Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (478) | 21 октября 2013г.
 

Бенефициар СГД

Заксобрание региона рискует оказаться в царстве микориза

ИА «Центр-Инфо»

4 октября губернатор Николай МЕРКУШКИН заявил о планах секвестировать расходную часть бюджета региона и подтянуть доходную. Таким образом, планируется сэкономить 2-3 млрд р. Наиболее безболезненным для региона было бы сокращение расходов на содержание Самарской губернской думы (СГД). В 2013 г. в бюджете на нужды депутатов было заложено 482 млн р., а на 2014 г. планируется выделить уже 491,2 млн р. Существенная часть этих денег уходит на содержание автопарка СГД: приобретаются новые автомобили и регулярно ремонтируются уже имеющиеся. Причем тендеры на оказание услуг по ремонту и поставке запчастей, по странному стечению обстоятельств, чаще всего выигрывают фирмы, близкие депутату СГД Вячеславу МАЛЕЕВУ (на фото).

Паралич громких слов

Траты бюджета СГД на обслуживание своего автопарка в совокупном объеме являются наиболее весомой статьей расходов. Изучение тендерной документации по торгам на автотему, где СГД выступает в качестве государственного заказчика, позволяет выявить ряд любопытных тенденций. Стоило только губернатору в конце 2012 г. заявить о необходимости оптимизации административных расходов и сокращения управленческого аппарата, как в СГД тут же отреагировали. В ответе на запрос «Хронографа» в начале 2013 г. председатель СГД Виктор Сазонов заявил: «В 2012 г. в министерство имущественных отношений Самарской обл. было передано 12 единиц автотранспорта. В настоящее время подготовлены документы к передаче еще 10 автомобилей». Впрочем, на уменьшение расходов заксобрания на содержание собственного автопарка это почти не повлияло. Более того, уже летом вдруг стало известно о желании СГД закупать очередную партию автомобилей иностранного производства. Вопрос лишь в том, знал ли об этом Сазонов, когда делал свое заявление «Хронографу» об оптимизации расходов СГД на 2013 г., или нет. Но об этом чуть позже.

Анализ торгов показывает, что победителями зачастую оказываются одни и те же фирмы, причем средства в их адрес уходят весьма внушительные. Чувствуется, что доходы этих автокомпонентных и авторемонтных предприятий сегодня во многом формируются за счет выполнения ими государственных контрактов — ведь тендеры на поставку запчастей и ремонт автомобилей объявляются СГД с завидной регулярностью. Известно, что водители дорогих и надежных иномарок, отвечающих за перевозку депутатов, должны уметь ездить аккуратно. На этом фоне можно предположить, что к этой совсем не обязательной для законотворческой деятельности — ремонтировать машины и покупать запчасти — приложил руку кое-кто из числа самих депутатов. Лидеры последнего времени по заказам от СГД на автомобильную тематику — ООО «Гэмбл», ООО «Универсал-Авто-Сервис» (УАС) и ООО «Автодор». И это тоже сложно назвать простой случайностью.

Скорость — секунды – деньги

18 января 2013 г. был объявлен открытый аукцион в электронной форме по определению исполнителя на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей марки Hyundai Sonata, принадлежащих СГД, в I полугодии 2013 г. Начальная цена государственного контракта составила 600 тыс. р., а общая начальная цена запасных частей -1,87 млн р. В аукционе приняли участие все три вышеуказанные компании, причем две из них до этого поучаствовали в обосновании начальной максимальной цены контракта и цены запасных частей. «Гэмбл» в своем коммерческом предложении написало о планируемой стоимости запчастей в размере 1,89 млн р. и стоимости нормо-часа — в 1650 р. УАС сообщило о расчете выполнить поставку запчастей за 1,87 млн р., а нормо-час оценило в 1500 р. В итоге в этом соревновании «обоснователей» победило именно УАС — его затребованная цена за запчасти превратилась в начальную цену запчастей на аукционе. Нормо-час в СГД оценили в 1000 р. При этом почему-то не было рассмотрено другое. Причем наиболее выгодное из заявленных вариантов для бюджета обоснование, поступившее от ООО «АвтоЭксперт». «АвтоЭксперт», так же как «Гэмбл» и УАС, определял цену ремонта в 600 тыс. р., зато запчасти готов был поставить за 1,83 млн р., а нормо-час оценил всего в 700 р. Тем не менее обоснование УАС показалось депутатам лучшим.

На сам аукцион «АвтоЭксперт» не заявился, хотя его начальное предложение по цене запчастей, как оказалось, могло бы победить. Быть может, компания просто не успела зайти на торговую площадку либо опоздала с подачей предложения. Дело в том, что «Гэмбл», УАС и «Автодор» в ходе аукциона заявили идентичные до копейки предложения по цене за запчасти в размере 1 853212,02р. Первой заявка поступила от будущего победителя -«Гэмбл» — в 11 ч. 41 мин. 25 с. Вторая заявка — от УАС — пришла спустя всего 17 с, а третья — от «Автодора» — спустя еще 13 после второй. Создается ощущение, что «Гэмбл» победило в условиях острой конкуренции. Однако анализ ситуации позволяет предположить, что это совсем не так.

Учитывая специфику электронных торгов, трем независимым друг от друга участникам весьма сложно подать три одинаковых до копейки предложения практически одновременно. Да, случайности бывают. Но более вероятной видится версия, что те, кто подавал заявки от «Гэмбл», УАС и «Автодора», сидели либо за соседними компьютерами, либо вообще за одним. Секунды, разделившие участников, в последнем случае могут объясняться тем, что оператору подачи заявок требовалось выйти из профиля одного из зарегистрированных участников торгов и войти в профиль другого.

Гипотеза о близости «Гэмбл», УАС и «Автодора» приобретает все более реальные очертания при рассмотрении итоговых протоколов ряда других дорогостоящих тендеров для нужд СГД, где эти компании участвовали попарно. Так, 29 января 2013 г. были подведены итоги открытого аукциона в электронной форме по определению исполнителя на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей марки Toyota (Coaster, Hiace, Land Cruiser Prado), Hyundai HD-78 и Ford Focus П. Максимальная цена контракта на ТО составила 600 тыс. р., а запчасти оценили в 12,84 млн р. Предложения по цене подали только «Автодор» и УАС. Заявка «Автодора» опередила заявку УАС на 2,5 мин., однако УАС, предложившее меньшую цену — 11,43 млн р., вышло победителем. «Автодор» оказался не в обиде, т.к. несколькими неделями ранее (26 ноября 2012 г.) вырвал у «Гэмбл» победу в аукционе на право выполнить ТО и ремонт автомобилей марки ГАЗ, принадлежащих СГД, в IV кв. 2012 г. При начальной цене ТО в 200 тыс. р. и стоимости запчастей в 3,65 млн р. «Автодор» солидарно с «Гэмбл» согласился выполнить контракт за 3,63 млн р., но на две минуты раньше своего соперника. Такой же разрыв был зафиксирован в соревновании «Автодора» с УАС от 18 января 2013 г. с тем же предметом — техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей ГАЗ, принадлежащих СГД, но уже в I полугодии 2013 г. И вновь цены, предложенные «Автодором» и УАС, оказались абсолютно одинаковыми — 3,63 млн р. Однако первым пришел «Автодор».

Спустя четыре дня, 22 января 2013 г., был проведен аукцион на право сделать ТО и отремонтировать излюбленные депутатами автомобили марки Audi A6 в I полугодии 2013 г. При начальной стоимости контракта в 3 млн р. и стоимости запчастей в 4,3 млн р. два заявителя — УАС и «Автодор» — опять одинаково оценили свои услуги (4,1 млн р.), причем с разницей в пресловутые 2 минуты. Победителем вышло УАС. Оно же победило «Автодор» в праве отремонтировать Audi СГД в IV кв. 2012 г. 13 ноября 2012 г. выяснилось, что при идентичной цене предложения -в 4,27 млн р. — заявка УАС прилетела аж на 4 минуты раньше.

В самых дорогостоящих тендерах в паре с УАС предпочитает участвовать «Гэмбл». Так, 23 января 2012 г. были подведены итоги аукциона на право выполнить ТО и ремонт автомобилей марки Toyota (Coaster, Hiace, Land Cruiser Prado), BMW 530, Hyundai HD-78 и УАЗ Патриот. При начальной цене контракта в 900 тыс. р. запчасти были оценены на старте в 17,57 млн р. УАС и «Гэмбл» предложили купить у него запчасти за 17,48 млн р., но заявка от УАС пришла ровно на 11 мин. раньше. Тот же результат был зафиксирован 9 февраля 2012 г., когда в борьбе за право обслуживать и ремонтировать Audi в течение 2012 г. сошлись все те же УАС и «Гэмбл». При начальной цене контракта в 6,5 млн р. запчасти были оценены на старте в 8,15 млн р. УАС и «Гэмбл» предложили по 8,1 млн р., но заявка УАС вновь опередила заявку «Гэмбл» на 11 мин.

Статистику «соревнований» за получение заказов от СГД по авторемонтной тематике можно продолжать долго. Благо в СГД нынешнего созыва есть кому думать об автопарке, а потому законотворцы могут быть уверены, что техника не заржавеет.

Однако апофеозом текущего момента следует назвать итоги тендера на определение подрядчика на выполнение работ по ТО и ремонту автомобилей марки AUDI во II полугодии 2013 г. для СГД. Итоги подвели 7 июня. Цена контракта — 3 млн р. Цена запчастей — 9,119 млн р. И вновь всего два участника торгов: ООО «Гэмбл» и ООО «Автодор». Причем цены на запчасти они показали опять же равные, но чуть ниже стартовой — 9 075 392,74 р. Отличалось лишь время подачи заявки. ООО «Гэмбл» опередило ООО «Автодор» всего на 40 с. При этом срок подачи заявки был вторичным после условия размера заявленной цены. Другими словами, победить ООО «Гэмбл» можно было бы, предложив цену всего на 1 коп. меньше. Но почему-то «конкурент» ООО «Гэмбл», опоздав на 40 с, заявил копейка в копейку ту же сумму, что и «Гэмбл». Мистика какая-то. Хотя для тех, кто хорошо знает особенность функционирования регионального заксобрания, очевиден факт: работающие в нем законотворцы куда могущественнее каких-либо колдунов.

Малеев и его команда

Перечисление других примеров отношений между «Гэмбл», УАС и «Автодором» в силу специфических особенностей их соревнований за госконтракты займет еще много места, а потому видится нецелесообразным. Гораздо важнее установить причины того, почему эти фирмы являются постоянными фаворитами торгов СГД, а также то, кто способствует их победам в тендерах, создавая иллюзию конкуренции.

Взять след несложно. По данным ЕГРЮЛ, директором «Гэмбл» выступает Сергей Спивков, а учредителями числятся Татьяна Бочкарева и председатель комитета по местному самоуправлению СГД, член комитета по промышленности Вячеслав Малеев. «Гэмбл» до перехода на работу с запчастями и обслуживанием автомобилей занималось автоторговлей. Ранее фирма значилась официальным дилером General Motors, продавала автомобили марок Opel и Chevrolet. Далее «Гэмбл» стало сотрудничать с ОАО «АВТОВАЗ». Сегодня компания имеет статус дилера ОАО «АВТОВАЗ» и ООО «СеАЗ». Отчасти этим может объясняться, как «Гэмбл» некоторое время назад удалось войти в государственную программу по утилизации вышедших из эксплуатации отечественных транспортных средств. Опять же средства из бюджета. Подобные вещи как-то тянутся к Малееву. Хотя кто-то в меру своей испорченности может предположить обратное.

Учитывая данное обстоятельство, можно представить, что соседи «Гэмбл» по описанным думским тендерам — также близкие Малееву компании, в явном виде не аффилированные ему. Например, директором и учредителем УАС, согласно ЕГРЮЛ, числится Валентин Курчаткин, одновременно возглавляющий ЗАО «Самарский Авторемонтный Завод» (САРЗ). Среди акционеров САРЗ упоминался Вячеслав Малеев. К тому же УАС зарегистрировано по адресу: г. Самара, 4-й проезд, 66. Это корпоративный адрес ГК «АвтоКом», основателями которой являются Малеев со своим партнером — бывшим заместителем генерального директора ОАО «Моторостроитель» по финансам Валерием Николаевым. По данному адресу зарегистрированы также ООО «УК АвтоКом», ОАО «АвтоКом», ЗАО «САРЗ». По ряду признаков можно усмотреть связь с «АвтоКомом» и третьего фаворита профильных тендеров СГД — «Автодора».

Любопытно, что один из первых тендеров с участием УАС и «Гэмбл» был проведен еще до избрания Малеева в СГД в декабре 2011 г. 25 октября 2011 г. были подведены итоги аукциона на право обслужить и отремонтировать депутатские Audi в IV кв. 2011г. Максимальная стартовая цена составила 3 млн р., а цена запчастей оказалась в три раза выше — почти 10 млн р. Предложения УАС и «Гэмбл» совпали до неприличия -по 9,88 млн р. за контракт. Победителем признали УАС. Судя по всему, схема, интересная Малееву, начала обкатку еще до его официального появления в рядах депутатов.

После избрания она превратилась в очень слаженный механизм освоения бюджетных средств, сулящий выгоду своим разработчикам. Возникает вопрос: а есть ли вообще дело примелькавшимся победителям автотендеров СГД и тем, кто кует их победы, до инициативы Николая Меркушкина сократить бюджетные расходы?

9 июля можно было наблюдать событие, которое иначе чем провокацией назвать сложно. В этот день было опубликовано сообщение о размещении СГД заказа «На поставку автомобилей бизнес-класса в количестве четырех штук» 2013 г. выпуска. Цена заказа — 5,36 млн р. Т.е. 1,34 млн р. за единицу. Как говорится, удовольствие не из дешевых. Зачем же тогда было, как следует из сообщения Сазонова в начале года, отдавать в область часть своего автопарка? Разве что для его обновления? Как выяснилось, в бюджете СГД на 2013 г., несмотря на все озвученные оптимизации, деньги на это нашлись. Из этого можно прийти к выводу, что залог успеха сегодняшних бенефициаров СГД зависит от вовремя произнесенных «правильных» слов председателя СГД Виктора Сазонова, а также от его действий соответствующей направленности. В свою очередь Сазонову тоже есть ради чего держаться своего места в думе. Если так пойдет и дальше, то, выражаясь языком биологов, в СГД наступит полное царство микориза.

Справка:

Микориза (от греч. my"kes — гриб и rhiza — корень) — грибокорень, взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с корнем высшего растения.

(Большая советская энциклопедия. 1969-1978 гг.)