Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (188) | 25 июня 2007г.
 

Тольяттикаучук в депрессии

Сокращение на АВТОВАЗе спасут СИБУР от забастовок

Павел Соколов

Несколько дней назад ООО «СИБУР» (управляющая компания ОАО «СИБУР Холдинг») по собственному желанию покинул директор департамента по работе с персоналом Олег ПЕТРОВ. Желание главного кадровика СИБУРа покинуть холдинг можно рассматривать как косвенное подтверждение того, что в этом статусе он для себя уже не видел никаких перспектив развития. Причем он лучше, чем кто бы то ни было в холдинге, должен был бы владеть информацией по поводу социальной напряженности на отдельных предприятиях СИБУРа. Безусловно, на тот момент, когда Петров принимал решение об уходе из холдинга, ему были полностью известны не только причины возможного социального взрыва на Тольяттикаучуке, но также и то, что руководство СИБУРа, возможно, ничего не предпринимает для его недопущения.

Качественный опрос

Подобные предположения возникают при оз­накомлении с результатами социологического исследования «Социальная диагностика на предприятии ООО «Тольяттикаучук», кото­рое осуществлял департамент корпоративных коммуникаций ООО «СИБУР».

Исследование проходило с 12 по 16 февра­ля этого года. Пытались выявить основные проблемные зоны, определить уровень кон­фликтного потенциала, обозначить отношение к руководству холдинга и Тольяттикаучука.

Было проведено 25 глубинных интервью с экспертами, осведомленными о разных сторо­нах жизни и деятельности предприятия. В ка­честве экспертов были выбраны сотрудники, работающие в разных структурных подразде­лениях: от первых лиц предприятия до масте­ров, работающих на производстве. В цехах Е-2-12 (завод №1), И-11 (завод №2), ИП-6 (за­вод №3), БК-5, БК-6 (завод №4), №20 (элек­троремонтный) было проведено 5 фокус-групп. Проведен анкетный опрос 358 сотруд­ников во всех подразделениях: от основных и вспомогательных цехов до заводоуправления. По поводу качества проведенной работы в от­чете сказано: «Опрос проведен в соответствии со всеми методологическими требованиями количественного социологического исследова­ния, его результаты являются валидными и репрезентативными. Ошибка выборки в опро­се не превышает 4,6%». Результаты исследо­вания оказались крайне негативными в отно­шении руководства Тольяттикаучука и СИБУРа в целом. В этой связи их предпочли за­секретить.

Немаловажная деталь: итоги проведенных на Тольяттикаучуке исследований сибуровские социологи попытались сравнить с резуль­татами исследований Росгосстраха, которые проводились осенью 2006 г. и охватывали весь Тольятти. Выводы Росгосстраха гласили, что Тольятти является одним из самых депрессив­ных городов России: его индексы в среднем на 10% ниже общероссийских.«На фоне общего снижения на­строения в Тольятти настроение ра­ботников Тольяттикаучука выгля­дит еще более удручающе: уровень пессимизма среди работников Толь­яттикаучука существенно выше об­щегородского — индексы Тольяттикаучука почти на 20% ниже город­ских», — сказано в отчете о результатах «Социальной диагностики на ООО «Тольяттикаучук».

Предпосылки для бунта

В исследовании сказано: «Если описывать ситуацию на Тольяттикаучуке в терминах психодиагностики, то ее характеризует понятие «депрес­сия». Основными симптомами де­прессивного состояния является со­четание грусти и пессимизма. Грусть понимается как характеристика ак­туального состояния дел на пред­приятии, а пессимизм — как характе­ристика отношения к будущему. «Значения экономических индексов дают основания полагать, что дан­ная симптоматика на Тольяттикаучуке присутствует», — отмечают ав­торы исследования.

В исследовании зафиксировано, что «для работников Тольяттикаучука ядром депрессивных переживаний является низкая зарплата. Это та боль, через которую преломляется восприятие жизни». Второй наи­более болезненной темой для со­трудников Тольяттикаучука обозна­чена «неуверенность в перспективах работы предприятия». «Рабочие всех подразделений с тревогой отме­чали, что СИБУР как фактический владелец предприятия практически ничего не вкладывает в поддержа­ние основных фондов завода. Боль­шинством опрошенных это рассмат­ривалось как факт отсутствия долго­срочных планов в отношении заво­да», — указано в исследовании. Там также сказано, что базовыми ценно­стями сотрудников Тольяттикаучука являются трудовой коллектив и предприятие. Это и объясняет то, что трудящиеся Тольяттикаучука переживают о перспективах родного предприятия не меньше, чем о раз­мере собственной зарплаты. Но при этом опыт сибуровских ротаций со­здал в сознании рабочих устойчивое убеждение в том, что назначаемые «на один год директора» — чужие для завода люди. «Гендиректора у нас на один год. Не думают о будущем. Не свои. Все соки — в Москву... Своих директоров нет. Свой бы так не поступил. Один карман набил, те­перь другой. Когда же они наедятся! Пришли чужие, живут без семей... Есть плохие люди, есть очень пло­хие, а есть москвичи...», — это далеко не полный перечень реплик рабо­чих, которые удалось услышать со­циологам в ответ на вопрос о руко­водстве и о СИБУРе.

На этом фоне все более усилива­ющаяся текучесть кадров на Тольяттикаучуке уже не так удивляет. Причем особую тревогу экспертов и рядовых работников вызывает каче­ственное изменение состава уволь­няющихся: «10-12% прыгунов есть всегда. Но сегодня-то пошли опыт­ные, те, в кого вложены время и деньги... У нас кому угодно работать нельзя. Производство опасное. А опытные уходят». Лишь 18,5% оп­рошенных высказали свое желание продолжить работу на Тольяттикаучуке, в случае если им предложат достойную альтернативу. Но так бы­ло не всегда. Еще совсем недавно, в бытность гендиректора Игоря Иванова (до 2006 г.), люди стремились на Тольяттикаучук. Получается, что столь существенный перелом в со­знании людей произошел менее чем за год. Как раз в тот самый период, когда на Тольяттикаучук в роли нового гендиректора был прикомандирован Борис Анисимов.

Примечательно, что социологические исследования были заказаны как раз в тот самый момент, когда Анисимов стал задумы­ваться о том, как бы поскорее эваку­ироваться в Моск­ву. Очевидцы отме­чают, что к февралю он уже перестал появляться в це­хах. Для обоснова­ния своего перево­да в Москву он не смог придумать ни­чего лучшего, чем сочинить миф о якобы готовящемся на него покушении. Хотя все те же ис­следования показа­ли, что в вопрос «криминализации завода» практичес­ки никто из местных сотрудников предприятия не верит. Только 15,8% респондентов полагали, что «непро­зрачные схемы работы, допускаю­щие воровство продукции», мешают работе Тольяттикаучука.

Для разрешения всех обозначен­ных проблем исследователи дали простые рекомендации: «необходи­мо увеличить уровень зарплат и раз­работать понятную политику их формирования, предоставить ин­формацию о гарантиях будущего для завода».

Однако вместо этого руководст­во СИБУРа предпочло обратить внимание на менее значимые реко­мендации. Например, на создание условий для того, чтобы работники Тольяттикаучука получали инфор­мацию о своем производстве не из сторонних городских СМИ, а из корпоративной газеты «Тольяттинский каучук». Для этих целей была отдана команда изменить макет газеты и увеличить ее бюджет. Зато с зарплатой решили подождать. Социологи сумели вычислить, что рабочих Тольяттикаучука можно удержать от забастовок и без повышения зарплаты.

Оружие против забастовок

В своих выводах по этому поводу социологи указали, что на Тольяттикаучуке присутствуют наиболее опасные признаки «революционной» си­туации. Причиной для социального взрыва можно считать наличие отме­ченного на Тольяттикаучуке противоречия: «Работники хотят лучше жить, готовы ради этого больше трудиться, но в рамках предприятия не имеют для этого возможностей». Однако после столь тревожного вы­вода исследователи поспешили уте­шить руководство холдинга: «Что­бы «революционная» ситуация ак­туализировалась, требуется способ­ность недовольных к активным дей­ствиям. Материалы исследования показывают, что активные действия со стороны работников Тольяттика­учука маловероятны в силу ряда об­стоятельств». И далее они поспеши­ли изложить сразу несколько при­чин, которые якобы способны сдер­жать рабочих от забастовки. «Большинство полагают, что от них в про­изводственной деятельности мало что зависит. Такие работники, как правило, не способны к активным действиям». Еще одним серьезным препятствием для забастовки назва­на «неуверенность в перспективах завода: работники могут решить, что СИБУР расценит ее как возможный аргумент для закрытия завода. Ра­ботники Тольяттикаучука не имеют гарантий своего трудоустройства в случае увольнения или закрытия за­вода: рынок труда в Тольятти ограничен». Также они утверждают, что «для проведения организованных протестных действий необходима авторитетная организующая сила. Такой силы на заводе нет. Поэтому открытые социальные протесты на предприятии маловероятны».

Подобные выводы наводят на мысль, что данное исследование бы­ло нацелено не на поиски вариантов решения социальных проблем Толь­яттикаучука, а для изучения того, как долго трудовой коллектив смо­жет продолжать безмолвствовать. Выяснили, что сможет. Причем столько, сколько этого потребуется руководству СИБУРа. Ведь теперь в случае чего они могут пугать рабо­чих закрытием завода. Т.е. социоло­гический опрос рабочих позволил руководству СИБУРа заполучить достаточно иезуитский рычаг воздействия на трудящихся Тольяттикаучука.

Если учесть, что СИБУР принадлежит госкомпании ОАО «Газпром», то данную ситуацию иначе как абсурдом не назовешь. В то время как президент Российской Федерации (РФ) Владимир Путин заявляет о необходимости скорей­шего перехода российской промыш­ленности на более глубокую перера­ботку нефтегазового сырья, топ-менеджеры соответствующего этому профилю госпредприятия создают предпосылки для того, чтобы на ра­бочих можно было бы воздейство­вать угрозами по закрытию пред­приятия. Причем, говоря о Тольяттикаучуке, нужно понимать, что это один из крупнейших производите­лей каучука в Европе. В случае его приостановки это можно будет рас­ценивать как прямой саботаж госу­дарственной политики, провозглашенной президентом страны.

Между тем в отчете о результатах проведенной «Социальной диагностики ООО «Тольяттикаучук» заложена куда более антигосударственная идея, чем просто манипуляция мифом по поводу закрытия завода. Еще один аргумент в пользу того, что рабочие Тольяттикаучука побоятся выходить на забастовку, озвучен в тезисе: «Забастовка возможна в том случае, если рабочие уверены, что... они в любом случае найдут себе другую работу. Очевидно, что рынок труда Тольятти не столь велик, а с туманными перспективами ВАЗа вопрос поиска работы может стать трудноразрешимым».

Другими словами, социологи да­ли понять руководству СИБУРа, что проблемы с возможным сокра­щением штата на ОАО «АВТОВАЗ» для них выгодны. Стоит напомнить, что с недавних пор АВТОВАЗ тоже является госпредприятием. Следо­вательно, ставка на то, что рабочие не станут бастовать ввиду того, что на другом крупном госпредприятии города тоже не все гладко, выглядит уже как целенаправленный подрыв основ стабильной государственности. Ведь именно государство должно исполнять функцию главного гаранта социальной защищенности своих граждан, а госпредприятия должны в этом плане являться примером для частного бизнеса. В случае с сибуровским Тольяттикаучуком все полностью наоборот. «Негативное отношение к СИБУРу существует в более широком контексте: работники осведомлены о том, что владельцем корпорации является госкомпания «Газпром». И многие склонны рассматривать особенности отношения компании к работникам как прояв­ление более общих тенденций отношения государства к своим гражданам», — сказано в выводах исследования.

Председатель совета директоров ОАО «Газпром» Дмитрий Медведев является одним из лидеров партии «Единая Россия» (ЕР). Его также называли в качестве одного из пре­емников на пост президента РФ. В канун предстоящих выборов в Госдуму, а затем и президента РФ его имя будет мелькать в федеральных СМИ с максимальной интенсивнос­тью. После всего этого легко дога­даться, за кого будет голосовать бо­лее чем восьмитысячный коллектив Тольяттикаучука. Причем недавние выборы в Самарскую губернскую думу более чем наглядно продемонстрировали растущий негативный настрой избирателей по отношению к ЕР, которой даже не помогло такое предвыборное обещание, как повсе­местное доведение уровня зарплаты рабочих до 25 тыс. р. в месяц (см. «Хронограф» №22 (187) от 13.06.07). Только наивный может продолжать надеяться на то, что рабочие забудут это нереализованное обещание к наступлению декабрьских выборов в Госдуму. Особенно люди с подконтрольного государству Тольяттикаучука.

Более того, теперь на Тольяттикаучуке уже имеется и «авторитетная организующая сила», способная объединить рабочих на борьбу за свои права, и первый положительный опыт протестных действий. В первом случае речь идет о созданном в конце февраля на Тольяттикаучуке независимого профсоюза «Наше дело» (см. «Хронограф» №7 (172) от 26.02.07). Словно по иронии, его образование случилось именно тогда, когда социологи из центрального аппарата СИБУРа, окончив свои исследования на Тольяттикаучуке, удалились в Москву для обработки собранных данных. Что касается первого положительного протестного опыта, то результатом здесь стало коллективное письмо рабочих Тольяттикаучука, отправленное в апреле на имя президента РФ Владимира Путина и лидеров политических партий ЕР Бориса Грызлова, «Справедливая Россия» Сергея Миронова и «Союз правых сил» Никиты Белых. Под этим обращением, в котором говорилось о крайне пренебрежительном отношении руководства Тольяттикаучука к вопросам соци­альной защиты работников пред­приятия, подписалось более 1500 че­ловек. Причем администрация пре­зидента РФ первой из указанных адресантов отозвалась на это письмо. Губернатору Самарской обл. Константину Титову было отписано требование разобраться и принять меры (см. «Хронограф» №21(186) от 04.06.07). Однако в данной ситуации рабочим Тольяттикаучука важен сам факт того, что их услышали, осознание, что их голос имеет вес и что они все-таки способны сами влиять на судьбу родного предприятия.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме