Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (116) | 12 декабря 2005г.
 

НТБ плюс АБД

Готов ли Каданников объединить два банка

Павел Соколов

5 декабря ОАО «Национальный торговый банк» (НТБ) объявило о существенных изменениях в структуре своих акционеров. Бывший председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимир КАДАННИКОВ (на фото) стал владельцем 70,26% акций банк. В ЗАО «Автомобильный банкирский дом» (АБД) до недавнего времени ему напрямую принадлежало 4,16% акций. Но в связи с его отставкой с АВТОВАЗа, по неофициальным данным, в АБД тоже начались процессы смены собственников. Наблюдатели не исключают, что начавшиеся в этих двух банках процессы могут привести к их слиянию. Тем более что в обоих банках Каданников продолжает оставаться председателем совета директоров.

При Каданникове АВТОВАЗ работал с большим количеством банков, но по ряду причин наиболее «вазовскими» можно было назвать только два: АБД и НТБ. ОАО «АВТОВАЗ» в обоих банках является акционером. До 2 декабря ОАО «АВТОВАЗ» в числе 11 акционеров НТБ владел 19,9% банка. 70,26% акций принадлежали физлицам, из которых 61,6% были записаны на сотрудников НТБ: главный бухгалтер НТБ Валентина Корытина (4,5%), начальник юридического управления НТБ Дмитрий Самосудов (19,5%), юристы банка Татьяна Мустаева (17,8%) и Татьяна Павлинова (19,7%).

Сегодня Владимир Каданников стал единственным физическим лицом из числа оставшихся акционеров банка. Хотя существует версия, что он и прежде контролировал почти весь этот пакет через группу менеджеров НТБ и лишь сейчас юридически оформил владение банком на себя. АВТОВАЗ пока сохраняет в нем свой пакет. Но если в НТБ присутствие АВТОВАЗа началось в марте 2003 г. с 19,9%, то АБД на протяжении своего развития под нынешнем названием всегда был тесно связан с АВТОВАЗом.

Начиная с 2002 г. АБД принадлежало трем юридическим лицам и десяти физлицам. По данным на 1 ноября 2005 г., 58,38% банка равномерно было распределено между ОАО «АВТОВАЗ» (19,46%), ОАО AVVA (19,46%) и ОАО «Центральное отделение автомобильной финансовой корпорации» (19,46%). Оставшиеся 41,62% в равных пропорциях принадлежали высшему руководству АВТОВАЗа: бывшему председателю совета директоров Владимиру Каданникову, бывшим членам совета директоров Николаю Ляченкову,

Алексею Николаеву, Константину Сахарову, Александру Зибареву, президенту — генеральному директору Виталию Вильчику, вице-президенту – первому земестителю гендиректора Юрию Степанову, вице-президенту по стратегическому и корпоративному управлению Михаилу Москалеву, финансовому директору – управляющей казначейством Галине Казаковой и главному бухгалтеру – директору по учету, налогам и аудиту Николаю Хатунцову. Прямое владение долей менее чем 5% позволяло им не раскрывать информацию о себе в отчетной финансовой документации. По этой же причине вазовцы не стремились засвечивать свою личную долю и в НТБ. Хотя из 7 членов совета директоров НТБ пятеро являются прямыми акционерами АБД (Каданников, Ляченков, Вильчик, Москалев и Казакова).

Акционерные связи этих двух банков и АВТОВАЗа способствовали развитию их деятельности по обслуживанию финансовых потоков автозавода. Публичным подтверждением этому стало выступление Каданникова 28 мая на последнем собрании акционеров АВТОВАЗа. Он отметил, что, развивая собственную программу кредитования по реализации автомобилей, автозавод будет опираться на свои подконтрольные банки – АБД и НТБ.

Между тем, приход АВТОВАЗа под контроль госструктур может ослабить позиции личного связанного с заводом бизнеса нынешних топ-менеджеров. Хотя своевременное принятие защитных мер может минимизировать возможные провалы. Вариант, предусматривающий слияние двух крупных региональных банков, которые рискуют в ближайшей перспективе перестать быть основными расчетно-кассовыми центрами АВТОВАЗа, может стать одним из наиболее приемлемых для сохранения потенциала их развития.

Примечательно, что АБД однажды уже был на грани возможного слияния с другим местным банком. В первой

половине 1999 г. ООО КБ «Автомобильный банкирский дом», чтобы стать полноценным банком, готовился объединиться с пострадавшим от дефолта 1998 г. АКБ «Росэстбанк». АБД в тот момент был исключительно вазовским РКЦ – не имея необходимых лицензий, он не мог осуществлять полноценную банковскую деятельность. Учредителями АБД образца 1999 г. были все те же, что и сегодня 10 физлиц плюс одно юрлицо – Росэстбанк. Председателем совета директоров Росэстбанка и одним из крупнейших его совладельцев был Виталий Вавилин.

Но слияния не произошло. АБД купил малоизвестный московский банк «Волна», после чего в сентябре 2000 г. было зарегистрировано ЗАО «АБД». В наследство от «Волны» АБД получил две банковские лицензии на осуществление операций со средствами в рублях и иностранной валюте и на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. Как отмечают очевидцы тех событий, слияния АБД и Росэстбанка не произошло скорее из-за неприязненных отношений и интриг, разыгранных на уровне второстепенных лиц, но никак не по причине расхождений во взглядах между Каданниковым и Вавилиным. Возродившись в НТБ, Вавилин лишь в 2003 г. смог привлечь интерес АВТОВАЗа и Внешторгбанка (ВТБ).

Сегодня АБД и НТБ являются крупнейшими банками региона. Практически по всем показателям, характеризующим эффективность банковской деятельности, они сегодня уверенно входят в пятерку лидеров среди региональных банков. В российских рейтингах по отдельным позициям они держатся в первых 100 – 150 банках.

Теоретически, на фоне общей тенденции укрупнения бизнеса, слияние могло бы существенно укрепить позиции акционеров этих двух банков. Но на практике этот процесс очень сложен. Однако сегодня перед акционерами АБД вопрос развития бизнеса стоит не менее остро, чем в 1999 г. Не исключено, что Каданников, засветив 2 декабря свое имя как крупнейшего акционера НТБ, перешел к решительным действиям, которых, возможно, не мог себе позволить в 1999 г. при выборе между «Волной» и Росэстбанком.

Председатель правления ОАО «НТБ» Виталий Вавилин как представитель единого исполнительного органа воздержался от комментариев действий акционеров, отметив лишь, что акции НТБ были приобретены Каданниковым на вторичном рынке.