Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (464) | 17 июня 2013г.
 

По большой нужде

АВТОВАЗу пришлось объявить сервисную кампанию

Илья Ширтанов

В конце мая ОАО «АВТОВАЗ» объявило о начале сервисной кампании по устранению причин, способных привести к поломкам в автомобилях LADA Granta и LADA Kalina. На этот раз речь шла о возможном выходе из строя тормозной системы. Учитывая, что это уже не первый похожий случай, можно сделать соответствующий вывод о том, каким образом на АВТОВАЗе построена схема контроля качества и работы с поставщиками.

На сайте АВТОВАЗа отмечается, что на автомобилях LADA Granta (модель 21905) и LADA Kalina (модели 11176 и 11196) с ABS и тросовой КПП (2181), произведенных до 7 апреля 2013 г. включительно, возможен контакт кабеля датчика ABS и тормозной трубки левого переднего колеса с оплеткой троса привода сцепления. Как отмечается в официальном сообщении: «По итогам регулярных ресурсных испытаний в отдельных случаях возможны возникновение течи тормозной жидкости или снижение эффективности тормозной системы автомобиля». Владельцам более 30 тыс. автомобилей предлагается пройти сервисное обслуживание. При этом пресс-центр АВТОВАЗа утверждает, что на автомобилях, производимых после 8 апреля 2013 г., такая вероятность исключена.

Привлекает внимание, что около года назад, а именно 27 апреля 2012 г., АВТОВАЗ отзывал 70 тыс. автомобилей LADA Kalina и 24 тыс. LADA Granta, произведенных за период октябрь 2011 — март 2012 гг. Причиной отзыва стала якобы потенциальная возможность истирания топливной трубки. Из раскрытой АВТОВАЗом информации видно, что дефекты выявляются на автомобилях, произведенных в ограниченный период времени. Вряд ли в качестве предпосылок для возникновения этих проблем могут служить конструкционные особенности автомобиля.

Из этого напрашивается вывод: причиной могут служить некачественные детали, поставляемые контрагентами АВТОВАЗа. В качестве примера можно привести множество судебных разбирательств в Арбитражном суде Самарской обл., возникших на почве поставок на АВТОВАЗ некачественных комплектующих.

ООО «Полиамидные системы» (ИНН 6323105731) поставляло ООО «Детальстрой-конструкция» (ДСК) детали для сборки узлов топливной системы автомобилей вазовского производства. Конечным потребителем изделий выступал АВТОВАЗ. «В гарантийный период эксплуатации автомобилей LADA Калина были выявлены дефекты частей комплектующих изделий производства ООО «Полиамидные системы» в топливном баке 1118, поставляемом Истцом (ДСК. – Прим. авт.) на ОАО «АВТОВАЗ», — отмечается в деле №А55-22827/2012.

Кроме того, указывается, что «Полиамидные системы» осуществляли поставку указанных деталей ДСК до 1 апреля 2012 г.

При этом можно было усмотреть немало странностей в схеме сотрудничества «Полиамидных систем» с АВТОВАЗом. По словам представителей данной компании, у фирмы были прямые договоры поставок комплектующих на АВТОВАЗ. В какой-то момент у «Полиамидных систем» появился одноименный дублер — ООО «Полиамидные системы» (ПС), имевшее тот же адрес регистрации, но другой идентификационный номер налогоплательщика (ИНН 6324023601). Могло показаться странным, но последнему обществу, по всей видимости, не составило труда принять на себя все обязательства предшественника и перезаключить контракты с АВТОВАЗом.

По данным ЕГРЮЛ, на момент рассмотрения арбитражного дела учредителями ПС числились Владимир Малоземлин и Антон Мухин, сын известного в определенных кругах адвоката Игоря Мухина. В жалобе на имя прокурора г. Тольятти, завизированной подписью, похожей на подпись представителя «Полиамидных систем» Ивана Омецинского, говорится: «Малоземлин В.В. в указанный период исполнения обязанностей директора ООО «Полиамидные системы» в целях извлечения выгод и преимуществ для себя зарегистрировал ООО «ПС», где он являлся единственным учредителем, используя при этом номер ИНН и юридический адрес ООО «Полиамидные системы». ...Малоземлин В.В. от имени ООО «ПС», не имевшего собственных производственных площадей и оборудования, 22 декабря 2011 г. заключил с ОАО «АВТОВАЗ» контракт №240831 на поставку автокомпонентов».

Возвращаясь к делам в судебной инстанции, следует отметить еще один процесс. В июне 2012 г. было вынесено решение по делу А55-8778/2012, где АВТОВАЗ пытался взыскать с ОАО «АвтоВАЗагрегат» (ABA) 980 тыс. р. убытков. В обоснование своих требований представители АВТОВАЗа указали на то, что ABA поставил комплектующие изделия (топливные шланги), не соответствующие условиям договора. Были составлены акты возврата бракованной продукции, из которых следует, что корпус соединения топливной трубки должен быть металлическим, а фактически поставленные ABA детали имели пластмассовый корпус соединения.

Как выяснилось в ходе разбирательства, по инициативе АВТОВАЗа ABA внес изменения в конструкцию вышеназванных шлангов, заменив материал корпуса соединителя с металлического на пластмассовый. «21 февраля 2011 г. главным конструктором ОАО «АВТОВАЗ» были утверждены заключения об утверждении изделия к запуску в производство», — говорится в материалах дела.

Таким образом, сервисная кампания, объявленная в мае 2013 г., также как и отзыв автомобилей в 2012 г., может быть не чем иным, как отчетливым показателем работы, выстроенной на АВТОВАЗе с поставщиками. Хотя на АВТОВАЗе предпочли в ответе на запрос «Хронографа» сослаться на собственные конструкторские просчеты.

В заботе об интересах покупателей, о которой извещает пресс-центр, также можно усомниться. «Владельцы автомобилей, подпадающих под сервисную кампанию, получат официальное извещение с предложением пройти бесплатное техническое обслуживание в дилерских центрах LADA», — говорится в релизе АВТОВАЗа. Т. е. акция имеет рекомендательный характер. В то же время, согласно п. 2.3.1 раздела 2 ПДД, водителю запрещается эксплуатация транспортного средства с неисправной рабочей тормозной системой. В этом случае речь идет о жизни людей.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Производитель трубок тут ни при чем. Дефект — конструкторский. В ходе регулярных ресурсных испытаний было выявлено, что в отдельных случаях из-за вредного контакта тормозной трубки с тросом сцепления возможны возникновение течи тормозной жидкости или снижение эффективности тормозной системы автомобиля. На автомобилях, производимых после 8 апреля 2013 г., такая вероятность исключена. Это было достигнуто благодаря использованию модернизированной системы фиксации тормозной трубки и кабеля ABS по отношению к тросу привода сцепления, исключившей вероятность возникновения вредного контакта. Как ранее сообщалось в пресс-релизе АВТОВАЗа, под сервисную кампанию подпадает 30239 автомобилей, в которых есть вероятность вредного контакта указанных деталей. АВТОВАЗ берет на себя все расходы, связанные с устранением указанного возможного несоответствия. Кампания обязательная — каждый владелец приглашается индивидуально письмом с уведомлением.