Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (185) | 28 мая 2007г.
 

Готов к государственным инвестициям

АВТОВАЗ провел годовое собрание акционеров

Павел Андреев

26 мая в административном здании заводоуправления прошло годовое общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». На пресс-конференции по итогам собрания председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергей ЧЕМЕЗОВ и президент ООО «Группа АВТОВАЗ» Владимир АРТЯКОВ заявили о намерении привлечь государственные средства на строительство СП с компанией Magna, а также об отклонении предложений председателя совета директоров холдинга «РусПромАвто» Олега ДЕРИПАСКИ (см. «Хронограф» №19 (184) от 21.05.07). Таким образом, ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) продемонстрировал уверенность в сохранении контроля над автогигантом на обозримую перспективу.

В 2006 г. автогигант выпустил продукции на 146 млрд. р., что составляет 106,2% к 2005 г. в сопоставимой оценке. Чистая прибыль со­ставила 2,512 млрд. р. По итогам 2005 г. этот показатель составил 1,4 млрд. р. Данный ус­пех АВТОВАЗ объясняет повышением эф­фективности основной деятельности. В част­ности, ростом рентабельности продаж с 5,7% до 7,5%. В то же время, как сообщил «Хроно­графу» информированный источник, сущест­венную долю в доходной части автогиганта со­ставили дивиденды дочерних компаний, впервую очередь ОАО «ТЕВИС». На этом фо­не готовится продажа непрофильных активов, в частности, энергетических предприятий. Комментируя это решение, Владимир Артяков заявил, что дивиденды «дочек» не состав­ляют существенную часть в доходах АВТО­ВАЗа. При этом АВТОВАЗ стремится концен­трировать свои усилия на основном виде дея­тельности.

На выплату дивидендов, как и в предыду­щие годы, направлено 13,17% чистой прибыли общества. В апреле совет директоров рекомендовал собранию акционеров принять решение о выплате годовых дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям общества в равном размере 10,3 р. на акцию.

В новом совете директоров отсутствуют ге­неральный директор ЗАО «ЦО АФК» Дмитрий Кайдин и бывший председатель производ­ственного совета ОАО «АВТОВАЗ» Анатолий Мельников. На их места введены вице-президент по финансам и экономике ООО «Группа АВТОВАЗ» Анатолий Головатый и вице-президент по коммерческой деятельнос­ти ООО «Группа АВТОВАЗ», генеральный директор ООО «Автомобильная торговая компания «АВТОВАЗ» Владимир Литвин. Оба назначения соответствуют статусу и должностям, которые они получили в струк­туре холдинга «АВТОВАЗ». Однако, судя по всему, есть и другие причины их ввода в управление обществом.

До АВТОВАЗа Головатый рабо­тал заместителем управделами адми­нистрации президента РФ, где кури­ровал вопросы ее финансирования, а также заместителем министра фи­нансов РФ. Продвижение Головато-го можно рассматривать как усиле­ние присутствия государства в струк­туре топ-менеджмента АВТОВАЗа. Это вполне накладывается на заявление Сергея Чемезова о намерении ВАЗа привлечь государственные средства на создание СП с Magna.

Включение в совет директоров Владимира Литвина можно связать с созданием сбытового холдинга. При этом не следует забывать, что Литвин выходец из РОЭ, где он возглавлял департамент региональной политики и оффсетных программ (см. «Хроно­граф» №24 (143) от 10.07.07). Вывод из совета Дмитрия Кайдина можно расценивать как очередной ход в про­цессе ликвидации системы перекрест­ного акционирования (см. «Хронограф» №13 (178) от 16.04.07). В рам­ках данного процесса было принято решение о дроблении акций.

Собрание утвердило смену ауди­тора. АВТОВАЗ отказался от услуг аудиторской компании PricewaterhouseCoopers в пользу Ernst& Young. В конкурсе принимали участие ЗАО «Делойт и Туш СНГ», ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» и 000 «Эрнст энд Янг».

На пресс-конференции Сергей Чемезов заявил, что АВТОВАЗ отклонил предложение Олега Дерипаски о создании СП с Группой ГАЗ. Можно предположить, что на подписании протокола о намерениях с Magna (см. «Хронограф» №19 (184) от 21.05.07) в присутствии ряда высокопоставленных лиц, в том числе президента РФ Владимира Путина, было приостановлено масштабное вхождение Дерипаски на Волжский автозавод. По сообщениям ряда источников, решение о включении Олега Дерипаски в развитие АВТОВАЗа принималось на уровне президента РФ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме