Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (458) | 22 апреля 2013г.
 

«Голландский сэндвич»

Основным акционером АВТОВАЗа стала Alliance Rostec Auto B.V.

Сейдамет Абреков

15 апреля ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло информацию об изменениях в структуре акционеров компании. С 26 марта 2013 г. владельцем 81,45% обыкновенных акций АВТОВАЗа (или 74,51% % в акционерном капитале) является голландская компания Alliance Rostec Auto B.V. T. е. именно собственники этой компании будут определять будущее АВТОВАЗа. Голландская юрисдикция позволяет получать налоговые выгоды. Для этого путем регистрации юрлиц формируется то, что, на сленге финансистов, называется «голландским сэндвичем». Процесс «вывода» АВТОВАЗа в Голландию совпал с визитом в эту страну президента РФ Владимира ПУТИНА.

15 апреля стало известно о том, что ГК «Ростехнологии», Renault s.a.s. и Troika Dialog Investments Limited больше не владеют вазовскими акциями. С 22 марта Renault s.a.s. потеряло право распоряжаться 571056962 акциями АВТОВАЗа, что составляет 25% в его акционерном капитале. Также с 22 марта ГК «Ростехнологии» перестала распоряжаться 661859929 акциями АВТОВАЗа, которые составляют 28,98% от акционерного капитала компании, или 36,32% от обыкновенных акций.

22 марта появилась компания Alliance Rostec Auto B.V. (г. Амстердам, Нидерланды), которая получила право распоряжаться 1232916891 акциями АВТОВАЗа. Это составляет 53,98% от акционерного капитала, или 61,32% от обыкновенных акций компании. Путем простого сложения можно легко выяснить, что Alliance Rostec Auto B.V. получила эти акции от Ростхнологий и Renault s.a.s.

26 марта компания Troika Dialog Investments Limited потеряла право распоряжаться 469004115 акциями ОАО «АВТОВАЗ», которые составляют 20,53% от акционерного капитала, или 20,13% от обыкновенных акций. Также 26 марта Alliance Rostec Auto B.V. стала владеть акциями АВТОВАЗа, которые составляют 74,51% от акционерного капитала, или 81,45% от обыкновенных акций. Из чего стало очевидно, что Troika Dialog Investments Limited, также как Ростехнологии и Renault s.a.s., передала свои акции в пользу Alliance Rostec Auto B.V. Alliance Rostec Auto B.V. — это и есть т. н. совместное предприятие (СП), о создании которого ОАО «АВТОВАЗ» заявило 12 декабря 2012 г. Информация о параметрах СП получила распространение как минимум еще в мае 2012 г.

Но до сих пор не раскрывается информация, кто именно является собственником этого СП.

На АВТОВАЗе не стали озвучивать, зачем вообще было необходимо создавать некое СП. Пресс-центр предприятия ограничился лишь фразой: «СП... станет стабильным, долгосрочным контролирующим акционером для крупнейшей автомобильной компании в России». Вряд ли что-то мешало акционерам АВТОВАЗа напрямую владеть акциями АВТОВАЗа и наращивать свое участие в компании. Вполне возможно, что впоследствии собственниками СП станут некие третьи лица, информация о которых не будет раскрыта.

Президент России Владимир Путин 8 апреля побывал с рабочим визитом в Голландии. Из сообщений российских телеканалов можно было сделать вывод, что Путин там только и делал, что общался по вопросам демографического характера. Хотя с учетом событий, связанных с регистрацией в Голландии основного владельца АВТОВАЗа, у Путина, наверное, были совершенно иные цели для визита в эту страну.

Что же касается создания СП в Голландии, то не стоит исключать, что выбор в пользу этой страны был сделан только после того, как на Кипре были арестованы банковские счета, в т. ч. российских компаний. Среди российских компании, признавших наличие зависших там средств, оказался и АВТОВАЗ. Из отчетности АВТОВАЗа следует, что у него на кипрских счетах оказались «замороженными» 261 млн р., т. е. иметь бизнес на Кипре для россиян стало рискованно. Кроме того, сегодня, и об этом можно судить по договорам, подписанным по итогам визита Владимира Путина в Голландию, эта страна вскоре станет одним из ключевых партнеров России по линии поставок газа в Европу.

Однако Голландия известна еще и своим специфическим налоговым законодательством, которое позволяет холдинговым компаниям существенно оптимизировать налогооблагаемую базу (см. справку). Комбинацию из зарегистрированных в этой стране компаний для этих целей в финансовых кругах уже давно называют «голландским сэндвичем». Для этого на Антильских островах регистрируется конечный владелец голландских компаний-посредников. Не исключено, что задержка с оглаской владельцев голландского владельца АВТОВАЗа может быть связана с тем, что пока еще решены не все вопросы на Антильских островах.

Справка:

«Голландским сэндвичем» называется схема оптимизации уплаты налогов. Компания из Нидерландов владеет активами российского предприятия, участвует в управлении. В то же время компания из Нидерландов является 100% дочкой компании с Антильских островов. Плюсы «Голландского сэндвича»: налоговая выгода составляет 1,7% от суммы дивидендов; от налогообложения освобождаются доходы от участия в капитале дочерних компаний и дивиденды с источника дохода; налог на проценты с источника дохода не взимается; налог на роялти с источника дохода не взимается; обширная сеть договоров об избежании двойного налогообложения; денежные средства выводятся из России и накапливаются за границей; возможность консолидации группы компаний с целью налогообложения (т. н. Fiscal Unit). При соблюдении определенных условий такая компания может претендовать на «освобождение от налогов в связи с участием в деятельности» (participation exemption) и получить возможность освобождения от уплаты налога на прибыль и налога на прибыль с капитала, полученную в результате холдинговой деятельности или продажи акций.

(При подготовке использовалась книга Д. А. Шевчука «Оффшоры: инструменты налоговой оптимизации», материалы с портала novatrust.eu)