Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (458) | 22 апреля 2013г.
 

Предпраздничное настроение

Депутатам может испортить перспектива оптимизации расходов на СГД

Егор Кошеров

23 апреля депутаты Самарской губернской думы (СГД) соберутся на пленарное заседание, скорее всего, в приподнятом настроении. Впереди майские праздники. Многие из депутатов надеются провести их почти как дополнительный отпуск. Мало кто будет способен почувствовать в этот день перспективу надвигающихся серьезных изменений, которые могут грозить не только привычному укладу деятельности СГД, но и устройству нынешней системы ее управления. Активная фаза этих процессов может начаться уже осенью. Анализ финансово-хозяйственной деятельности СГД способен навести не только на такие мысли. Однако по традиции в тонкости этих вопросов СГД посвящен крайне узкий круг лиц. Этот круг хорошо знаком председателю СГД Виктору САЗОНОВУ (на фото), работающему в этой должности с 2001 г.

Народноизбранный ГРБС

23 апреля в ходе пленарного заседания СГД предполагается внеочередное внесение изменений в бюджет Самарской обл. Для этого накануне — 22 апреля — планируется провести опять же внеочередное расширенное заседание комитета СГД по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике. На нем и будут впервые публично озвучены предложения правительства области по внесению изменений. Необходимость столь экстренного вмешательства в бюджет диктует набор возникших неотложных задач социально значимого характера. О предстоящих изменениях стало известно в ходе общения губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина с жителями Сызрани в среду, 17 апреля. Лично ознакомившись с ситуацией на месте, Меркушкин оперативно принял решение о необходимости изыскать в бюджете средства на дополнительные работы по восстановлению дорог города. В работе губернатора поражает то, что с момента получения сигнала о наличии проблемы до выработки решения задачи по финансированию работ по ее устранению прошло менее одной недели.

Безболезненно для социальной сферы перебросить средства внутри расходных обязательств бюджета с одного направления на другое можно только в случае изыскания внутренних резервов. Далеко не всегда источник таких резервов лежит на поверхности. Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), в недрах которых можно без проблем найти массу таких источников, умеют аргументированно отстаивать свои будущие расходы. В таком диалоге важно иметь еще более весомые аргументы.

Одним из таких ГРБС можно назвать СГД. Анализ работы СГД в части расходования ею бюджетных средств показал, что она вполне может стать «донором» для переброски средств на решение многих социально важных проблем, возникающих в экстренном режиме. Причем тот же анализ позволил выявить массу аргументов в пользу того, что именно этот ГРБС может безболезненно для себя отказаться от массы своих запланированных в будущем расходов.

Все для нужд СГД

В изначальном варианте бюджета Самарской обл. на 2013 г., который был утвержден 13 декабря 2012 г., на финансирование СГД было заложено 486,2 млн р. расходов. Много это или мало? Если сравнивать с общим объемом запланированных расходов бюджета Самарской обл. на 2013 г. в размере 130,8 млрд р., то впечатляющей эту сумму назвать сложно. Однако если сравнить с аналогичными показателями Республики Мордовии, то об этом можно будет делать выводы уже совершенно иного характера.

В отличие от других ГРБС Самарской обл. со значительно более весомыми расходными обязательствами, СГД расходует заложенные не нее средства исключительно на вопросы собственного функционирования. Штатная численность СГД на уровне 300 человек при бюджете почти полмиллиарда рублей. Утрированно — это около 140 тыс. р. в месяц на каждого работника СГД. Что, конечно же, далеко от их официальных доходов по тарифным ставкам СГД. Следовательно, перед руководством СГД возникает вопрос, на что до конца года израсходовать остальное.

Изучение тендерной документации по торгам, на которых СГД выступает в качестве государственного заказчика, позволяет выявить ряд неоднозначных тенденций. Многие из них любого здравомыслящего наблюдателя способны навести на мысль о надуманности этих трат. Если же руководствоваться нормами надзорных и правоохранительных органов, то можно без труда дойти и до более жестких оценок.

Так, например, за период 2011 — 2012 гг. по заданию СГД было объявлено 5 тендеров на закупку туалетной бумаги, бумажных салфеток и полотенец для общественных туалетов СГД на общую сумму 1,438 млн р. Каждый избиратель знает разумный предел цен на эту продукцию, а потому путем простых арифметических действий он легко придет к выводу, что речь могла идти о закупке 50-75 тыс. рулонов туалетной бумаги. Зачем СГД столько туалетной бумаги — вопрос для прокуратуры. Особенно если учесть, профессиональные бухгалтера это знают, что этот товар подлежит достаточно простой процедуре списания. 14 марта 2013 г. по заказу СГД был объявлен очередной тендер на закупку бумажных полотенец для туалетов. Заявленная цена — 250 тыс. р., а ведь впереди еще три квартала текущего года.

Привычной практикой в СГД стала закупка бытовой электротехники. Причем по своим функциям эта техника очень далека от того, чем должен заниматься офисный сотрудник. Речь о серийной закупке холодильников и телевизоров с жидкокристаллическими экранами. В период 2011 — 2012 гг. от имени СГД было объявлено три тендера на поставку телевизоров на общую заявленную сумму 639,6 тыс. р. и один — на приобретение холодильников на сумму 243,7 тыс. р. Многим, кто бывал в СГД, известно, что там работает и столовая, и отдельный буфет. Холодильное оборудование там имелось и до проведения тендеров, и после. Что касается телевизоров, то все места внутри здания СГД, которые можно назвать общественно значимыми для наблюдения за ходом заседаний думы, также были оборудованы ими еще до 2011 г.

Но есть у СГД куда более экзотические и, скорее всего, малопонятные для избирателей и налогоплательщиков госзаказы. «Оказание услуг по организации торжественных и культурных мероприятий для нужд СГД, проводимых в помещениях», — услуги с таким названием СГД закупала в 2011 г. и 2012 г.

В первом случае стартовая цена была названа на уровне 7,7 млн р., во втором — уже 9,95 млн р. Тенденция к стремлению депутатов и чиновников СГД расходовать еще больше бюджетных денег на организацию для себя развлечений налицо. По аналогии можно ожидать похожего тендера теперь и в 2013 г.

Отвлекающие маневры

В целом СГД с 2011 г. успела выступить заказчиком по 242 тендерам. Чаще всего объявлялись тендеры по закупке услуг средств массовой информации (СМИ) — 61 раз. По 21 разу в 2011 г. и 2012 г. и пока еще только 19 раз в 2013 г. Этому феномену есть закономерное и мотивированное объяснение, но о нем чуть позже.

На условном втором месте по количеству заявленных СГД тендеров за указанный период можно расположить госзаказы на оказание услуг технического обслуживания и ремонта автотранспорта, а также закупку автозапчастей и комплектующих. Таких тендеров за два с небольшим года было объявлено 22. Примечательной особенностью этих тендеров можно назвать не только относительно высокую цену закупок по ним, но и то, что среди их участников в основном можно было увидеть всего три самарские компании, выигрывающие с попеременным успехом.

Но даже на этом фоне особое внимание на себя обращает тендер на «выполнение работ по модернизации системы обеспечения мероприятий в залах заседаний СГД для СГД». Открытый аукцион в форме электронных торгов по нему был проведен 5 октября 2012 г. Цена контракта по столь странному виду работ составила 16,1 млн р. Это оказался самый крупный по номинальной стоимости заказ СГД за период с 2011 г. Единственным участником торгов и, соответственно, получателем заказа стало самарское ООО «Квалитет твайс».

Как видно из приведенных примеров, финансово-хозяйственная деятельность СГД способна вызвать много вопросов. Причем не только у избирателей, но и у прокуратуры. Экспертам «Хронографа» не составило труда найти такие примеры, изучить их и выявить признаки неких странных закономерностей. Все эти данные находятся в открытом доступе. В связи с этим у избирателя может возникнуть обоснованный вопрос: почему местные и региональные СМИ, будь то пресса или телерадиокомпании, обо всем этом молчат? Ответ прост, если вернуться к озвученной выше статистике – из 242 объявленных СГД тендеров за два с небольшим года 61 был связан с размещением заказов для СМИ. Причем суммы выглядят впечатляюще.

Имея возможность тратить десятки миллионов бюджетных средств на освещение своей деятельности в СМИ, депутаты СГД получают возможность отвлечь внимание избирателей от того, чем они действительно занимаются помимо популистских заявлений и игр в баскетбол. Понятно, что далеко не все из 48 действующих сегодня депутатов СГД посвящены в тонкости интриг с бюджетом думы. Однако та группа лиц, которая владеет тонкостями этих манипуляций, способна определять ключевой вектор движения самарского регионального заксобрания. Назвать этот вектор полностью совпадающим с курсом Белого дома можно лишь, опираясь на формальные признаки. Стоило только губернатору в конце 2012 г. заявить о необходимости оптимизации административных расходов и сокращении управленческого аппарата, как в СГД тут же отреагировали. Однако то, как они это сделали, видно на примере тех же объемов финансирования тендеров по линии СМИ. Снижение на какие-то формальные примерно 10%. Хотя логично было ожидать пример коренного перехода на курс оптимизации именно по этому направлению затрат СГД. Как, впрочем, и по таким, как, например, объемы закупки туалетной бумаги и т. д. Но коренной смены курса не случилось.

Друг платежом красен

Есть в обозначившейся тенденции и другая куда более тревожная для Белого дома перспектива. Как бы ни менялись объемы ежегодных расходов СГД на СМИ, в отношении отдельного участника этого рынка продолжает сохраняться четкая пропорция. Подконтрольные структуры холдинга «Медиа-Самара» из года в год получают по тендерам СГД в совокупности более половины всех средств, которые распределяются между всей прессой региона. Сравнительный анализ последних трех лет говорит в пользу наличия здесь определенной закономерности. Сохранение этой закономерности при распределении средств на текущий год позволяет задуматься о том, что СГД в 2013 г. исполнила для холдинга «Медиа-Самара» функции некоего защитного буфера от финансовых сложностей. События мая 2012 г. наглядно продемонстрировали, что в 2013 г. этому медиахолдингу такой буфер мог бы понадобиться.

Напомним, 14 мая 2012 г. газета «Самарское обозрение» (титульное издание холдинга «Медиа-Самара») большую часть своего выпуска посвятила материалам, которые можно было расценить как направленные на подрыв репутации только что назначенного на должность губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина (см. «Хронограф» №18 (417) от 21.05.12). Подобного рода действиям можно было найти объяснение.

С приходом Меркушкина в Самарскую обл. лица из числа бенефициаров Волгопромгаза (ВПГ), от которых зависела деятельность этого медиахолдинга, начали терять в правительстве дружественных себе министров. До этих кадровых перемен в руководстве области зависимые от «Медиа-Самары» СМИ имели ощутимую финансовую поддержку по линии госзаказов правительства. Но майская атака на Меркушкина не могла остаться незамеченной. Не могла остаться незамеченной для Белого дома и т. н. «оферта» по ФК «Крылья Советов», которая в виде интервью некого юриста Андрея Пашкова была озвучена газетой «Самарское обозрение» уже в феврале 2013 г. Это можно было расценить как целенаправленно брошенный властям региона вызов.

Возвращаясь к деятельности СГД, следует отметить, что ориентированные на холдинг ВПГ люди до сих пор имеют в самарском заксобрании наибольшее количества лояльных по отношению к себе лоббистов. К таковым, по мнению наблюдателей «Хронографа», можно было бы отнести деятелей из фракций ЛДПР, КПРФ и партии «Справедливая Россия» в СГД. Причем среди членов фракции партии «Единая Россия» в СГД есть не то что просто лояльные по отношению к ВПГ депутаты — тут сразу два основателя ВПГ. Это Олег Дьяченко и Андрей Кислов.

Этой группе лоббистов под силу решение в рамках СГД куда более серьезных вопросов, чем просто организация финансового буфера для СМИ из состава «Медиа-Самары». Однако стоит обратить внимание на то, как этот буфер формируется.

Целевое техническое задание

Для начала приведем цитату из описания технического задания по одному из тендеров СГД для СМИ. 1 февраля 2013 г. было опубликовано сообщение о проведении тендера на сумму 900 тыс. р. по «определению исполнителя на оказание услуг по подготовке и опубликованию аналитических материалов о деятельности СГД в областной общественно-политической газете». В приложенном пакете документов имелось техническое задание для потенциального исполнителя. В нем говорится: «Тираж издания — 8 000 экземпляров. Выход в свет — два раза в неделю (по понедельникам и четвергам). Территория распространения издания (место оказания услуг) — Самарская обл.». Под такие условия (особенно про понедельник и четверг) подпадала газета «Самарское обозрение». В итоге единственным участником торгов и, соответственно, получателем заказа стало ООО «Рекламно-информационный центр», выступающее учредителем и издателем газеты «Самарское обозрение». Хотя при желании можно сказать, что под эти параметры подходят федеральные издания, выходящие в ежедневном режиме. Правда, на результаты тендеров это соображение никогда не влияло.

4 февраля 2013 г. появилось сообщение о проведении еще одного тендера для СГД по аналогичной теме. В приложенном к нему техзадании говорилось: «Оказание услуг по подготовке и опубликованию информационных материалов о деятельности СГД в городском общественно-политическом еженедельнике г. о. Новокуйбышевск. Тираж — 9500 экземпляров. Выход в свет — по пятницам. Территория распространения издания (место оказания услуг) — г. о. Новокуйбышевск. Формат — A3, полноцветная печать. Количество полос — 40». Кроме газеты «Город Н-ск» какого-либо другого издания, полностью соответствующего этим требованиям, в Самарской обл. не существует. Желание авторов тендерной документации подгадать ее под эту газету было настолько очевидным, что это отразилось даже в названии файла, который содержал описание техзадания: «Техзадание Город H-CK.doc». Файл с таким названием до сих пор находится в архиве документов о госзаказах на портале по адресу http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/order_document_list_info/show?notificationId=5365978. Само собой, и здесь при особо сильном желании вместо возможного наличия коррупционной составляющей можно усмотреть лишь слэнговое написание названия Новокуйбышевска. Однако для большинства налогоплательщиков все может стать понятным, если учесть, что газета «Город Н-ск» тоже подконтрольна «Медиа-Самаре». Подобный перечень можно было продолжить по всем лотам, которые в итоге достались тому, кто на это рассчитывал.

Самара против Саранска

Ознакомившись со всем этим, избиратель почти обреченно может спросить: а существуют ли где-то иные подходы к организации власти и освоению бюджетных средств? Экспертам «Хронографа» удалось найти ответ на этот вопрос. Источник все тот же — «Официальный сайт РФ для размещения информации о размещении заказов» ( портал www.zakupki.gov.ru).

Законодательный орган Республики Мордовии — Государственное собрание Республики Мордовия (ГСРМ) — за тот же период, что и СГД (с 2011 г. и по сей день), выступил в качестве заказчика всего по 22 госзаказам. Это в 11 раз меньше, чем у СГД. Общая сумма заложенных средств на их проведение за два с лишним года у ГСРМ составила всего 33,17 млн р. Это соизмеримо с годовым объемом заказов СГД для СМИ.

Причем среди заявленных от лица ГСРМ заказов нет ни одного связанного с организацией услуг по освещению в СМИ деятельности законодательного органа.

Основная масса заказов ГСРМ (около 90% от общего количества) — организация ремонтных работ здания и помещений, в котором оно осуществляет свою работу. Следующий по количеству заявленных тендеров вид услуг — это закупка сувенирной продукции. Здесь расходы и вовсе чисто символические. Однако все это не мешает заксобранию Мордовии работать не хуже, чем СГД, и одновременно с этим пользоваться доверием избирателей.

Возможно, Меркушкин в своих мыслях об СГД мог руководствоваться тем, как организована работа знакомого ему ГСРМ. Нет уверенности, что поданные им сигналы были правильно приняты основными модераторами процессов в СГД. Если это так, то можно усомниться в перспективах серьезных изменений без кардинального вмешательства.

В этом плане уместен прогноз. В ближайшее время должны пройти довыборы в СГД по двум округам. По Отрадненскому округу №23 они назначены на 23 июня. Для Похвистневского округа №24 они до сих пор не назначены. Велика вероятность того, что избирательная кампания по довыборам на округе №23 позволит окружению Меркушкина получить подробный анализ всех нюансов этой работы. После чего по округу №24 может быть организована еще более успешная кампания по избранию нового депутата в СГД.

Все депутаты СГД имеют равные шансы получить право возглавить СГД. Такие же права обретет и тот, кого граждане изберут на довыборах по округу №24. Важно понимать, что новый депутат не только может получить возможность возглавить СГД, но также и то, что этот процесс может совпасть с началом принятия бюджета Самарской обл. на 2014 г. Соответственно, перемены для СГД могут оказаться более существенными уже к осенней серии государственных праздников.

Те, кто готов начать вбрасывать контраргументы против перспектив развития такого сценария, должны понимать, что для ускорения этого процесса существует эффективный рычаг. Действующему на данный момент председателю СГД Виктору Сазонову может быть предоставлена возможность заменить Сергея Мамедова на посту члена Совета Федерации РФ от СГД. Но для этого самому Сазонову нужно суметь сохранить вокруг себя информационное спокойствие. Как показывает практика работы известных ангажированных самарских медиапровокаторов, это не всегда легко удается сделать.