Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (448) | 11 февраля 2013г.
 

По лагерному принципу

Ростехнологии, вероятно, несильно доверяют людям из «Реновы»

Сейдамет Абреков

В первых числах февраля был официально раскрыт новый состав совета директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат», который был избран 28 января в ходе внеочередного собрания акционеров. В него вошли восемь новых членов, но пост председателя совета сохранил Павел ШАРАЙ (на фото). Судя по прошлой деятельности людей из совета директоров АвтоВАЗагрегата, в нем можно выделить две устойчивые группы. Одна нацелена на Ша-рая, другая — на связку «генеральный директор АвтоВАЗагрегата Григорий ГАПОНЬКО — генеральный директор ЗАО «МФГ-Партнер» Алексей КОЗЛОВ». Это может означать, что предпродажная подготовка АвтоВАЗагрегата в пользу ГК «Ростехнологии» пройдет с участием лиц, связанных с Группой «Ренова», но под контролем людей, дружественных самим Ростехнологиям.

Шарай присмотрит

29 января в список аффилированных лиц ОАО «АвтоВАЗагрегат» были внесены изменения. Они были связаны с избранием 28 января нового совета директоров компании. Причем, в отличие от предыдущих лет, когда в совет входило пять человек, в новый совет директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» вошло сразу девять человек. Судя по всему, ранее минимальное количество членов совета директоров было связано с тем, что предприятие принадлежало одной группе лиц, зависимых от бывшего федерального инспектора по Самарской обл. Сергея Сычева.

Накануне 71,99% компании перешли под контроль ЗАО «МФГ-Партнер», генеральным директором которого после этого стал Алексей Козлов. Владельцы оставшегося пакета акций ОАО «АвтоВАЗагрегат» в 28,01% компания не раскрывает. С учетом того, что структура собственников компании значительного усложнилась, расширение совета директоров, судя по всему, оказалось вынужденной мерой. Состав нового совета директоров АвтоВАЗагрегата в какой-то степени позволил сделать выводы о том, какие силы в данный момент причастны к управлению этим предприятием, являющимся одним из крупнейших поставщиков ОАО «АВТОВАЗ».

28 января в совет директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» были избраны Павел Шарай, Андрей Бугаев, Наталья Юдина, Марк Балглей, Андрей Архипов, Алексей Беседа, Виктор Козлов, Григорий Гапонько, Алексей Козлов. Свое место в совете директоров, как это и прогнозировали эксперты «Хронографа», сохранил лишь Павел Шарай. Восемь других членов совета появились в нем впервые. При этом Алексей Козлов и Григорий Гапонько уже имели отношение к деятельности ОАО «АвтовАЗагрегат». Алексей Козлов, как говорилось выше, — генеральный директор основного акционера ОАО «АвтоВАЗагрегат», а Григорий Гапонько — генеральный директор ОАО «АвтоВАЗагрегат».

Коммунальщики, военные и совместители

Что касается шести членов совета директоров компании, впервые оказавшихся связанными с АвтоВАЗагрегатом, то прошлая деятельность некоторых из них требует отдельных комментариев. В частности, об Андрее Архипове в открытых источниках можно найти упоминание как о директоре Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Эта организация в своей деятельности связана с ГК «Ростехнологии». Алексей Беседа известен как генеральный директор и владелец 51% в ООО «Вендиговая инициатива».

Андрей Бугаев, согласно списку аффилированных лиц ОАО «Связьдоринвест» на 30 июня 2012 г., является членом совета директоров этой компании. Также членом совета директоров Связьдоринвеста и генеральным директором этой компании является Павел Шарай. По сообщениям СМИ, на базе Связьдоринвеста планировалась реализация проекта «Эврика», предполагающего создание крупного оператора магистральной связи. Магистраль длиной около 5 тыс. км должна была пройти по территории России и соединить связью Финляндии и Казахстан. Инвестиции, необходимые для финансирования проекта в течение трех лет, были оценены в S550 млн. Стоит отметить, что 74,44% акций ОАО «Связьдоринвест» со 2 декабря 2008 г. принадлежит кипрской компании PARAGOLIZ OVERSEAS LIMITED, еще 25,56% у ОАО «Российская электроника». В свою очередь, «Российская электроника» входит в состав ГК «Ростехнологии». Весьма примечательно, что при таком положении дел в ОАО «Связьдоринвест» Павел Шарай совмещает должность генерального директора и главного бухгалтера.

Одним из наиболее примечательных членов совета директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» является Марк Балглей. Так, из отчета ОАО «Ковровский механический завод» за II кв. 2008 г. стало известно, что Марк Балглей с 2001 г. по 2004 г. отработал заместителем генерального директора по финансам и маркетингу и заместителем генерального директора по экономике и финансам ОАО «Всероссийский институт легких сплавов» (ВИЛС) (г. Москва). Сегодня ОАО «ВИЛС» на 38,99% принадлежит ГК «Ростехнологии».

В 2004 г. Марк Балглей значительно изменил сферу деятельности и перешел из компании, занимающейся легкими сплавами, в коммунальный бизнес. С 2004 по 2005 гг. он — генеральный директор ОАО «Рязанские коммунальные системы», входящего в холдинг «Российские коммунальные системы» (РКС). В свою очередь, РКС входит в Группу «Ренова» Виктора Вексельберга. После ухода из Рязанских коммунальных систем Марк Балглей еще раз сменил сферу деятельности и в течение 2005 г. успел поработать начальником отдела управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (г. Москва).

Но в государственной структуре Балглей задержался ненадолго, и уже в декабре 2005 г. он — заместитель генерального директора ЗАО «Инвестиционная компания «ЦБ-РАСТРО». В этой должности он пробыл до февраля 2007 г. По совместительству с марта 2006 г. по февраль 2007 г. Марк Балглей был заместителем главы представительства компании «Ренова Оргсинтез Лимитед» (г. Москва). С февраля 2007 г. Балглей — советник генерального директора, а позже первый заместитель генерального директора и руководитель ОАО «Техснабэкспорт» (входит в ГК «Росатом»). В Техснабэкспорте Балглей поработал до октября 2008 г. и, согласно отчету ОАО «Синтез» (г. Дзержинск), до мая 2009 г. был задействован в ОАО «Химпроминжиниринг», также как и ОАО «Техснабэкспорт», входящего в ГК «Росатом».

Из отчета «Синтеза» также стало известно, что Марк Балглей, будучи заместителем главы представительства компании «Ренова Оргсинтез Лимитед», работал под руководством Алексея Козлова, который до 2007 г. занимал должность главы этого представительства. Дальше трудовые пути Козлова и Балглея разошлись, но вновь пересеклись в ОАО «Синтез». Алексей Козлов стал генеральным директоров ОАО «Синтез» в июле 2009 г., а Марк Балглей вошел в совет директоров ОАО «Синтез» в сентябре 2009 г. С 19 декабря 2011 г. и на данный момент, согласно данным ЕГРЮЛ, Марк Балглей является соучредителем ООО «Инжиниринг технологии производства композитных материалов».

Примечательно, что с апреля 2010 г. председателем совета директоров ОАО «Синтез» стала супруга Алексея Козлова Наталья Козлова. Если судить по квартальным отчетам ОАО «Синтез», Наталья Козлова иных должностей, вплоть до того, как стать председателем совета директоров этой компании, не занимала. В качестве ее деятельности было указано, что она — студентка МГУПС, судя по всему, Московского государственного университета путей сообщения.

Брат в помощь

Как можно заметить, в совете директоров АвтоВАЗагрегата сегодня присутствует, как минимум, две группы влияния. Одна из них сориентирована на связку «Козлов — Гапонько», другая — на Павла Шарая. Возможно, такая равновесная комбинация нужна для достижения очередной цели, ради которой произошла недавняя смена собственника в АвтоВАЗагрегате. Этой целью может стать дальнейшая перепродажа предприятия, но уже по более высокой цене в пользу структур, сориентированных на автокомпонентный бизнес ГК «Ростехнологии».

На этом фоне совершенно неудивительно, что в совете директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» оказался еще один родственник Алексея Козлова — его родной брат Виктор Козлов. По поводу более ранних взаимоотношений братьев издание «Коммерсант» сообщало: «С конца 2001 г. (Алексей Козлов. — Прим. авт.) возглавлял совет директоров Федерального промышленного банка (ФПБ), в котором вместе с братом Виктором владел 100% акций. В феврале 2004 г., после продажи ФПБ Олегу Бойко за $10 млн, стал гендиректором волгоградского ОАО «Химпром».

Таким образом, нынешний состав совета директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» в основном сформирован из тех, кто входил в кадровую обойму Ростехнологии (Шарай) и «Реновы» (Козлов — Гапонько). Причем эти люди в своей прошлой деятельности не были замечены в деятельности ни на предприятиях по производству автомобилей, ни в компаниях, занимающихся производством автокомпонентов. При таком раскладе стоит сильно усомниться, что на фоне невысоких продаж АВТОВАЗа новым собственникам АвтоВАЗагрегата удастся значительно улучшить положение дел на предприятии и, соответственно, увеличить его стоимость.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.