Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (181) | 23 апреля 2007г.
 

Медиабалласт

Владимиру Аветисяну предложат избавиться от Роспечати и подконтрольных СМИ

Егор Кошеров

Вокруг Самарского ОАО «Роспечать» начал формироваться информационный фон, который обычно возникает в случаях, когда продавец своего бизнеса желает сохранить готовящуюся сделку в секрете как можно дольше. В прошлом году компанией интересовался медиахолдинг Владимира ПОТАНИНА «Проф-Медиа». До него бизнес своего самарского тезки пыталось поглотить принадлежащее Олегу ДЕРИПАСКЕ ОАО «Агентство «Роспечать». Активную скупку региональных розничных сетей печатной продукции также ведет владелец ИД «Аргументы и факты» холдинг «ПромСвязьКапитал». Однако наиболее вероятным покупателем все же считается Группа компаний ECH, действующая в интересах Газпром-Медиа. Продажа председателем совета директоров ОАО «ВоТГК» (ТГК-7) Владимиром АВЕТИСЯНОМ своих медиаактивов представляется сегодня вполне своевременной, так как при изменении ситуации в Самарской обл. их цена может пойти вниз.

В конце марта СОАО «Роспечать» разместило в ленте раскрытия информации, которая публикуется на интернет-портале ИНТЕРФАКС и Федеральной службы по финансовым рынкам РФ информацию об адресе и дате раскрытия своей финансовой отчетности в сети Интернет. Примечательно, что в момент появления этого сообщения по указанному в нем адресу были размещены годовые бухгалтерские отчеты только за 2004 г. и 2005 г. Чуть позже был вывешен бухгалтерский отчет и за 2006 г. Однако годовой отчет за 2006 г. на веб-сайте самарской Роспечати отсутствует до сих пор. Вполне логичным в данном случае может представляться объяснение того, что публиковать годовой отчет можно лишь после того, как он будет утвержден годовым собранием акционеров. Однако финансовая отчетность тоже выносится на суд акционеров. Столь избирательный подход к раскрытию информации, а также некоторые признаки поспешности, пересекающиеся с желанием привлечь к раскрытым сведениям максимального внимания экспертов, не может не вызывать вопросов.

Одновременно с этим в кругах самарских профессионалов рынка печатной продукции с новой силой начали обсуждаться сведения о якобы готовящейся сделке по продаже бизнеса Самарского ОАО «Роспечать». Хотя нельзя исключать и того, что информация о продаже Роспечати была запущена намеренно. Продажа Владимиром Аветисяном медиаактивов представляется сегодня вполне своевременной. Контроль над САОА «Роспечать» осуществляет ООО «Медиа-Самара», которое в свою очередь входит в холдинг «Волгопромгаз» (ВПГ).

Ситуация, складывающаяся вокруг Владимира Аветисяна (см. «Хронограф» № 12 (177) от 2.04.07), может привести к существенной смене конфигурации всего его бизнеса. Аветисян как человек, умеющий просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, судя по всему, предполагал неблагоприятную траекторию развития событий. В середине января 2007 г. в Самаре он провел встречу с редакторами СМИ входящих в холдинг «Медиа-Самара», на которой заявил о своем намерении после увольнения из РАО «ЕЭС России» участвовать выборах в Госдуму РФ. Примечательно, что из всего пула печатных СМИ данное интервью опубликовала только тольяттинская газета, ориентированная на маргинальные слои населения. Команды тиражировать заявления Аветисяна подконтрольные ему СМИ не получили. Однако дефекты управления позволили этой информации выйти наружу.

После распространения сведений о намерении ОАО «Газпром» установить контроль над ОАО «ТГК-7» (см. «Хронограф» № 14-15 (179-180) от 16.04.07.) стало окончательно ясно, что январская пресс-конференция имела под собой серьезные основания. При потере контроля над ТГК-7, а также при развитии экспансии Газпрома на территории Самарской обл., Аветисян может оказаться в роли Владимира Гусинского. Иначе говоря, в роли медиамагната, не имеющего для такого статуса достаточного веса. Кроме того, медиахолдинг за последние 5-7 лет не оправдал возлагаемых на него надежд. Выборы мэра Самары 2006 г. и выборы в СГД 2007 г. показали низкую отдачу «ведущих» СМИ региона. В «поддержке» Георгия Лиманского Аветисян принимал даже личное участие.

По информации самарских источников «Хронографа», рекламный бюджет действующего мэра был в значительной степени, если не в полном объеме, заведен в Медиа-Самару. В результате самодельных рейтингов и неадекватных комментариев экспертов Лиманский выборы уверенно проиграл. Как сообщил источник, провальность компании была очевидной для ряда влиятельных лиц. Глава группы компаний RBE Андрей Шокин и первый вице-мэр Самары Валерий Троян обращались к Ламанскому с предложением об организации самостоятельной кампании, однако получили отказ. Уверенность в непобедимости Медиа-Самары стоила Ламанскому поста мэра.

Мартовские выборы в СГД носили аналогичный характер. Несмотря на то что московские политтехнологи сократили объемы закачивания денег в структуры Медиа-Самары, значительная часть кампании осталась под контролем структур Аветисяна. Как сообщил «Хронографу» информированный источник, даже рекламу «Единой России» (ЕР) в газете КТиП ВАЗа «Волжский автостроитель» размещал самарский холдинг. В результате ЕР провела кампанию в Тольятти далеко не блестяще, а в Самаре, где модераторами выступали люди Аветисяна, кампания ЕР была просто провалена (см. «Хронограф» №10 (175) от 10.03.07).

В обоих случаях на решения о выборе СМИ значительное влияние оказали лоббистские возможности ВПГ. Таким образом, почти для всех СМИ Медиа-Самары одним из основных способов привлечения средств является административный ресурс. Причем этот ресурс составляет существенную часть даже в доходах «Самарского обозрения». Если на выборах в Госдуму в декабре 2007 г. политики заметят странную связь между используемыми медиаресурсами и провалами предвыборных кампаний, то даже административный ресурс не поможет Медиа-Самаре в очередной раз поправить за счет выборов свое материальное положение. Возможно, тогда придется наконец задуматься над оптимизацией имеющихся ресурсов. Таким образом, избавление от наиболее ликвидных активов медахолдинга уже сегодня становится для Аветисяна достаточно актуальной задачей.

Серьезным рычагом идеологического контроля над информационным полем губернии является розничная сеть Самарской Роспечати. Ряд самарских и тольяттинских изданий, публикующих невыгодную для Аветисяна информацию, уже испытали на себе последствия отказа Роспечати в распространении их продукции. По этой же самой причине газета «Хронограф Тольятти» уже с декабря 2006 г. отсутствует в сети Роспечать. В Самаре Роспечать является монопольным субъектом рынка. По поводу ее монопольного статуса в Тольятти в обозримом будущем должно вынести решение Самарское управление ФАС России.

В какой-то степени аналогичная ситуация развивалась и в Челябинской области. По уровню влияния в своем регионе челябинская Роспечать ничем не уступает самарской. С января 2007 г. челябинская сеть Роспечать перешла под контроль ЗАО «ПромСвязьКапитал» (ПСК) (контролирует ИД «Аргументы и факты», ИД «Труд», владеет розничными сетями по реализации печатной продукции в Москве и Санкт-Петербурге). До перехода в состав ПСК Роспечать находилась под контролем Анатолия Симоменко, находящегося в дружеских отношениях с бывшим мэром Челябинска. До этого с Симоненко вело переговоры принадлежащее Олегу Дерипаске ОАО «Агентство «Роспечать». В 2003 г. агентство Дерипаски пыталось купить и самарскую Роспечать. Однако оно было вынуждено довольствоваться менее крупной сетью ЗАО «Печать». В пресс-службе ЗАО «ПромСвязьКапитал» «Хронографу» сообщили: «Мы не подтверждаем факт переговоров с руководством с Самарской Роспечатью».

Абсолютно аналогичные комментарии ПСК давал уральским СМИ и накануне заключения сделки по челябинской Роспечати.

Особо следует напомнить, что в прошлом году самарской Роспечатью интересовался подконтрольный Владимиру Потанину медиахолдинг «Проф-Медиа» (ПМ) (контролирует ИД «Комсомольская правда»). Сделка не состоялась. Однако 18 апреля текущего года руководство ПМ заявило о своей готовности продать ИД «Комсомольская правда» Группе компаний ECH. Сообщается, что эта покупка осуществляется в интересах Газпром-Медиа. Следуя этой логике, можно предположить, что интерес ПМ к самарской Роспечати также перейдет к Газпром-Медиа по наследству. Высказываются предположения, что Аветисяну будет сделано предложение продать Роспечать вместе со всем его медиахолдингом.

«Хронограф» будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме