Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (443) | 17 декабря 2012г.
 

Видные комбинаторы

Renault отдадут контроль над АВТОВАЗом благодаря российским налогоплательщикам

Сейдамет Абреков

12 декабря ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло информацию о том, что альянс Renault-Nissan и госкорпорация (ГК) «Ростехнологии» создали совместное предприятие (СП) Alliance Rostec Auto. Создание СП могло избавить Renault-Nissan от необходимости вносить живые деньги при покупке акций АВТОВАЗа дополнительного выпуска. Только лишь путем создания СП могла быть реализована схема передачи контрольного пакета акций АВТОВАЗа альянсу Renault-Nissan на безденежной основе. По результатам манипуляций в IV кв. 2012 г. контроль над АВТОВАЗом альянс получит уже в феврале 2013 г., когда сформирует большинство в совете директоров предприятия.

12 декабря на ОАО «АВТОВАЗ» официально заявили, что СП будет владеть всеми акциями Renault-Nissan и ГК «Ростехнологии» в акционерном капитале ОАО «АВТОВАЗ». Были закреплены параметры участия сторон в СП. «В соответствии с условиями сделки альянс Renault-Nissan инвестирует 23 млрд р. В результате этих вложений Renault-Nissan получит к середине 2014 г. 67,13% капитала СП. После этого СП будет владеть 74,5% АВТОВАЗа. ... В тот же период ГК «Ростехнологии» получит 32,87% СП. На момент завершения сделки в 2014 г. создаваемое СП выкупит все акции АВТОВАЗа, которые сейчас принадлежат компании «Тройка Диалог Инвестментс Лимитед», -проинформировал пресс-центр АВТОВАЗа.

На АВТОВАЗе, президентом которого является Игорь Комаров, не стали раскрывать информацию о том, зачем вообще было необходимо создавать некое СП. Пресс-центр предприятия ограничился лишь фразой: «СП... станет стабильным, долгосрочным контролирующим акционером для крупнейшей автомобильной компании в России».

Если следовать этой логике, то получается, что до создания СП ГК «Ростехнологии» и Renault, которые сегодня являются крупными акционерами АВТОВАЗа, не подходили под определение «стабильные, долгосрочные контролирующие акционеры». Если у озвученных сторон возникло желание увеличить долю участия в АВТОВАЗе, то вряд ли что-то мешало им напрямую владеть акциями АВТОВАЗа.

Скорее всего, необходимость появления нового лица в виде СП могла иметь особый мотив, о котором предпочитают не распространяться. Известно, что при увеличении размера пакета одного из акционеров до размера, превышающего 30%, в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» ему будет необходимо выставить оферту по выкупу акций у других акционеров. Сегодня и Renault, и Ростехнологиям не хватает до этого показателя всего по несколько процентов. Таким образом, Ростехнологии и Renault рисковали при очередной эмиссии понести затраты на выкуп акций у миноритариев, причем за живые деньги. Но, как выяснилось, при размещении допэмиссии нашелся способ обойти угрозу достижения кем-то из акционеров порога в 30%.

Напомним, что информация о параметрах СП получила распространение как минимум еще в мае 2012 г. По ряду причин на тот момент стороны не имели возможности реализовать намеченное. Вероятно, такая возможность появилась после того, как на АВТОВАЗе переоценили заем от Ростехнологии в общем объеме 75 млрд р. и получили отсрочку его гашения до 2032 г. Проще говоря, на АВТОВАЗе подсчитали, что если бы они заняли не у Ростехнологии без процентов, а на свободном рынке под 12,6% годовых, то им пришлось бы нести затраты на оплату процентов. А раз предприятие не несет этих затрат, значит якобы получает прибыль. В результате АВТОВАЗ получил возможность по итогам III кв. 2012 г. отчитаться о достигнутой прибыли в размере 27,4 млрд р. (см. «Хронограф» №38 (437) от 06.11.12). Иначе чем виртуальной такую прибыль назвать сложно. Причем сразу после оглашения этих итогов звучали мнения, что, вероятнее всего, по итогам IV кв. на АВТОВАЗе найдут способ эту прибыль нивелировать. В противном случае пришлось бы с 27 млрд р. платить налог на прибыль. Это могло бы вылиться в миллиарды рублей реальных. Беспрецедентную «виртуальную» прибыль несложно израсходовать на оплату виртуальных затрат. Например, на оплату договоров со структурами партнеров.

26 ноября ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло информацию о готовности заключить более десяти крупных сделок со структурами альянса Renault-Nissan (см. «Хронограф» №42 (441) от 03.12.12).

Общая цена этих сделок не раскрывалась, но вывод об их стоимости можно было сделать уже на прошлой неделе из озвученной информации о параметрах участия альянса Renault-Nissan в СП. Как уже было отмечено, Renault-Nissan планирует инвестировать в СП 23 млрд р. Показательно, что размер «виртуальной» прибыли АВТОВАЗа практически идентичен размеру инвестиций Renault-Nissan.

В результате альянс получит 67,13% капитала СП, которое на первом этапе будет владеть до 30% акций АВТОВАЗа. С такой долей в СП Renault-Nissan к середине 2014 г. уже будет контролировать 50,011% в ОАО «АВТОВАЗ», в свою очередь Ростехнологии с долей 32,87% в СП будут контролировать 24,48% в АВТОВАЗе.

Однако еще до 2014 г. Renault-Nissan получит возможность реально управлять АВТОВАЗом. «Совет директоров АВТО ВАЗа будет расширен с 12 до 15 членов. Со стороны альянса Renault-Nissan в него войдут 8 представителей, кандидатуры которых должно одобрить внеочередное собрание акционеров. Оно состоится 12 февраля 2013 г. Сергей Чемезов останется председателем совета директоров АВТОВАЗа, чередуясь на этом посту с Карлосом Гоном в качестве заместителя председателя совета директоров с июня 2013 г.», — сообщает пресс-центр АВТОВАЗа. Т. е. большинство в совете директоров АВТОВАЗа Renault-Nissan по факту получит уже в феврале 2013 г. Это обстоятельство лишний раз подтверждает версию о том, что создание некого СП вызвано лишь нежеланием тратить живые деньги на выкуп акций АВТОВАЗа, а также стремлением придать этой процедуре внешне законные формы.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Альянс Renault-Nissan и ГК «Ростехнологии» создают совместное предприятие для окончательного закрепления стратегического партнерства с АВТОВАЗом, для ускорения выхода новой продукции и передачи технологий АВТОВАЗу, крупнейшему автопроизводителю России.