Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (440) | 26 ноября 2012г.
 

Игры с долгами

Задержки платежей ВоТГК могут изменить цены на газ во всем регионе

ИА «Центр-Инфо»

26 ноября ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (ГМС) попытается взыскать с ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК, ТГК-7) 1,87 млрд р. задолженности за поставленный газ, что составляет почти 50% от объявленного на прошлой неделе суммарного долга региональных предприятий ЖКХ перед различными поставщиками. Задержку выплат вряд ли обошли вниманием генеральный директор ГМС Андрей КИСЛОВ и член правления ВоТГК Владимир ДИКОП (на фото), которые могли использовать ситуацию с выгодой для предприятий холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). Не исключено, что опасение о переводе региона на оплату газа по коммерческой цене, высказанное губернатором Николаем МЕРКУШКИНЫМ, повлияет не только на желание ВоТГК быстрее рассчитаться с Газпромом, но и на существенные условия долгосрочного договора поставки газа, которые вынесены на декабрьское собрание акционеров ВоТГК.

Поставили рекорд

26 ноября в Арбитражном суде Самарской обл. состоится разбирательство по заявлению ГМС к ВоТГК. ГМС требует взыскать с ВоТГК свыше 1,906 млрд р., в т. ч. задолженность за поставленный газ в размере 1,871 млрд р., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 35,276 млн р. ВоТГК в предварительных судебных заседаниях не признала часть исковых требований ГМС.

На 22 ноября в Арбитражном суде Самарской обл. намечено второе судебное разбирательство по требованию ГМС к ВоТГК о взыскании свыше 2,07 млн р. процентов за пользование чужими денежными средствами. В данном случае ответчик представил суду контррасчет, в соответствии с которым просил снизить размер процентов до 2,03 млн р. Наконец, 28 ноября в том же суде пройдет третье судебное разбирательство между ГМС и ВоТГК. Здесь ГМС требует взыскать с ВоТГК 398,4 тыс. р. процентов за пользование чужими денежными средствами. ВоТГК также не признала часть данных исковых требований. Все три перечисленных иска поступили в суд в конце сентября 2012 г.

Крайне любопытным представляется тот факт, что впервые за все время действия между сторонами различных долгосрочных договоров поставки газа ГМС публично заявил о своих претензиях к ВоТГК только в мае2012 г. Тогда в Арбитражный суд Самарской обл. поступило четыре заявления от поставщика о взыскании с ВоТГК в общей сложности свыше 600 млн р. задолженности за поставленный газ и процентов за пользование чужими денежными средствами (см. «Хронограф» №22 (421) от 18.06.12). Впрочем, в ходе судебных процессов исковые требования ГМС были постепенно уменьшены до суммы процентов, которые ВоТГК должна выплатить поставщику из-за допущенных просрочек в оплате поставленного по договорам газа. По всей видимости, это было связано с погашением ВоТГК размера основного долга. Интересно также, что ВоТГК пыталась привлечь к участию в разбирательствах в качестве третьего лица на своей стороне альтернативного ГМС поставщика газа -ООО «КЭС-Трейдинг», но в этих ходатайствах обществу было отказано.

В результате в период с 5 сентября по 1 октября 2012 г. иски ГМС были удовлетворены арбитражным судом первой инстанции на общую сумму всего лишь в 30,3 млн р. В настоящий момент ВоТГК пытается оспорить данные решения, а вскоре у общества может возникнуть потребность подвергнуть сомнению позицию суда и по сентябрьским искам ГМС.

Предпочитали не спешить

То, что на интервал между майской и сентябрьской подачей ГМС исков к ВоТГК пришлась активная стадия переговоров между топ-менеджерами ВоТГК,

в число которых входят лояльные ВПГ Владимир Дикоп и Василий Никонов, и независимыми поставщиками о существенных условиях нового долгосрочного договора поставки газа на объекты генерирующей компании, конечно же, может являться простым совпадением. Однако не стоит сбрасывать со счетов, что в ГМС, по инициативе Андрея Кислова и, не исключено, по согласованию с Дикопом и Никоновым, демонстрируя вышеуказанную задолженность, могли пытаться убедить совет директоров ВоТГК, что переход на новые правила работы уже с 1 января 2013 г. якобы приведет к техническим проблемам. В первую очередь эти проблемы могли быть анонсированы новому поставщику в лице ЗАО «СЛ-Трейдинг» (СЛ-Т), который в перспективе должен снизить долю ГМС в общем объеме поставок газа на ВоТГК до минимума или вообще отодвинуть компанию Кислова от поставок. В частности, заинтересованные в сохранении действующей структуры поставок газа на ВоТГК лица могли предложить СЛ-Т подождать момента, когда ВоТГК полностью рассчитается по своим обязательствам не только с ГМС, реализующим газ, но и с транспортировщиком топлива до точек подключения генерирующих объектов в лице ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК). Т. к. СВГК, являющееся одним из основных активов ВПГ, делает большую часть своей выручки на транспортировке газа такому крупнейшему и стабильному потребителю, как ВоТГК (см. «Хронограф» №39 (438) от 12.11.12), краткое ожидание, вероятно, обещанное лоббистами отсрочки нового договора, на деле могло затянуться надолго. Действительно, торопить выплаты в адрес ГМС кое-кому было ни к чему, а вот искусственно задерживать при помощи нужным образом мотивированных исполнителей — весьма выгодно. Если предположить, что заранее отложенные в целях погашения задолженности, но невыплаченные ВоТГК в срок деньги могут находиться в обороте компаний, связанных с бизнесом ВПГ, то вполне допустимо, что те же компании имеют возможность извлекать и дополнительный доход путем деления процентов, взысканных с ВоТГК за пользование чужими денежными средствами (см. «Хронограф» №25 (424) от 9.07.12). В пользу подобной версии говорит то, что у менеджеров ВПГ есть выход и на Кислова, и на ВоТГК, и на аффилированный бенефициарам холдинга банк, и на группу контрагентов, пользующихся услугами ВоТГК.

Достаточно вспомнить, что ГМС, являющееся дочерним предприятием московской распределительно-сбытовой «дочки» ОАО «Газпром» — ООО «Газпром межрегионгаз», в то же время зависимо от ООО «Самарапромресурс» (СПР). Основной вид экономической деятельности СПР, владеющего 19% долей в капитале ГМС, — финансовое посредничество, не включенное в другие группировки. Генеральный директор СПР Сергей Талалаев одновременно возглавляет ООО УК «Регионтеплоэнерго» (РТЭ), управляющее деятельностью, к примеру, такого оператора котельных и тепловых сетей Самары, как ЗАО «СУ-ТЭК». До Талалаева СПР и РТЭ возглавлял Павел Жичкин, ныне работающий в Министерстве энергетики и ЖКХ Самарской обл. Причем, по данным из ЕГРЮЛ по состоянию на 15 ноября 2012 г., Жичкин продолжал числиться единственным участником СПР, а РТЭ принадлежало ему в равных долях с Талалаевым. Оба юридических лица имеют непосредственное отношение к бизнесу ВПГ. Соответственно, имеются предпосылки говорить о влиянии менеджеров из ВПГ на решения, принимаемые органами управления ГМС, в т. ч. касающиеся способов взыскания задолженности с ВоТГК.

Довели до предела

12 ноября на координационном совещании по обеспечению правопорядка в сфере ЖКХ губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин сообщил, что общая задолженность предприятий отрасли перед своими поставщиками составляет почти 4 млрд р. В связи с этим Меркушкин выразил опасение, что в случае дальнейшего возрастания долгов за газ регион может быть переведен на платежи за топливо по коммерческим ставкам, что на 20-40% выше нынешней стоимости сегодняшних поставок.

Следует отметить, что в последние годы во избежание подобного варианта на погашение задолженности из областного бюджета выделяли на порядок больше средств, чем в других регионах ПФО. Разумеется, подобные затраты, вызванные неспособностью либо нежеланием жилищно-коммунальных компаний рассчитаться в срок со своими поставщиками, не идут на пользу эффективному расходованию бюджетных средств. Поэтому начатую Меркушкиным борьбу с этой тенденцией можно только приветствовать.

В этой связи показательно, что взыскиваемая в настоящий момент с ВоТГК задолженность составляет почти 50% от суммарного долга региональных предприятий ЖКХ перед различными поставщиками. Можно предположить, что бездействие, которым ГМС фактически отличалось до последнего времени в отношении истребования денег с ВоТГК в арбитражной плоскости, в немалой степени подвело регион к грани перехода на коммерческую цену за газ. При этом те, кто, по сути, должен был работать на уменьшение долгов ВоТГК, могли неплохо сыграть на их увеличении.

По мнению наблюдателей, сентябрьские иски ГМС к ВоТГК, в конечном счете направленные на снижение долговой нагрузки предприятия перед Газпромом, стали одним из козырей в переговорах на предмет отсрочки централизации поставок газа на ВоТГК через СЛ-Т (см. «Хронограф» №39 (438) от 12.11.12). В результате 8 ноября совет директоров ВоТГК вынес на утверждение декабрьского собрания акционеров общества вполне приемлемые для ВПГ существенные условия долгосрочного договора с СЛ-Т. С другой стороны, Кислов мог заторопиться с взысканием в связи с возрастанием вероятности перевода региона на коммерческий газ. Сомнений в том, что в случае наступления такого прецедента ответственность за перекрывшие все лимиты долги перед поставщиком в лице Газпрома возложат на лиц, умело распоряжавшихся ситуацией для извлечения личной выгоды, остается все меньше. Способы наказания Меркушкин вместе с председателем правления Газпрома Алексеем Миллером наверняка тоже предусмотрели. Например, акционеры ВоТГК 14 декабря могут еще и не одобрить то, что предлагает им совет директоров. В случае пересмотра существенных условий договора СЛ-Т может начать поставки газа на ВоТГК уже в 2013 г. и в значительно больших ежегодных объемах.

Комментарии

Николай МЕРКУШКИН, губернатор Самарской обл.

- Очень большие долги поставщикам. Этот вопрос я обсуждал с Алексеем Миллером на встрече в Москве. Если Самарская обл. увеличивает долг по газу, то регион переводится на коммерческую цену. А это повышение на 20-40% от нынешней стоимости. Чтобы этого не допустить, мы были вынуждены использовать ресурсы из резервного фонда губернатора. Причем везде затраты на погашение долгов ниже, чем в нашем регионе. А по сравнению с Татарстаном разница вообще в пять раз. Самарская обл. ежегодно тратит на это около 4 млрд р. из бюджета, тогда как Татарстан — всего лишь 800 млн р.