Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (177) | 2 апреля 2007г.
 

Потеря радиосвязей

Волгопромгаз получил шанс войти в тольяттинский радиовещательный рынок

Елена Петрова

С 1 апреля ООО «РВ-Медиа» (г.Тольятти) приостановило размещение своих программ на радио ОРР 107,4 МГц и вернулось на 20-процентное вещание на радио Хит FM 88 МГц. Таким образом, Тольятти во второй раз лишился возможности размещения местных новостей и программ на информационном ОРР. Связано это с потерей основного инвестора тольяттинских включений Вячеслава РЫЖАКОВА. Одновременно с этим ООО «РВ-Медиа» прекратило стопроцентное вещание московского радио Хит FM, которое вынуждено было вести более 1,5 месяцев. По этой причине московское представительство Хит FM выдвинуло РВ-Медиа устную претензию, которая могла привести, по мнению наблюдателей, к плачевному результату — лишению бренда радио Хит FM. Ситуацией может воспользоваться управляющая ОАО ТРК «ТЕРРА» Наталья КАМБАРОВА, находящаяся в зависимости от ФПГ «Волгопромгаз».

ООО «РВ-Медиа» является медиаактивом Группы компаний «РВ» (поставщик ОАО «АвтоВАЗагрегат», ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «УАЗ»). Оно занимается производством и размещением своих программных продуктов на двух радиостанциях: ОРР и Хит FM. На ОРР РВ-Медиа имеет возможность размещать свои программы по 6 ч. в день, на Хит FM занимать 20% времени. Предполагалось, что дуэт информационно-музыкального и развлекательного радио «позволит охватить максимальную аудиторию», как сказано на официальном сайте ГК «РВ», и перераспределять между ними финансовые потоки. Но термин «экономическая выгода» не применялся по отношению к тольяттинский радиостанциям с момента их появления.

1 апреля закончился контракт между ООО «РВ-Медиа» и инвестором Вячеславом Рыжаковым на финансирование производства программ и их размещение на информационном Общественном радио России (ОРР). Основной причиной называется неприбыльность радио. Косвенными причинами наблюдатели называют непрозрачную систему менеджмента и финансовых потоков, которая прижилась при Рыжакове. «Вся проблема в том, что инвестор решил убить сразу несколько зайцев. Он создал радио, затолкнул туда много своих людей. Ставку надо было делать не на начинающую молодежь, а на опытных в этой сфере людей», — рассказал «Хронографу» компетентный источник.

Примером успешности информационной радиостанции может служить «Эхо Москвы», которое вещает по 12 ч. в сутки программы информационного характера и полностью самоокупается. Особенно прибыльным такое радио становится в период предвыборной кампании, т. к. имеет уже сложившуюся «думающую» аудиторию.

ОРР за 1,5 года так и не вышло на самоокупаемость, не восстановилось оно и за предвыборную кампанию кандидатов в депутаты Самарской губернской думы.

ОРР — не первая попытка Вячеслава Рыжакова раскрутить перспективный информационный ресурс. По словам наблюдателей, его участие в инвестировании таких радиостанций, как "Русское Радио", 1-е ОРР (в 2002 г.), "Ностальжи-Тольятти", "Радио-7 на 7 холмах" и другие, заканчивалось подобными сюжетами. Как пояснил «Хронографу» директор ООО «РВ-Медиа» Андрей Сажнев, сейчас на ОРР будет идти стопроцентное московское вещание, потому что пока неизвестно, кто будет вкладывать инвестиции в тольяттинское вещание на ОРР.

Таким образом, негласный медиаальянс, который пытался сформировать еще в начале прошлого года генеральный директор ЗАО «Лада ТВ», а теперь уже и ЗАО «ТЦ ЛИК» Евгений Рабинович (см. «Хронограф» №1 (166) от 15.01.07), потерял одного участника и чуть было не потерял еще и раскрученную радиостанцию Хит FM.

Разногласия между тольяттинским и московским представительствами Хит FM возникли из-за того, что РВ-Медиа нарушило утвержденные объемы вещания. По словам Андрея Сажнева, это связано с тем, что в феврале московская радиостанция Хит FM поменяла координаты своего спутника и не сообщила новые. Потеряв сигнал, РВ-Медиа в экстренном режиме перевело все вещание на себя.

Источники «Хронографа» утверждают, что Москва хотела лишить Тольятти права использования бренда радио Хит FM, но не имела возможности, т. к. лицензией на вещание обладает частная самарская структура ООО «Бизнес-Эскорт-1». По сведениям «Хронографа», компания «Бизнес-Эскорт-1» близка экс-мэру г.Самары Георгию Лиманскому и управляется его ставленником, бывшим офицером ФСБ. Не исключено, что московское радио не сочло нужным вести споры с крупными финансовыми структурами Самары. Хотя, по словам Андрея Сажнева, Москве невыгодно лишать Тольятти бренда только по той причине, что Хит FM по России занимает 18-е место, а в Тольятти, согласно исследованию екатеринбургской компании «Арбалет», — 1-е место (по доле суточного радиослушания). «Поэтому мы тут можем диктовать свои условия, а не они», — добавил Сажнев. Московский Хит FM от комментариев отказался, назвав эту ситуацию внутренними вопросами.

Остается только догадываться, насколько повысила свою капитализацию тольяттинская радиостанция, взявшая на себя на 2 месяца стопроцентное вещание общероссийского бренда Хит FM. Не исключено, что в основе претензий москвичей лежала именно экономическая составляющая, ведь сам факт продолжения вещания только доказывает способность партнера оперативно решать технические трудности. С другой стороны, эта ситуация опровергает мнение наблюдателей о том, что за счет прибыли Хит FM планировалось содержать непрофильное ОРР.

Пока РВ-Медиа будет искать спонсора для выпуска на Хит FM тольяттинских программ, этим лакомым кусочком гипотетически могут заинтересоваться другие компании. Например, структуры Волгопромгаза, учитывая то, что в прошлом году аффилированное ей ООО «Самарский радиовещательный центр SBC» не получило частоту на вещание в Тольятти. Местные СМИ писали о том, что управляющая ОАО ТРК «ТЕРРА» Наталья Камбарова вела переговоры с рядом тольяттинских радиостанций и особенно была заинтересована в Хит ФМ. Но в этом случае она может столкнуться с Лиманским. С ОРР «идейных» разногласий, скорее, не будет. Лицензией на частоту владеет московский медиахолдинг ОАО «Концерн «Радио-Центр», частью акций которого владеет государство.

Обсудить на форуме