Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (176) | 26 марта 2007г.
 

Иррациональные маневры

Рейдеры не стали претендовать на место в совете директоров Тольяттиазота

Павел Соколов

23 марта на ОАО «Тольяттиазот» прошло годовое собрание акционеров, по окончании которого Владимир МАХЛАЙ вновь был избран председателем совета директоров. Это собрание существенно отличалось от двух предыдущих, которые проходили в июне 2006 г. и в апреле 2005 г. Важным отличием стало то, что представителей недружественных структур на этот раз не оказалось в списке претендентов в состав нового совета директоров завода. Однако это вовсе не означает, что рейдеры отступили. По одной из версий, они просто не сумели скоординировать свои действия. В случае если рейдеры намереваются действовать под вывеской структур Газпрома, этот прокол явно не в их пользу. Теперь их можно уличить еще и в нерасторопности. На этом фоне трудовому коллективу несложно будет сделать выводы о профнепригодности менеджеров, которые не сумели даже заявить своих кандидатов в совет директоров.

Не пошли в директора

В минувшую пятницу ОАО «Тольяттиазот» отчиталось перед своими акционерами по итогам работы в 2006 г. Это происходило в рамках очередного годового собрания акционеров ОАО «Тольяттиазот». Как отмечают официальные представители предприятия, собрание прошло в ровном режиме, без каких-либо неожиданностей. Возможно, это было связано с тем, что недружественные владельцы миноритарного пакета акций (9,1%) на этот раз предпочли не выдвигать своих кандидатов в новый совет директоров. Это стало полной неожиданностью для независимых наблюдателей. Причем не только для них. «На Тольяттиазоте до последнего момента ждали от них заявку по кандидатурам в совет директоров. Они принимали активное участие в позапрошлом и прошлом годовых собраниях, поэтому их неучастие в этом собрании, мягко говоря, настораживает. Тем более что давление рейдеров на завод не ослабевает. Возможно, это связано с тем, что они готовят, таким образом, какую-то очередную провокацию. Нам остается только гадать. Но что касается процедуры оповещения и проведения собрания, то здесь Тольяттиазот строго придерживался всех установленных законодательством норм», — пояснили «Хронографу» в пресс-службе ОАО «Тольяттиазот». Стоит напомнить, что агрессивно настроенные миноритарии начали вносить сумятицу в работу годовых собраний акционеров ОАО «Тольяттиазот» начиная с 2005 г. Собрав к началу 2005 г. 9,1% акций Тольяттиазота, компания Synttech group тут же заявила о своих серьезных притязаниях на участие в управлении заводом. Широкой общественности об этом стало известно на годовом собрании акционеров 18 апреля 2005 г. Право выдвигать свои кандидатуры в совет директоров Synttech group использовала по максимуму, готовясь к собранию. Акционерное законодательство позволяет владельцу не менее 2% акций выдвигать одну кандидатуру в совет директоров. Таким образом, 9,1% акций давали возможность Synttech group выставлять сразу 4 кандидатуры: Николай Левицкий, Роман Бытный, Денис Чередниченко и Ольга Чеснокова. Хотя им было сложно рассчитывать даже на одно место, т. к. для этого было недостаточно имеющихся у них голосов от 9,1% акций Тольяттиазота.

Скорее всего, максимальное количество кандидатов выставлялось из расчета на то, что кто-нибудь из других мелких акционеров, запутавшись в большом количестве кандидатур, по ошибке проголосует за одного из их выдвиженцев.

Однако собрание акционеров от 18.04.05 для Synttech group закончилось ничем. На тот момент им так и не удалось внедрить в совет директоров ОАО «Тольяттиазот» своего человека (см. «Хронограф» №14 (86) от 25.04.05), после чего против ОАО «Тольяттиазот» начали возбуждаться уголовные дела, посыпались арбитражные иски, налоговые претензии.

Забыли или опоздали

В 2006 г. Synttech group предприняла вторую попытку ввести своих людей в состав совета директоров ОАО «Тольяттиазот». Решили опять взять количеством. Выдвинули тех же самых кандидатов в том же составе. Противостояние Тольяттиазота и Synttech group, за которой на тот момент стояла ГК «РЕНОВА», стало причиной затянувшейся даты проведения прошлогоднего годового собрания акционеров. В результате оно было созвано 30 июня — в последний день, отведенный для этих целей законодательством (см. «Хронограф» №23 (142) от 03.07.06). Люди от Synttech group, опосредованно связанные с ГК «РЕНОВА», в совет директоров ОАО «Тольяттиазот» вновь не были избраны.

Учитывая, что атаки на Тольяттиазот после того события продолжились с новой силой, логично было предположить, что владельцы данного миноритарного пакета акции в очередной раз предпримут попытку войти в совет директоров уже в этом году. Однако этого не случилось.

Накануне очередного годового собрания акционеров ОАО «Тольяттиазот» акционерам были разосланы бюллетени для голосования, в которых кандидатур от Synttech group уже не было. На 7 мест в совете было предложено проголосовать за семерых действующих членов совета директоров ОАО «Тольяттиазот» — Владимира Махлая, Александра Макарова, Алексея Виноградова, Валентину Семенову, Евгения Королева, Владимира Мамигонова, Валентина Корнилова. Все они большинством голосов были переизбраны. Председателем совета директоров по-прежнему стал Владимир Махлай.

«Хронографу» стали известны две версии, объясняющие неожиданный отказ миноритариев от участия в совете директоров Тольяттиазота. Причем, несмотря на свою противоположность, обе версии могут быть расценены не в пользу миноритариев, с именами которых в последнее время на Тольяттиазоте четко увязывали действия рейдеров.

Первая версия гласит, что владельцы миноритарного пакета не успели определиться со своими кандидатурами. И этому есть логичное объяснение.

Судя по всему, владельцу ГК «РЕНОВА» Виктору Вексельбергу скандал, связанный с рейдерским захватом Тольяттиазота, начал доставлять неприятности (см. «Хронограф» №7 (172) от 26.02.07). Официальные лица ГК «РЕНОВА» неоднократно делали заявления о своей непричастности к атакам на Тольяттиазот. Более того, в феврале т. г. через газету «Коммерсант» была вброшена информация о том, что интерес к Тольяттиазоту от ГК «РЕНОВА» «по наследству» перешел к подконтрольным Газпрому структурам. В качестве претендента на бизнес Тольяттиазота называлось ОАО «СИБУР-Минеральные удобрения». Хотя, по информации источников «Хронографа», данная комбинация была не чем иным, как попыткой переключить внимание трудового коллектива Тольяттиазота на то, что их завод попал в сферу государственных интересов, исполнителем которых является Газпром. Тем более что президент ЗАО «Корпорация Тольяттиазот» Владимир Махлай во время одного из своих общений с трудовым коллективом посредством телемоста полностью опроверг информацию о том, что готов к переговорам о продаже акций Тольяттиазота.

Преднамеренный отказ

Эксперты «Хронографа» считают, что благодаря такому маневру рейдеры могут начать вбивать клин между трудовым коллективом и руководством химического комбината. Если смысл появления Газпрома и СИБУРа в данном вопросе заключается именно в этом, то желание выдвинуть в совет директоров новых, не засвеченных в Synttech group людей выглядит оправданно. Однако то, что рейдеры не успели достаточно оперативно осуществить эту замену, может говорить либо об отсутствии в их действиях согласованности, либо о банальной нерасторопности. В обоих случаях это характеризует их только с негативной стороны, указывая на профнепригодность. Для менеджеров, претендующих на роль руководителей крупнейшего химического комбината страны, такие оплошности недопустимы.

Хотя, как гласит другая версия, миноритарии могли умышленно не заявлять своих кандидатов в состав совета директоров Тольяттиазота. Это может стать для них поводом для оспаривания результатов собрания. Если ситуация начнет развиваться именно по такому сценарию, то она пойдет вразрез с идеей рейдеров действовать под прикрытием имиджа государственного Газпрома. Трудовой коллектив Тольяттиазота будет трудно убедить, что в функции Газпрома, помимо всего прочего, входит и оказание поддержки рейдерам.

Между тем на определенные мысли наводит и дата созыва годового собрания акционеров ОАО «Тольяттиазот». Оно проведено раньше окончания срока сдачи годовой отчетности. Это говорит о том, что Тольяттиазот отчитался перед налоговыми органами достаточно рано. Такая оперативность дает основания полагать, что у Тольяттиазота нет причин для более детальной перепроверки собственных же показателей. Обычно это происходит тогда, когда руководство компанией осуществляется без создания противозаконных схем оптимизации налогооблагаемой базы. Но даже несмотря на это, Тольяттиазот продолжают вынуждать работать в режиме осадного положения.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.