Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (429) | 10 сентября 2012г.
 

Три года Комарова

На фоне падения продаж и убытков на АВТОВАЗе предпочитают праздновать

Сейдамет Абреков

3 сентября ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло показатели реализации с начала 2012 г. Если брать результат за первые восемь месяцев, то в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. отрицательная динамика составила более 8%. Это минус 32 696 автомобилей. Однако в целом российский авторынок за этот же период вырос более чем на 20%. Акции АВТОВАЗа с начала года упали в цене более чем на 30%. Такие цифры как нельзя лучше могут показывать уровень компетенции руководства АВТОВАЗа в лице президента Игоря КОМАРОВА (на фото), чье трехлетнее управление предприятием широко отмечалось накануне.

По информации пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ», раскрытой в 2011-2012 гг., за аналогичные периоды 2012 г. в сравнении с 2011 г. значительно снизились показатели продаж товарных автомобилей ОАО «АВТОВАЗ». Согласно сообщению пресс-центра АВТОВАЗа от 3 сентября 2012 г., «по итогам восьми месяцев 2012 г. АВТОВАЗ реализовал 392 967 LADA». В сообщении пресс-центра за аналогичный период 2011 г. говорится: «АВТОВАЗ реализовал в России по итогам восьми месяцев 2011 г. 392 999 автомобилей LADA (425 663 автомобиля с учетом экспорта)». Таким образом, спустя год за аналогичный отчетный период продажи АВТОВАЗа снизились на 32 696 автомобилей (такая цифра получится, если отнять от 425 663 цифру 392 967). В процентном соотношении падение продаж составило 8,32%.

Это тем более удивительно на фоне того, как выглядят дела в целом на российском авторынке. Согласно информации статистических служб и информационных агентств, российский рынок товарных автомобилей в 2012 г. в сравнении с 2011 г. вырос более чем на 20%. «Производство легковых автомобилей в I полугодии 2012 г. в России выросло по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 22,2% — до 954 тыс. единиц, сообщает Федеральная служба государственной статистики России (Росстат)», — проинформировал портал инвестиционной компания (ИК) «Финам». На фоне такой статистики становится понятно, почему пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ» сегодня в своих сообщениях предпочитает не сравнивать общие показатели продаж 2012 г. по отношению с 2011 г. Так или иначе, но разрыв в динамике реализации продукции АВТОВАЗа от общероссийских показателей — уже около 30%. В итоге в I полугодии 2012 г. ОАО «АВТОВАЗ» получило 469 млн р. чистого убытка (по РСБУ). Именно эти цифры как нельзя лучше показывают уровень управления предприятием со стороны топ-менеджмента во главе с президентом компании Игорем Комаровым.

Во многом это стало следствием того, что при отсутствии государственной поддержки, например, в виде программы утилизации, новые модели АВТОВАЗа продаются значительно хуже, чем традиционные модели. По этому поводу аналитик ИК «Русс-Инвест» Мария Шишкина сообщила: «Снижение объясняется несколькими факторами — это и окончание госпрограммы утилизации, и сокращения выпуска «четверок», «пятерок» и «семерок» с целью перехода на новые продукты АВТОВАЗа».

При таких условиях совершенно неудивительно, что акции АВТОВАЗа демонстрируют падение в цене — с начала года в районе 30%. За этот период АВТОВАЗ потерял в капитализации около 9 млрд р. Однако индекс ММВБ с начала года практически не изменился. Таким образом, и по показателям продаж, и по цене акций АВТОВАЗ оказывается хуже рынка на 30%. Подобные цифры иначе как провалом назвать сложно.

На этом фоне на АВТОВАЗе, судя по всему, не нашил ничего лучше, как широко отметить трехлетие, как Игорь Комаров стал управлять предприятием. Причем, судя по тональности высказываний в отдельных СМИ, президенту АВТОВАЗа ставится в заслугу работа «антикризисным менеджером в сложный для компании период». Однако с позиции сегодняшних реалий становится очевидно, что Игорь Комаров начинал руководство предприятием в тот момент, когда показатели АВТОВАЗа по продажам были на исторических минимумах. Разумеется, что рост, тем более при колоссальной поддержке со стороны государства в размере 75 млрд р., не мог не случиться. Но какова заслуга руководства АВТОВАЗа в том, что государство оказало компании беспрецедентную помощь? Нынешнее руководство воспользовалось этой поддержкой словно группа временщиков. Деньги ударными темпами освоили, однако сохранить конкурентоспособность не смогли. В итоге те объемы новых автомобилей, которые сегодня недовыпустил и, соответственно, недопродал АВТОВАЗ, реализуются, причем с ростом темпов продаж иностранными производителями, сумевшими создать в России свои предприятия.

Сегодня в заслугу Комарову и его команде пытаются ставить то, что им удалось вывести на рынок новые модели — LADA Granta и LADA Largus. Однако как минимум год оказался упущенным. Просевшие показатели АВТОВАЗа тому доказательство. Будь команда Комарова действительно столь профессиональной, как об этом говорится в праздничных публикациях, то их настоящим достижением было бы создание новых моделей в начале 2011 г. В этом случае в общероссийском росте авторынка ключевая роль осталась бы за АВТОВАЗом, а не наоборот. Сегодня, когда государство уже не помогает АВТОВАЗу в таких объемах, как в 2009-2011 г., можно оценить истинные качества управленцев автогиганта.

По сути, на АВТОВАЗе оказались нелучшим образом готовы к окончанию массированной господдержки. Как считают эксперты, новую модель — LADA Granta — следовало бы запускать в производство параллельно с программой утилизации, чтобы поддержать спрос на нее, повысить популярность и узнаваемость.

Но не успели или не смогли. Штамповка «старых» моделей на фоне программы утилизации оказалась путем в никуда. Нынешние показатели АВТОВАЗа это следствие прошлых просчетов.

Отдельно стоит отметить, как губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин во время визита в Тольятти, состоявшегося 28 августа, сообщил, что Самарская обл. единственная территория из Приволжского федерального округа (ПФО), которая показывает отрицательную динамику развития экономики. «ПФО дает 6% роста, Самарская обл. дает минус 2%, Тольятти дает минус 6,6%. Экономика сворачивается», — сообщил губернатор Самарской обл. Нетрудно догадаться, какое именно предприятие и за счет чего сформировало отрицательные показатели Тольятти.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Сравнение динамики продаж с 2011 г. некорректно — рынок был другим, драйверами были другие модели. За 8 месяцев 2012 г. в России АВТОВАЗ продал 348 974 автомобиля LADA, на 11,2% меньше аналогичного периода 2011 года. LADA по-прежнему лидер продаж в России, a LADA Priora, LADA Granta, LADA Kalina входят в первую пятерку самых продаваемых автомобилей в РФ («Калина» и «Приора» — первое и второе места). Снижение объема продаж было учтено в «Программе развития АВТОВАЗа до 2020 г.». Это связано с модернизацией производства и запуском новой линии на главном конвейере производственной мощностью до 350 тыс. автомобилей (машины будут производиться под тремя брендами — LADA, Renault и Nissan). Производство LADA Largus уже начато.

Также продолжается наращивание темпов объемов производства LADA Granta, начатое в прошлом году (в т. ч. и с «автоматом»). С прекращением производства заднеприводных «классических» моделей и с окончанием госпрограммы утилизации объем продаж LADA также уменьшился. Тем не менее АВТОВАЗ сегодня продает все, что производит. В августе 2012 г. АВТОВАЗ продал автомобилей больше, чем в августе 2011 г., также в августе по сравнению с июлем самая высокая динамика продаж — у LADA Granta (+34,9%) и LADA Largus (+123,6%). Конкуренция растет, иностранные бренды наращивают производство и продажи своих автомобилей в России. Рекламные расходы АВТОВАЗа вполне сопоставимы с расходами других автопроизводителей, продающих автомобили в РФ. Наша задача — продать в 2012 г. около 700 тыс. автомобилей LADA и машинокомплектов (РФ и экспорт).