Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (428) | 3 сентября 2012г.
 

На перепутье

АвтоВАЗагрегат получил Савенкова

ИА «Центр-Инфо»

27 августа в должности нового генерального директора ОАО «АвтоВАЗагрегат» начал работу Сергей САВЕНКОВ. Решение о его назначении и отставке предыдущего гендиректора Алексея МИРГОРОДСКОГО было проведено через специально организованное для этого внеочередное собрание акционеров компании, которое прошло 24 августа. Причем сама инициатива созвать это собрание возникла всего за два дня до собраниям — 22 августа. Подобная поспешность может нелучшим образом отразиться на перспективах Савенкова в новом для него статусе.

Без лишний огласки

ОАО «АвтоВАЗагрегат» переживает очередной этап смены руководящей команды. Причем на этот раз процессу уже не предшествовала смена лиц, находившихся в составе официальных учредителей. Смена этих лиц произошла примерно год назад, почти одновременно с назначением 6 августа 2011 г. Алексея Миргородского на должность генерального директора ОАО «АвтоВАЗагрегат». Миргородский считался человеком, глубоко посвященным в детали бизнеса семьи Сергея Сычева, до марта2012 г. работавшего главным федеральным инспектором по Самарской обл. Напомним, что 6 августа 2011 г. Миргородский сменил на посту генерального директора ОАО «АвтоВАЗагрегат» Александра Маштакова, возглавлявшего предприятие с 2003 г.

Внешне структура акционеров ОАО «АвтоВАЗагрегат» на протяжении почти десяти лет остается неизменной. 25% акций принадлежит ЗАО «Русинкор» (г. Санкт-Петербург), 75% находятся в собственности ООО «ЛАДА-ИНТЕР-СЕРВИС-ИНВЕСТИЦИЯ» (ЛИС-И) (г. Тольятти). При этом 22,5% акций ЗАО «Русинкор» с 2008 г. принадлежат ЛИС-И. Подобная конфигурация позволяла производить смену контроля над акционерным капиталом предприятия путем достаточно простой процедуры передачи долей в ООО «ЛИС-И».

Такой механизм смены собственника позволял избегать необходимости уведомления структур Федеральной службы по финансовым рынкам РФ и Федеральной антимонопольной службы РФ. Это в свою очередь давало возможность охранять процедуру от излишней публичной огласки.

Возможно, поэтому очередная смена учредителей ООО «ЛИС-И» в 2011 г. и, соответственно, владельцев крупнейшего поставщика ОАО «АВТОВАЗ» прошла практически незамеченной даже для участников рынка автокомпонентов. 15 августа 2011 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о Валерии Васильеве как о новом владельце 50% ООО «ЛИС-И». 8 ноября 2011 г. в ЕГРЮЛ появилась запись об Игоре Синюкове как о владельце второй половины ООО «ЛИС-И». Примечательным можно было назвать то, что обретение Синюковым 50-процентной доли в ООО «ЛИС-И» прошло поэтапно. Сначала он стал держателем доли в 49%. Соответствующая запись в ЕГРЮЛ об этом была внесена 12 июля 2011 г. Объяснение этому достаточно простое: 49% могли сложиться из долей 16,5% и 32,5%, которые до этого с 2009 г. принадлежали Инне Сычевой и Алле Волковой соответственно. Оставшиеся 51% ООО «ЛИС-И» до августа 2011 г. были в собственности Николая Егорова. Еще раньше, т. е. до 2008 г., стопроцентным учредителем ООО «ЛИС-И» значилось ООО «Союз-Т», которое, в свою очередь, на 50% было подконтрольно через ООО «Реноме» Инне Сычевой — супруге Сергея Сычева.

Таким образом, можно резюмировать, что случившаяся в августе 2011 г. смена собственника ОАО «АвтоВАЗагрегат» произошла второй раз за относительно короткий промежуток времени. Ряд признаков может говорить в пользу того, что оба раза этот процесс носил больше формальный характер, чем реальную смену владельца.

Защитные меры

Основные бенефициары ОАО «АвтоВАЗагрегат», в число которых входит и семья Сычева, продолжали контролировать финансовые потоки предприятия. Так, например, в ходе предыдущей смены гендиректора в августе 2011 г. лояльного Сычеву Маштакова заменил еще более доверенный ему менеджер — Миргородский.

Курс на обновление модельного ряда АВТОВАЗа может отразиться на загруженности мощностей АвтоВАЗагрегата
Курс на обновление модельного ряда АВТОВАЗа может отразиться на загруженности мощностей АвтоВАЗагрегата

Более того, такое ответственное для любого владельца предприятия направление, как финансы, на ОАО «АвтоВАЗагрегат» на протяжении уже более шести лет бессменно возглавляет один и тот же человек – Виктор Дзгоев. Несмотря на неоднократную смену совета директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» и номинальных держателей долей ООО «ЛИС-И», Дзгоев продолжал до последнего момента занимать должность заместителя генерального директора ОАО «АвтоВАЗагрегат» по экономике и финансам — главного бухгалтера.

Между тем каждый из последних двух случаев формальной смены собственников ООО «ЛИС-И», а соответственно и ОАО «АвтоВАЗагрегат», могли быть организованы в силу совершенно разных мотивов.

ОАО «АвтоВАЗагрегат» — крупнейший поставщик комплектующих на ОАО «АВТОВАЗ». Для АвтоВАЗагрегата 2009 г., так же как и для АВТОВАЗа и других его крупных поставщиков, мог оказаться роковым. В отличие от АВТОВАЗа, который получил прямую господдержку, поставщики оказались в более уязвимом положении. Хотя именно такое положение дел упрощало для государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии» процесс получения контроля над бизнесом крупнейших поставщиков АВТОВАЗа. Решение этой задачи было делегировано специально созданному ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), председателем правления которого стал Владимир Аветисян. Перспектива попасть под контроль ОАТ Аветисяна была и у АвтоВАЗагрегата. Весьма сомнительно, что с этим могли согласиться бенефициары компании. Сохранить независимость от автокомпонентного холдинга Ростехнологии в 2009 г. им позволил простой прием. В учредителях ООО «ЛИС-И» и в совете директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» появились люди с известными и влиятельными именами (см. «Хронограф» №33 (297) от 05.10.09).

Алла Волкова — родственница Юрия Волкова, заместителя председателя Государственной думы РФ V созыва, заместителя председателя фракции партии «Единая Россия» в Госдуме V созыва, бывшего председателя центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия». Николай Егоров – доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета, специалист в области права собственности. В ходе кампании по выборам президента РФ в 2000 г. Егоров был доверенным лицом Владимира Путина. Позже стал представляться его научным консультантом. С Путиным Егоров познакомился еще в годы учебы в ЛГУ. Николай Егоров в разное время являлся соучредителем ряда коммерческих структур в Санкт-Петербурге. Наиболее примечательными из них являются ООО «Ноосфера», ЗАО СП «Петроинтеройл», ООО «Юридическая фирма «ЛЕКС», юридическая фирма «Егоров, Путинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПА&П). В мае 2009 г., на момент вхождения в совет директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» в должности председателя, юридическую фирму «ЛЕКС» возглавлял Алексей Тот, а гендиректором ООО «Ноосфера» являлся Леонид Лившиц. Также Лившиц значился на тот момент директором и учредителем другой питерской фирмы — ООО «Гидросфера». В «Гидросфере» он контролировал 25% уставного капитала, остальные 75% принадлежали Анатолию Рахлину. Анатолий Рахлин известен как вице-президент Федерации дзюдо России, а также как первый тренер Владимира Путина. У Рахлина Путин тренировался с 13-летнего возраста. Леонид Лившиц, также как и Алеексей Тот, был введен в совет директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» по итогам собрания акционеров в мае 2009 г. По итогам того же собрания акционеров в совете директоров АвтоВАЗагрегата оказался и Алексей Миргородский, занимавший на тот момент должность гендиректора ООО «ЛИС-И». Причем Миргородский сохранил за собой эту должность в ЛИС-И даже после назначения в 2011 г. на пост гендиректора АвтоВАЗагрегата.

Судя по всему, в 2011 г. угроза вероятного поглощения миновала АвтоВАЗагрегат. Наверное, поэтому уже 6 августа 2011 г. по результатам внеочередного собрания акционеров ОАО «АвтоВАЗагрегат» был полностью заменен состав совета директоров. В последующем новым председателем совета директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» стал Павел Шарай. Информация о нем была внесена в список аффилированных лиц ОАО «АвтоВАЗагрегат» 30 ноября 2011 г.

24 августа 2012 г. в ходе внеочередного собрания акционеров рассматривалось всего два решения — отставка с должности генерального директора ОАО «АвтоВАЗагрегат» Алексея Миргородского и избрание новым гендиректором Сергея Савенкова. По данным выписки ЕГРЮЛ, полученной «Хронографом» уже после 28 августа, Алексей Миргородский продолжает числиться генеральным директором ООО «ЛИС-И».

Расплывчатые перспективы

В годовом отчете ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2011 г. говорится: «Приоритетным направлением деятельности общества в 2011 г. являлось изготовление и реализация комплектующих изделий к автомобилям ВАЗ, запасных частей. Номенклатуру продукции общества составляют сиденья, системы выпуска газов, нейтрализаторы, элементы топливных и тормозных систем». Также в отчете делается акцент на высокую степень зависимости предприятия от потребностей АВТОВАЗа: «Основным заказчиком на продукцию предприятия является ОАО «АВТОВАЗ» и составляет 98% от объема всех заказов. Своей продукцией общество обеспечивает большую часть потребности ОАО «АВТОВАЗ»...//... как в основном производстве, так и при комплектовании разобранных серий, поставляемых на другие автосборочные предприятия, в т. ч. за рубеж».

С позиции сегодняшнего дня сложно прогнозировать, как долго Сергей Савенков продержится в должности нового гендиректора АвтоВАЗагрегата. Слишком странной и поспешной выглядела процедура его назначения и уход с должности Миргородского. Однако с высокой вероятностью можно предполагать, что в обозримом будущем новому руководству АвтоВАЗагрегата предстоит заниматься вопросами несколько иной направленности, чем это было при Маштакове и даже в период непродолжительного руководства Миргородского. Сегодня АВТОВАЗ активно избавляется от производства автомобилей старых моделей. Их изготовление передается на автосборочные предприятия Ижевска, Чеченской Республики, Казахстана. В итоге для сотен тысяч машинокомплектов, производимых на АвтоВАЗагрегате, существенно увеличится плечо доставки. Эти дополнительные издержки могут существенно осложнить финансовое положение предприятия.

Однако этого можно будет избежать, если возникшую нагрузку согласятся взять на себя АВТОВАЗ или структуры, подконтрольные ГК «Ростехнологии». Появление в совете директоров АвтоВАЗагрегата Павла Шарая можно расценивать как попытку начать прорабатывать этот вопрос.

Так, например, Шарай еще до появления на АвтоВАЗагрегате уже успел отметиться в качестве руководителя компании, разрабатывающей совместно с ГК «Ростехнологии» новый телекоммуникационный проект федерального уровня.

Что касается новых моделей автомобилей, которые будут выпускаться на АВТОВАЗе совместно с альянсом Renault-Nissan, то здесь у АвтоВАЗагрегата весьма сложная перспектива. Однако на промпло-щадке предприятия уже начали создаваться новые подразделения.