27 апреля совет директоров АВТОВАЗа под председательством Владимира АРТЯКОВА (на фото справа) рассмотрел вопрос о величине дивидендов по итогам работы в 2005 г. Озвученные итоги показали, что в IV кв. прошлого года, в период межвластия, завод потерпел убыток в 2 млрд. р. В течение недели капитализация предприятия падала два раза: во вторник — на 14,2%, в четверг — на 11,5%. 20 апреля «Ведомости» озвучили возможность смены власти на АВТОВАЗе в пользу нынешнего топ-менеджера ОАО «РусПромАвто» Алексея БАРАНЦЕВА. После той публикации капитализация завода скакнула вниз сразу на 18%. Учитывая ряд фактов, данную комбинацию событий можно расценить как подгонку цены к наиболее оптимальной величине накануне продажи. Возможно, это произойдет в рамках создания новой автомобильной корпорации, о которой неоднократно заявлял глава Роспрома Борис АЛЕШИН (на фото слева).
На прошлой неделе проявились новые факты, косвенно свидетельствующие о том, что ФГУП «Рособоронэкспорт» появилось на АВТОВАЗе в качестве посредника для его дальнейшей перепродажи. Взять контроль над предприятием, в кратчайшие сроки повысить его капитализацию, после чего выгодно продать объект тем, для кого он имеет профильный вид деятельности, — в этом основа стратегии получения доходов так называемых антикризисных компаний. О том, что Рособоронэкспорту знакомы методы антикризисной работы, свидетельствуют слова Андрея Бельянинова: «В 2000 г. произошло объединение трех компаний, работающих на рынке экспорта вооружения, в одну. Команда Рособоронэкспорта работала в режиме кризис-менеджмента. | |
В последующем этой работе удалось придать инерцию. За последние годы Рособоронэкспорт преобразовался в торгово-промышленную компанию». Андрей Бельянинов был первым генеральным директором ФГУП «Рособоронэкспорт». Передав этот пост в апреле 2004 г. своему бывшему заместителю Сергею Чемезову, он возглавил Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ). По его словам, в начале 2004 г. в планы Рособоронэкспорта не входили действия, связанные с получением контроля над АВТОВАЗом. Таким образом, получается, что руководство Рособоронэкспорта заинтересовалось автозаводом менее чем за год до получения над ним полного контроля. В тандеме с Внешторгбанком в достаточно короткие сроки и без относительно существенных затрат (см. «Хронограф» №47 (119) от 26.12.05) ему удалось переподчинить себе АВТОВАЗ. Причем государственному Внешторгбанку была отведена роль основного кредитора автозавода. На тот момент аналитики ИК «Атон» оценивали совокупный чистый долг АВТОВАЗа в $640 млн. Доминирующую часть в нем составляли обязательства перед государством и подконтрольными ему структурами. Те же эксперты оценивали стоимость контрольного пакета акций АВТОВАЗа в конце октября 2005 г. примерно в $350 млн. |